Её Величество Женщина. Ч. 6

              Предыдущая  часть:  http://www.stihi.ru/2017/04/21/738


Ч.6

В  русской  живописи  мы  встречаем  целый  ряд  гениальных  произведений, в  центре  которых  -  женщина 
с  её  сложным  духовным  миром.
Расцвет  жанра  портрета  в  России достиг  уровня  европейской  живописи  в  XVIII  веке.  Можно  назвать  много  имён  русских  художников  того  времени,  создавших  великолепные  женские  портреты.

Одним  из  них  был  Фёдор  Семёнович  Рокотов (1732 – 1806). В  своих  работах  он  сумел  раскрыть  внутренний  мир,  передать  тончайшие  движения  души,  переживания  человека.
Происходил  художник  из  крепостных  крестьян,  но  получил  вольную. В  1750-х  годах  известность  Рокотова  была  столь  велика,  что  его  пригласили  написать  портрет  наследника  престола  великого  князя  Петра  Фёдоровича,  а  в  1760-е  годы  он  пишет  два  портрета  императрицы  Екатерины  II.

Рокотовские  женские  портреты  отличаются  особой  одухотворённостью.  Пленителен  образ  юной  Александры  Петровны  Струйской,  молодой  особы  дворянского  сословия,  жены  Николая  Еремеевича  Струйского,  богатого  помещика  и  владельца  одной  из  первых  и  лучших  частных  типографий  в  России.

Художник  передал  очарование  юности  18-летней  барышни,  которая  счастлива  и  горда  своим  высоким  положением  в  обществе.  На  портрете  она  живая  и  привлекательная,  с  заметным  чувством  собственного  достоинства.  Невозможно  не  обратить  внимания  на  её  чуть  удлинённые  чёрные  глаза,  выражающие  нежность,  заботу  и  светлую  грусть  об  утраченных  днях  детства  и  отрочества,  закончившихся  вместе  с  замужеством.

Немного  найдётся  портретов,  да  ещё  и  изображающих  не  августейших  особ,  которым  поэты  даже  спустя  века  посвящали  стихи.  Этому  портрету  уже  в  XX  веке   посвятил  стихотворение  поэт  Николай  Заболоцкий :
…Ты  помнишь,  как  из  тьмы  былого,
    Едва  закутана  в  атлас,
    С  портрета  Рокотова  снова
    Смотрела  Струйская  на  нас?
    Её  глаза – как   два тумана,
    Полуулыбка,  полуплач,
    Её  глаза – как  два  обмана,
    Покрытых  мглою  неудач.
    Соединенье  двух  загадок,
    Полувосторг,  полуиспуг,
    Безумной  нежности  припадок,
    Предвосхищенье  смертных  мук…

Другим  крупнейшим  русским  портретистом  второй  половины   XVIII  века  был  Дмитрий  Григорьевич  Левицкий  (1735 – 1822). Он  создал  галерею  портретов,  необыкновенных  по  своей  проникновенности,  свежести  и  воздушности.  Достаточно  вспомнить  его  живописную  сюиту  из  семи  портретов - «Смолянки»,  посвящённую  выпускницам  Смольного  института.
 
Среди  них  выделяется  портрет  Екатерины  Нелидовой. Чистые  глаза, нежная,  немного  задорная  улыбка,  легко  и  грациозно  отодвинутая  вперёд  ножка  в  жемчужном  башмачке – чем  не  Золушка,  впервые  очутившаяся  на  балу,  вся  в  предвкушении  чуда  и  счастья?  Кажется,  ещё  мгновение – и  появится  прекрасный  принц,  зазвучит  томный  клавесин,  и  она,  необыкновенно  обаятельная,  с  улыбкой  начнёт  свой  менуэт…

В  конце  XVIII – начале  XIX  века  известность  приобрёл  художник  Владимир  Лукич  Боровиковский  (1757 – 1825),  создавший  лирические  образы  под  влиянием  пришедшего  тогда  в  искусство  и  литературу  нового  направления – сентиментализма.
В  женских  портретах  он  передал  тихую  мечтательность,  тонкие  переживания  и  чувствительность  своих  героинь.  Среди  многих  прекрасных  его  полотен  особым  лиризмом  и  красотой  выделяется  портрет  юной  графини - пленительно-загадочной  и  мечтательно-печальной  Марии  Ивановны  Лопухиной (1797).   В  её  портрете  он  воплотил  представление  своего  времени  о  женской  прелести.  Прелести  почти  неземной  и,  как  оказалось,  недолговечной  (Лопухина  скончалась  в  возрасте  22  лет).  Но  пока  ничто  не  омрачает  её  прекрасных  черт – это  подлинно  гармоничный  человек  в  расцвете  красоты.

Историю  женского  портрета  продолжили  художники  XIX  века.  Среди  них -  Кирилл  Павлович  Брюллов  (1799 – 1852),  лидер  художников-передвижников  Иван  Николаевич  Крамской  (1837 – 1887).

