Искушение человекопоклонства
Людям свойственно искать для себя ориентиры, которые бы были похожи на них самих; и поэтому так часто люди впадают в искушение, когда вместо Бога они начинают поклоняться другим людям или человекоподобным духам: ангелам. Но пусть даже они достойны огромного уважения, но подобное поклонение – отступление от Закона Господнего, одинаково опасное как для тех, кто поклоняется, так и для тех, кому поклоняются.
Согласно святоверческих представлений, исконной Истиной во всей Её Полноте, обладает лишь сам Господь, и никто из людей или даже высших ангелов не знает Её, и не может быть обладателем Воли Господней. Поэтому наибольшее презрение вызывают попытки некоторых религиозных деятелей присвоить себе монополию обращения к Воле Господней, что в Святословии характеризовано в следующих строках: «И сказал мне Создатель: «Но более всего ненавижу Я мерзость тех, кто торгует Именем Моим, словно вещью на рынке; кто зазывает во храм Мой, словно на потешное зрелище, и берёт деньги за молитвы ко Мне, словно за ночь с блудницей. Подобных изничтожу, изотру всякое семя их и сделаю их посмеянием» (св. Новозакония, св. 12, ст. 29).
Каких бы высот не достигал в своем духовном развитии люди, нужно всегда помнить – все они могут заблуждаться. В конечном итоге, каждая душа должна понять, что нет ни единого абсолютно непогрешимого, кроме самого Господа Бога, и каждый из нас обязан быть один на один с Ним, стараясь понять все хитросплетения сложного мироустройства. И нужно шаг за шагом вырабатывать в себе верное отношение, которое чуждается как нигилизма, так и цепляния за авторитеты и стереотипы.
Мысли почтенных мудрецов и слова великих пророков – лишь камни, на которые можно опереться, взбираясь к вершине, но сами они – отнюдь не вершина, ибо вершина – сам Господь. В Святословии сказано: «И ответил Господь: «Не надейся на слово человеческое, но на Волю Мою уповай во всякий момент. Верность друзей не от друзей, но от Меня дар этот. Кто передо Мной будет достойным, тот будет встречать в людях крепость». (св. Новозакония. св. 10. ст. 14
Человекопоклонство чрезвычайно изменчиво, и существует множество его разновидностей. Одни из них грубее, и нагляднее превращают человека в раба чужой воли и чужих заблуждений; другие виды человекопоклонства значительнее тоньше, они кроются в тонких слоях нашего сознания и очистить от них душу значительно сложнее.
Основной причиной человекопоклонства, его роста и развития внутри нас является неумение и нежелание самостоятельно познавать Волю Господа, приобщаться к Закону Его, стараться понять Его. Движет человекопоклонством духовная лень и страх, внутреннее желание переложить собственную ответственность перед Господом на других.
Нет более простого пути, нежели пустое подражание. Однако это противоречит тому, зачем Господь отделил от Духа Своего дух многих людей и живых существ, поселив их в сотворенной Им Вселенной. Если бы у всех был один путь, по которому нужно возвратиться к Творцу, то зачем тогда было бы создано столько отдельных носителей духа? Если был бы у всех один путь, то тогда и дух бы у всех был один единственный. Но ведь это не так!
Так что же, получается, что в святоверии нет единого пути, и каждый следует тому, как ему заблагорассудится? И да, и нет. Пути Господни истинно неисповедимы, но, тем не менее, есть определенные ориентиры, которые позволяют судить о том, праведен ли путь. Обретаются подобные ориентиры через четыре возможности:
1) Откровение – прямое слово Господне, которое даруется некоторым людям по Воле Его.
2) Прислушание – работа с сознанием, направленная на то, чтобы внутри себя найти ответы Господа нашему собственному духу.
3) Наблюдение – внимательность к внешнему миру и познание всех его явлений для того, чтобы познать Волю Господню и Замысел Его.
4) Обучение – впитывание массива знаний, который исходит из опыта других людей.
Только через слияние четырех возможностей, сличение их, человек может двигаться по правильному пути. Каждая отдельная возможность – не полноценна.
Исходя из этого исходят первая, самая тонкая группа человекопоклонства.
Слепое обучение – тогда, когда человек впитывает знания других людей, полученное через откровение, прислушание или наблюдение, не проверяя в меру своих возможностей это на собственном опыте. При этом, естественно, человек не должен все на свете «пробовать на собственном опыте», что во многих случаях даже опасно и глупо. Но все же для святовера не должно быть абсолютных догм, о которых он даже не задумывается. Нельзя ничего слепо ни принимать, ни отрицать, но во всем нужно искать меру Божественной Справедливости.
Самопоклонство – противоположная разновидность, часто замешанная на гордыни, когда человек ставит собственный опыт выше всех остальных, при этом часто впадает в субъективизм и нигилизм.
Вторая группа человекопоклонства имеет менее тонкую природу. О ее негативности куда проще догадаться, её внутренняя уродливость просто бросается в глаза мало-мальски духовному человеку.
Раболепие – когда человек подчиняется воли и знаниям другого, полностью отказываясь от себя, во всем безоговорочно следует воли авторитета.
Рабовладение – когда человек подчиняет других полностью своей воле, почитая их мнение и интересы маловажными.
Третья группа человекопоклонства имеет наиболее грубую природу.
Поклонение – когда некий авторитет (учитель, пророк, служитель церкви) замещает Господа Бога, ему придают черты божественного.
Мятеж гордыни – когда некто начинает сам почитать себя Высшей Силой.
Как видим, в каждой из групп имеется две стороны – первая, направленная на фигуру человекопоклонства, то есть то, что происходит в душах тех, кто ставит человека на неподобающее человеку место. Вторая сторона – это та скверна, которая развивается в душе тех, кому поклоняются. Обе стороны одинаково губительны.
Человекопоклонство чрезвычайно опасно. Однако, в этом вопросе святовер так же обязан сохранять умеренность, особенно в отношении с представителями других религиозных воззрений. Помните, у каждого – свой путь. Никогда не стоит вступать в споры догматического характера, ведь в них часто и кроется семя Сатаны. В Святословии сказано: «И сказал мне Создатель: «Кому дарую Спасение Мое – на то Воля Моя. Вам же удел ваш в Законе Моём: идите по пути этому, и будет спасение вам. Не смотрите на иных, не осуждайте и не указывайте тем, у кого иной путь – то не ваша забота, и не ваша печаль»(св. Новозакония. св. 12, ст. 4).
Если это обусловлено духовным путем человека, его особенностями – вполне возможно, ему нужно пройти через стадию слепого следования авторитету. Не нам судить об этом. Нужно всегда помнить – если бы Господь хотел, чтобы было лишь одно учение, которое способно привести человека к Нему, то так бы и было. Но, безусловно, следует понимать, что ситуация может развиваться и в крайне негативном ключе, как это порой происходит в тоталитарных сектах. Духовно помочь человеку, попавшему в подобную беду – это так же долг святовера перед Господом.
Свидетельство о публикации №117042310659