Стихотворение об абсурдности творческого процесса

Разливы поэзии!
Невы синевато-стальная вода
вливается в карее море
и падает в бездну, в зрачок, в черноту, в никуда,
где древняя мера, где обморок света… Вопрос в органическом хоре:
«Ну, как там – нормально? пригрезилось?»

Да, грезится, если читалось сперва!
О том и начнём разговор –
поэт, словно вор,
украдкой глотает чужие слова…
В нас вложены предки, в мозгу и в сетчатке,  как будто бы под скорлупою яйца́!
И вновь органический хор:
«Зачем голова
рукам не даёт успокоиться?»


Рецензии
Разливы поэзии! -!--!--
Невы синевато-стальная вода -!--!--!--!
вливается в карее море -!--!--!-
и падает в бездну, в зрачок, в черноту, в никуда,-!--!--!--!--!
где древняя мера, где обморок света… Вопрос в органическом хоре:-!--!--!--!--!--!--!-
«Ну, как там – нормально? пригрезилось?» -!--!--!--

Да, грезится, если читалось сперва! -!--!--!--!
О том и начнём разговор – -!--!--!
поэт, словно вор, -!--!
украдкой глотает чужие слова… -!--!--!--!
В нас вложены предки, в мозгу и в сетчатке, как будто бы под скорлупой яйца́!
-!--!--!--!--!--!--!--
И вновь органический хор: -!--!--!
«Зачем голова -!--!
рукам не даёт успокоиться?»-!--!--!--
Алексей, я правильно понял, что Ваше стихотворение написано шестистишием и восьмистишием. Мне кажется двух женских клаузул не хватает в восьмистишии. Я уловил что у Вас рифмуются по три мужские рифмы в восьмистишии, просто не знаком с этой техникой. Потом, думаю, есть некий диссонанс по альтернансу с шестистишием. Ваше мнение? Может имеет смысл сделать два таких восьмистишия?

Соэль Карцев   24.04.2017 21:28     Заявить о нарушении
Надо было так и назвать стихотворение: Диссонанс по альтернансу - чудное звучание))

Соэль, не ломайте голову - вы не знакомы с такой техникой, потому что эта техника применима только к конкретному стихотворению (не факт, что удачно). Как писал Маяковский: "Ещё раз очень решительно оговариваюсь: я не даю никаких правил для того, чтобы человек стал поэтом, чтобы он писал стихи. Таких правил вообще нет. Поэтом называется человек, который именно и создаёт эти самые поэтические правила."

А так: стихотворению с ироническим контекстом в русском стихосложении традиционно позволительны почти любые вольности. И составная рифма, кстати, изначально употреблялась как острота. Вспомните Минаева (хотя, может, и не стоит вспоминать).

Алексей Конкурсный   25.04.2017 00:16   Заявить о нарушении
Приветствую, Алексей и Соэль.
С какой целью автор разделяет свой текст на строфы?
Да чтобы выделить основную ритмическую единицу. Ну, это как акты в пьесе.
Бывает, сдваивают катрены, а бывает при общей слитной записи, выделяют
финальный, с тем чтобы акцентированный смысл поддержать графически.
Графика - это всё, что есть у автора, чтобы, хоть как-то помочь читателю
наиболее верно проникнуть в его замысел.
Что уже говорить, если схема рифмовки строф, мягко скажем, нетипичная?
Ну что же, попробую охарактеризовать их в отрыве и от "художественной составляющей"
и от альтернанса. По логике, такой "диссонанс альтернанса" предполагает диптих.
Но в данном случае одна строфа по смыслу перетекает в другую.
Знаете здесь какой "эффект?" Когда ведущую партию начинает играть, например,
труба, а продолжает уже виолончель. И тогда есть смысл рассмотреть инструменты отдельно.
Первая строфа.
Так называемый мной, "хитрый треугольник": АВС/ВСА, где "А" весьма удалённая рифма,
а когда она еще и ассонансная: "поэзии/пригрезилось", то "забудется" читателем наверняка.
Ну, да это ещё куда ни шло, такое, пусть редко но всречается.
А вот во второй строфе, реальная "заморока".
АВВА/СВАС - как говорится, без пол литры не разберёшься.
И всё это на фоне сверхдлинной строки, плюс составная разноударная рифма.
Кстати, я так понимаю в ней опечатка, ибо слышится:
"скрл...упоЮ яйца / успокоиться"
Двойная разноударность - до такого даже мой "извращённый" слух ещё не додумался.
Вот если бы рифму ТАКОГО качества применить симметрично, хотя бы в половине текста -
это было бы НЕЧТО, хотя и для "гурманов".
А в целом, отмечу необъяснимый для меня парадокс.
Введённое Соэлем ограничение (использование трёх разностопных строк в катрене)
ставит авторов в крайне неприятную и неудобную ритмическую позицию, причём
даже не столько авторов, сколько читабельность самого стиха в целом.
Но вместо того, чтобы попытаться, как говорится, выйти из положения,
посредством однотипной схемы рифмовки, приближенной, а не удалённой рифмы,
композицией контекста, наконец. Авторы дают себе полную "волю".
Погибать - так с музыкой, что ли? Какие-то "авторские записи" с расчленением строк,
разные схемы рифмовки при слитной записи. Неужели на чей-то слух ЭТО работает
на благозвучие стиха? Как тот напёрсточник: "Кручу, верчу - запутать хочу!"
И в принципе, логичный вопрос - а с какой колокольни оценивать-то?
Общеизвестно и общепринято, что главный критерий на Стихире - это пресловутое
"Общее впечатление", а всё остальное бонусы, которые есть не у всех и не для всех.
Вот такой диссонанс БЕЗ альтернанса.
О