И.Н.Крамской  более  всего  ценил  в  картине  сердце  и  мысль. 
Выдающееся  его  произведение – «Неизвестная» (1883).   
Молодая,  прекрасная,  одетая  со  всей  роскошью  тогдашней  моды  женщина  едет  в  коляске  по  зимнему  Петербургу.  Сбоку  остаётся  Аничков  мост,  покрытый  снегом.  Перспектива  Невского  проспекта  тает  в  морозной  дымке.  На  фоне  светлого  неба  чётко  смотрится  гордо  откинутая  голова  красивой  дамы,  сознающей  своё  обаяние.  Спокойно,  холодно  взирает  незнакомка  на  окружающих.  Во  взгляде  некая  надменность,  подчёркнутая  горделивой  осанкой.

Кто  она,  «Неизвестная»  Крамского?  Светская  дама?  Актриса?  С  кого  писал  художник  эту  женщину?  Может,  образ  красавицы  просто  родился  в  воображении  живописца?  Даже  Репину,  близкому  знакомому  Крамского,  ничего  не  было  известно  о  её  прототипе.  Надменность,  красота  и  тайная  грусть  «Неизвестной»  у  некоторых  ассоциируется  с  образом  Анны  Карениной,  созданным  Л.Н.Толстым. 
Трудно  сказать,  кого  изобразил  Крамской  на  своём  полотне.  Бесспорно  одно:  художник  явно  любовался  этой  героиней.

Мягкие,  плавные  линии  фигуры  полны  грации  и  изящества.  И  только  в  огромных,  полуприкрытых  длинными,  пушистыми  ресницами  глазах  притаилась  грусть.  Эти  глаза  сверкают,  как  звёзды,  и  в  их  сиянии  чудится  блеск  непролитых  слёз.  Как  знать,  возможно,  за  внешним  сиянием  красоты  и  роскоши  скрывается  трагедия  души,  погубленной  высшим  светом...

Период  конца  XIX – начала  XX  веков,  названный  в  русском  искусстве  Серебряным  веком,  выдвигает  новые  задачи,  новые  направления  и,  соответственно,  новые  имена  в  живописи:  Валентин  Александрович  Серов  (1865 -1911),  Константин  Андреевич  Сомов (1869 -1939),  Михаил  Александрович  Врубель  (1856 -1910)  и  другие.

Врубеля  влекли  поэтические  образы  Пушкина  и  Лермонтова.  Картина  «Царевна-Лебедь» - это  один  из  самых  поэтических  женских  образов  у  Врубеля.  В  нём  воплощена  женская  мечта  о  счастье.
 
В  сиреневых  сумерках  весенних  северных  ночей  совершается  великое  таинство.  Покорённая  любовью  царевича  Гвидона  и  сама  познавшая  ответное  горячее  чувство,  бессильная  перед  неминуемой  судьбой,  Царевна-Лебедь  расстаётся  со  своей  колыбелью – с  коварными  и  любимыми  волнами  холодного  моря.  Она  должна  принять  облик  земного  человека,  стать  женщиной.  Уже  начинает  таять  плотное  блестящее  оперенье  лебедя,  превращаясь  в  лёгкое  пушистое  облако.  И  тяжко  ей,  и  больно,  и  радостно  это  превращение.  В  прекрасных  неземных  очах  её  живут  и  мерцают  страх,  тоска,  любовь  и  упрёк  царевичу  за  покорность  его  воле…

Образ  создан  редкостными  по  красоте,  истинно  сказочными  красками.  Лебедь  как  бы  возникает  из  стихии  закатного  сизого  моря,  из  морской  волны.  Впереди – неизвестность. 
Царевна-Лебедь  стала  своеобразным  символом  нового  тревожного  столетия:  Врубель  окончил  свой  холст  в  1900  году.

Традиции  создания  женских  образов,  являющих  собой  идеал  красоты  внешней  и  внутренней,  не  прерываются  в  русском  искусстве  и  в  последующие  времена.  Тема  женских  образов  в  живописи  неисчерпаема.  Героини  картин  русских  художников  различны  и  по  возрасту,  и  по  характеру,  и  по  положению  в  обществе,  но  их  объединяет  то,  что  в  каждой   из  женщин  живёт  загадка.  Загадка  их  красоты,  женственности,  обаяния.  И,  конечно  же,  прекрасна  женщина  с  ребёнком  на  руках.

Когда-то  один  из  поэтов  Серебряного  века,  Константин  Бальмонт,  сказал:  «Я  женщин,  как  высшую  тайну,  люблю…». 
Эту  вечную  высшую  тайну  стремимся  познать,  почувствовать,  понять  и  мы,  благодарные  зрители  и  почитатели  чарующего  изобразительного  искусства.

 


               ИЛЛЮСТРАЦИЯ:  И.Н.Крамской. "Неизвестная"


 

               Окончание:  http://www.stihi.ru/2017/04/25/11437 


Рецензии
Ух как...
...знаешь, Жень, я по-новому взглянул на "Неизвестную"! Репродукция этой картины в детстве очень долгое время висела в нашем доме(наряду с "Девочкой с персиками"(надеюсь, не ошибаюсь...) и многими другими известными репрод. картин русских художников)... Она притягивала, заставляла задумываться... Я никогда до конца не понимал всю прелесть живописи, но, честное слово, после такого твоего ликбеза, пологаю, чуток продвинусь в этом!))
Спасибо... И доброй ночи.

Петр Терзи   03.05.2017 23:09     Заявить о нарушении
Это тебе спасибо, Петя, за неравнодушное прочтение
и приятный для меня отклик.

До встреч на Стихире!

Евгения Лем   03.05.2017 23:14   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.