На перекрёстке
И расстанемся враз,
А неискренность невыносима.
Побирушкой стою
У судьбы на краю.
Взгляд твой вскользь,
Взгляд твой сквозь,
Взгляд твой мимо.
Не слепи меня блеском
Своей мишуры,
От чужих иномарок изжога.
И присыпаны пеплом
Наши встречи-костры,
Комом сжалась душа-недотрога.
Так зачем же сидим
Да на стрелки глядим,
О насущном со вкусом толкуем?
Избавляясь от грёз,
Обойдёмся без слёз,
И на прошлом
Печать поцелуя.
Сквозь ужимки морщин
Мы прочесть не смогли
Тех весомых причин,
Что нас вместе свели:
Что в отъезде жена,
Телефон под рукой.
Чья же это вина,
Что наш вечер такой?
Ты совсем не грубил,
Ты совсем не острил,
Говорил про семейное счастье,
Перекрёсток дорог
Приютил на часок,
Чтоб ещё десять лет не встречаться.
На меня не смотри.
Я такая как есть.
Пыль с капота сотри
И оставь меня здесь.
Свидетельство о публикации №117042411193
Перекресток — слово, вынесенное в заголовок, в сравнении с перепутьем, вроде отличия мира трехмерного и четырехмерного. Если распутье, это сколько-нибудь начальное пребывание в одной проекции, то перекресток имеет очертания более резкие, радикальные и необратимые, чем-то напоминающие экспрессию первой строки "Лучше ногу на газ". Мотив креста из названия незримо и явно как эхо прослеживается во второстепенных персонажах и деталях:
- образ побирушки (божьи люди и их присказка "подайте ради", здесь религиозная символика идет с экспрессией чувства унижения, бессилия, внутреннего кризиса и зависимости от обстоятельств и чужих людей, что в теме расставания отражено в болезненности перехода близких в разряд чужих);
- встречи-костры по аллегории уже дальше от креста, чем побирушка, но все равно, инквизиция и ряд сожжений делают тему религии и перекрестка фоном происходящего. В этом образе, очень экспрессивном, отношения поданы как деструктивные и разрушающие девственную душу недотрогу;
- деталь стрелок не имеет четкой локализации, и остается только догадываться, это стрелки измерительных приборов или часов. Если второе, то здесь, в этом образе можно увидеть 1/4 и 3/4 креста, так стрелки образуют в круге часа углы тупой и острый, что может символизировать деталь искаженного креста в его одной из четвертин. Тема раздробленности в проекции расставания и времени, которое работает против, тоже можно на подсознательном уровне почувствовать как фон общей стагнации и разрушения связи.
- если воспринимать крест как простую сумму прямых линий, то косвенно этот триггер подхватывают и другие детали, усиливающие паттерн прямолинейного не завуалированного обращения лирической героини, ее желания не обманываться и не быть в плену иллюзий. Это образы взглядов (их направления имеют эмоциональные оттенки пренебрежительности, скрытой агрессии, равнодушия: вскользь, сквозь, мимо). Спрятаны короткие прямые линии и в мишуре (новогодний дождь), морщинах (как метах и последствиях сильных эмоций), части цифры 10 (десять лет), время "перекрестка", и финальное, ментальный автопортрет и прямолинейное заявление: "я такая как есть".
Все это собрание линий и пересечений очень образно и зримо, но ломаными фрагментами, ведь крест это пересечение и двух ломаных, вписываются в основной конфликт, резонируют с ритмическим рисунком и создают настроение внутренней отрешенности и доминанты боли. Где правда предстает не самой лучшей стратегией, хотя и самой ожидаемой и необходимой. Мы не любим обман за то, что он лишат нас самих себя, а у кого-то кроме этого уже и нет ничего...
Очень выразительно и символично финальное, про пыль на капоте...В это строке и самоуничижение, и внутреннее ожесточение, и безысходность последнего принятого решения. Мне по болезненности и уровню мастерства художественной аллегории напомнило ахматовское.."не стой на ветру"...
Кшесинская Деметра 14.08.2021 11:21 Заявить о нарушении
Сейчас Вы во мне разбудили то состояние, которое я пережила буквально на том перекрёстке. В нём ,как в стОпоре, лет 5 находилась. Спаслась чадородием. Смотрю на себя ту Вашими глазами и понимаю, что и на самом деле всё т а к и было. Этот водитель мучал меня и себя половину жизни. А потом взял и умер. Вроде "крест" поставлен. Но пока не отпустил. Мы до сих пор "в диалоге". И улыбнулся: не стой на ветру" я воспринимаю как своё пережитое. Но там ещё и сероглазый король прописался.
Я очень Вам , Деметра, благодарна за то, что вот так сквозь ренген меня просветили/ во всех смыслах/. И знаете, "уничижение паче гордости", Вам виднее.
Галина Ильина-Александрова 14.08.2021 12:07 Заявить о нарушении
А вот смерти я и не услышала. Значит, ее и нет...Спасибо за такую отзывчивость, уровня стиха. А он живой...
Кшесинская Деметра 14.08.2021 12:33 Заявить о нарушении
Галина Ильина-Александрова 14.08.2021 12:47 Заявить о нарушении