Гольгертс   25.04.2017 01:51   Заявить о нарушении
Хорошо... Алексей, Вы подумайте денёк насчёт альтернанса, может, что поправите. Стих я приму по- любому.

Соэль Карцев   25.04.2017 13:06   Заявить о нарушении
Олег, а почему вообще, по-вашему, что-то в стихотворении должно работать на благозвучие? Оно, если учитывать опыт больших поэтов прошлого и позапрошлого века, далеко не обязательно... За "скорлупоЮ" спасибо - действительно лучше. А вот по поводу разнесённости рифмы первой и последней строки в первой строфе: вот вы обижаетесь, когда в ваших стихах не замечают внутренней подрифмовки, а сами по верхам скользите....
Соэль, я планировал стихотворение длиннее, но оно логически закончилось так. Не думаю, что что-то изменится.

Алексей Конкурсный   25.04.2017 22:12   Заявить о нарушении
Алексей, да вы послушайте СЕБЯ!
"почему вообще, по-вашему, что-то в стихотворении должно работать на благозвучие? " (с)
А вы разве предпочитаете звук работающего фрезерного станка?
Вы ссылаетесь на "больших поэтов прошлого и позапрошлого века", а почему бы тогда не вернуться к "античному стиху", причём всем, поголовно?
"не замечают внутренней подрифмовки, а сами по верхам скользите...." (с)
Даже если предположить наличие внутренней рифмы в схеме АВСВСА, это никак не влияет
на удалённость рифмы "А".
Внутренней рифмой считается рифма соответственных стоп в зарифмованных строчках.
Например, рифма второй стопы со второй, третьей с третьей и так дальше.
Таким образом, в разностопных строчках восприятие такой рифмы, крайне затруднительно.
Есть смысл говорить, лишь о "начальной" рифме первых стоп.
Покажите НАГЛЯДНО что вы считаете в первой строфе "внутренней подрифмовкой?"

Гольгертс   25.04.2017 22:34   Заявить о нарушении
Олег, да даже если не ссылаться ни на кого: вы-то можете ответить, почему стихотворение должно быть благозвучно? Или вы это почему-то себе вывели и решили, что это такой закон поэзии?
Искусство - это часть культуры, а культуры без преемственности, без переклички, без ссылок - нет.
Ничего я не буду показывать и доказывать. Мне это неинтересно. Захотите - сами разберёте, навык у вас есть для этого.

Алексей Конкурсный   25.04.2017 23:30   Заявить о нарушении
Н-да... вы меня прямо в тупик поставили.
Я впервые встречаю того, кто оспаривает это:
"Поэзия - музыка слов" /Томас Фуллер/.
Знаете, я как-то не готов доказывать, что дважды два - четыре.
Извините.

Гольгертс   25.04.2017 23:38   Заявить о нарушении
Извините, но "музыка слов" и просто музыка - очень разные вещи. Просто иначе объяснить Баратынского, Маяковского, позднюю Цветаеву, раннего Пастернака, многое из Бродского просто невозможно. Благозвучия там нет, но музыка (терминологические издержки общих песенных корней музыки и поэзии)просто ошеломляющая.

Алексей Конкурсный   26.04.2017 00:24   Заявить о нарушении
Вы ссылаетесь на слова Маяковского: "правил нет".
Но покажите мне, хоть одно стихотворение у него или всех выше перечисленных
вами поэтов, в котором была бы хаотичная, "вольная" схема рифмовки и небрежная
приблизительная рифма?

Гольгертс   26.04.2017 00:35   Заявить о нарушении