Свадебные традиции святоверческой общины

Прежде чем начать свой рассказ о свадебных традициях святоверческой общины, нужно уделить внимание самой философию брака, которая в святоверии существенно отличается от привычных нам современных представлений. Как уже не раз подчеркивалось, святоверие крайне трепетно относится к институту семьи, и поэтому вступление в брак среди святоверов считается делом очень серьёзным и ответственным, но при этом романтические иллюзии скорее считаются вредными.
Это сильно отличается от того, что мы видим вокруг, ведь большинство современных людей создают семью, опираясь именно на романтические чувства и ожидания счастья, на опьяненную влюбленность.  Но за этим часто следует глубокое разочарование. Они считают, что именно воля их жены или мужа являются источником того, складываются или нет их отношения, обвиняют друг друга и приносят друг другу много страданий. Но на самом деле они просто забывают, что истинный источник Благости – лишь Господь. 
Расторжение брака в святоверии хотя и возможно, но считается крайней и небогоугодной мерой. Прежде всего, это связано со святоверческими представлениями о том, что обретение супружества происходит не столько по воли человека, сколько по попущению Господнему, о чем сказано в Святословии: «И сказал мне Создатель: «Заблуждаются те, кто полагает, что обретает жену себе или мужа желанием своим, по тому, как любо или не любо ему во всякий момент. Сердце людей блудливо: сегодня нравится – завтра же нет, и отправляется нечестивый на поиски услады для плоти своей, покуда не истощится и погибнет бесславно, как собака, объевшаяся падали. Ибо всякое желание, не от Воли Моей исходящее – что вода соленая в пустыне. Испей – и увеличится жажда твоя, покуда не найдешь погибель свою. Испросите же Меня о воде сладкой – ибо лишь у Меня найдете её. Я же не приемлю такого, и всё это мерзость пред Лицом Моим. До того дошли вы в блудодеянии, что уже и детей рожденных принимаете, как любо или не любо вам во всякий момент, и родителей ваших не хотите опекать, ибо они не всегда по сердцу вашему. Ищете лишь услады, и всякое же испытание, преходящее от Меня, отвергаете» (св. Новозакония. св. 2, ст. 1-2.). То есть, муж или жена (впрочем, как дети и родители) даются каждому в зависимости от заслуг перед Духом Господним. Далее говорится: «И сказал мне Создатель: «Если же жена по любви своей услаждает мужа своего, то мужу верному должно это принимать с радостью, и восторгом, нежностью, открывая тому сердце своё, ибо это Дар от Меня, от Господа вашего. Помните же, что не от жены вашей счастье, но через неё от Меня, Создателя вашего».(св. Новозакония. св. 3, ст.4).
 Со святоверческой точки зрения чувство счастья в целом эфемерно, брак же является скорее одним из проявлений долга и служения, нежели удовольствием. Брак – это испытание и бремя, и одно из основных заданий мужа и жены заключается в том, чтобы в меру сил облегчить для своей пары отработку этого долга за счет взаимоподдержки, ласкового отношения и готовности прикрыть слабости друг друга. Внимательность друг к другу, готовность к испытаниям – одно из основных условий. Сказано следующее: « Мужу верному должно баловать и услаждать жену свою, когда она того заслужила деяниями по Законам Моим, ласкать детей своих по послушаю их – но самому не надо искать услады, ибо Я того не завещал, и то мерзко пред Лицом Моим». (св. Новозакония. св. 3, ст. 3).
Непосредственно сама святоверческая свадьба отличается скромностью и отсутствием особого веселья. Во всем действии подчеркивается примат долга над удовольствием, готовность взять на себя ответственность. Для святовера брак – в определенной мере естественная аскеза, отказ от части собственной свободы ради выполнения замысла Господнего, ведь для успешной семейной жизни человек, а особенно мужчина, вынужден во многом ограничивать себя. При этом важно избегать ропота и стремления обвинить друг друга.
Однако подготовка к свадьбе в святоверческих общинах начинается задолго до того, как юноша и девушка познакомятся. Жены-браслетницы (названы так из-за особого отличительного знака – серебряного браслета на левой руке), выбранные из опытных и хорошо подготовленных женщин, несут в паствах особую службу – они беседуют с молодыми людьми, с приходскими пастырями конкретной общины, наблюдают, проводят игры и составляют на каждого юношу и девушку особую приписную грамоту, доступ к которой имеют лишь они. Жены-браслетницы дают обет никому не разглашать таинство приписных грамот.
В святоверии наиболее  благоприятным считается, если есть возможность заключить брак в подобающем возрасте, когда с одной стороны юноша и девушка еще сохраняют гибкость психики и способны легче приспособиться друг к другу, а с другой стороны – они уже имеют достаточную жизненную мудрость. Важным так же является то, чтобы родители заключающих брак не были слишком стары, так что уже и сами нуждаются в опеке. В Святословии о брачном возрасте сказано: «И сказал мне Создатель: «И вот исполнится им трижды по семь лет, пусть возьмут они в жены тех дев, которых Я укажу им Благословением Моим, и тогда дам Я им право мужества по Милости Моей. Девы же должны быть воспитаны матерями по благочинной мудрости, и когда придут они на собрание, чтобы быть избранными в жены – должно им быть трижды по шесть лет. Однако же, если кто до пришествия в собрание возлюбил друг друга – тех не разлучайте, но пусть тогда повяжут они друг другу на запястья красные нити и завету останутся верными. Когда же явятся на собрание, пусть станут отдельно» (св. Новозакония, св. 2, ст. 17).
Основываясь на записях в приписных грамотах, сличая их, жены браслетницы составляют особый список юношей и девушек, которые достигли определенного возраста, и вероятно, наиболее подходят друг другу. Потом они выбирают общину, которая будет проводить Хлебные Дни – собрание, в котором выбранные юноши и девушки участвуют под руководством старших в обрядовых играх, забавах, танцах и хороводах, создающих благоприятную атмосферу для неформального знакомства. Для любой общины проведение Хлебных Дней – это почетная обязанность. Чаще всего Хлебные Дни проводятся в летнее время, в благодатных местах на природе. Длятся Хлебные Дни несколько дней, обычно около недели.
По традиции сначала на месте проведения собираются девушки, и под руководством опытных женщин из приглашающей общины выпекают сдобные булочки, в которые вкладывают написанную собственной рукой записку, где указывается время и название общины, которая проводит Хлебные Дни. Выпечка булочек проходит в торжественной обстановке, с девичьими шутками и играми. Считается счастливым знаком, если девушки во время этого мероприятия запачкаются мукой и тестом, и поэтому они часто нарочно вымазывают друг друга, после чего обязательно отмываются в бане.
Если есть девушки, которые уже влюблены в конкретных юношей (то есть носят красные нити на руке), то они испекают свои хлебцы отдельно, и вкладывают именную записку. Такие хлебцы заворачивают в бумагу, на которой пишут имярек и общину приглашаемого на Хлебные Дни юноши изначально.
Утром испеченные хлебцы рассылают по общинам приглашенных юношей и  специальные посыльные (обычно это дети школьного возраста) вручают им хлебцы. За врученный хлебец юноша обычно платит откуп в виде сладости.
После этого юноши собирают гостинцы и едут на собрание. Девушки их встречают песнями, после чего молодые люди совместно украшают место проведения собрания, строят навесы и помосты, проводят многочисленные конкурсы и игры. В конце проведения Хлебных Дней юноши и девушки пишут записки, в которых на одной стороне указывают свой имярек, а на противоположной – имярек того, кто им понравился. Записки отдают женам-браслетницам, которые их просматривают и отбирают пары, которые совпали.
В последний вечер девушки и юноши разжигают костер, по правую сторону от костра становятся юноши, по левую – девушки. Жена-браслетница называет имя юноши, и он выходит из стана юношей и берет за руку девушку, которую он написал в записке. Естественно, что это лишь в том случае, если пары совпали. Те, кто нашел пару, навязывают друг другу красные нити на правое запястье. Если кто-то уже носит красные нити на запястьях, то их имена жены-браслетницы называют первыми. Пары становятся отдельно. Записки совпавших пар отдаются им, несовпавшие сжигают в костре.
После Хлебных Дней в различных общинах дается испытательный срок от трех месяцев до года, после чего совершают свадьбу, если не возникло непримиримых разногласий. Те, кто участвовал в Хлебных Днях, но не нашел пары, может быть приглашен на Хлебные Дни в другую общину или в эту же в любое подходящее время. В случае расторжения пар по той или иной причине участие в слеудующих Хлебных Днях юноша и девушка могут принять лишь через год после момента расторжения.
Сама святоверческая свадьба предполагает скромное застолье, на которое приглашают только кровных родственников жениха и невесты, а также одного близкого друга со стороны жениха и подругу со стороны невесты. После небольшого застолья будущие муж и жена идут к пастырю, который записывает их имяреки в особую приходскую книгу и, в некоторых общинах, им дарят Книгу тайных наставлений, после чего брак считают свершенным и они «могут входить в супружную, и это не будет считаться грехом».


Рецензии