Отношения
А.Ф. Лосев
Развитие нашей психики не только расширяет наш опыт, но и качественно модифицирует наши отношения, которые проявляются и формируются из глубин нашей сущности, в зависимости от необходимости. Наши непосредственные отношения в основе имеют потенциальный всеобщий уровень (божественное, духовное, квантовое, информационное поле и т.д.), они реализуются на индивидуальном потенциальном уровне (наш опыт) и на индивидуальном актуальном уровне (вся наша деятельность). Опосредованные отношения реализуются на актуальном социальном уровне и определяются перспективой непосредственных отношений. При этом, всем отношениям присущи сопричастие, взаимодействие и взаимодополняемость.
Исследуя потенциальные стороны Реальности, которые существуют в настоящем не проявленном/явном виде, мы поймем существующие связи и отношения, законы и следствия, взаимное влияние потенциальной и актуальной стороны на нашу жизнь. Относительность всех концептуальных и мировоззренческих форм выдвигает в системе наших ценностей новый статус феномена отношений, понимание сути которых помогает нам освоить куда, где, и как проявлять, должным образом, нашу субъективную сущность.
В горизонтальной проекции (с возможностью вертикального изменения уровня), мы являем следующие субъективные типы взаимоотношений:
«Я - Иной» - отношения непосредственные, многосторонние и естественные; открывают нашу субъективность для взаимодействия в потенциальных областях. Носят всеобщий характер;
«Я - Другой» - отношения опосредованные нашей актуальной субъективностью, двусторонние и необходимые для жизнедеятельности; помогают проявлению (актуализации) индивидуальной и Всеобщей потенциальности. Носят общий и конкретный характер;
«Я - Чужой» - отношения эгоцентрические, односторонние и предельно дуальные; как правило, порождены застоем или фиксацией, создают напряжения необходимые для изменения в актуальных областях. Носят конкретный характер.
Наблюдаемые выше дуальные отношения в целом носят позитивный характер, но при любой деятельности наша субъективная актуальность может переживать создаваемые ими фиксированные и острые состояния, как болезненые и проблематичные. Развитие сознания характеризуется уровнем организации его отношений, преодолением антагонистического дуализма, освоением действительности как потенциальности, а далее и как Реальности.
Дихотомная работа сознания разделяет пространственно-временное поле, конституирует и фиксирует его, вместе с тем позволяет опосредованно воспринимать движение и участвовать в нём. Процессуальные акты осуществляются в пространственно-временном континууме и всегда взаимосвязаны через потенциально-актуальные отношения. Наша пространственно-временная ориентация всегда субъективна и относительна. Для более целостной деятельности субъекта в Реальности необходимо перевести акценты его внимания от обозначающей явления (причинно-следственная, пространственно-временная фиксация) позиции к процессуальной, т.е. на отношения.
В социальной действительности отношения построенные на дихотомных основаниях приводят к деструкции и антагонизму, что поднимает вопрос о необходимости осмысления существующих взаимоотношений, преодолении односторонних манипуляций, основательного пересмотра нашего понимания сущности человека и реальности. Двойственность взаимоотношений – это данность осуществления всякого движения и актуализации. Преодоление антагонизма во взаимоотношениях является, по сути, не преодолением двойственности, но правильным ее осуществлением, которое под-разумевает диалог, актуализацию потенций и процесс расширения. Вместе с тем, напоминает нам А. Н. Уайтхед: «Следует помнить о том, что точно так же, как отношения изменяют природу своих объектов, так и объекты отношения изменяют его природу. Определённое взаимоотношение никогда не является универсальным. Оно представляет собой конкретный факт, обладающий той же степенью конкретности, что и его объекты» (Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М. 1990, 558).
В изложении Ламы Анагарики Говинды звучит мысль: «Жизни неведомы какие-либо абсолютные единицы, но только центры отношений, непрерывные процессы единения, ибо действительность невозможно раздробить на отдельные, сами по себе существующие куски. Поэтому каждая её фаза и форма проявления есть член системы отношений и может быть осмыслена только в отношении к другим членам или ко всей системе в целом, благодаря чему в определении фаз непрерывного, нерасчленяемого потока жизни исключаются крайности утверждения как полной идентичности, так и её отрицания» (Говинда А. Психология раннего буддизма. Основы тибетского мистицизма Спб. 1993 , 58).
Реальность, в представлении последователей Дао, есть самопресуществление всего во всём, непрерывное движение от существования к присутствию (и наоборот), переживание человеком Реальности в Потенции и Пути.
«Если в ситуациях действуешь, исходя из Пути, тогда отождествляешься с Путём.
Если действуешь, исходя из Потенции, тогда отождествляешься с Потенцией.
Если действуешь, исходя из потери, тогда отождествляешься с потерей.
Когда отождествляешься с Путем, тогда и Путь радуется, обретая тебя.
Когда отождествляешься с Потенцией, тогда и Потенция радуется, обретая тебя.
Когда отождествляешься с потерей, тогда и потеря радуется, обретая тебя.
Если в тебе недостаточно веры, то бытие не верит в тебя»
Дао Дэ Цзин, из 23 чжана.
Мы можем предположить, что мир сверхчувственно экстазирующего индивида есть область потенции Реальности, через обращение к которой он способен привлечь скрытые силы и пережить длительные смыслы. Озарение, инсайт, сатори, - есть состояния выхода за рамки обыденных актуальных переживаний, прозрение и переживание потенциальной Реальности во всех её связях и отношениях, всей целокупности.
Человек, в отличие от животного, способен подняться над инстинктом (прошлым) и конкретной средой (настоящим), оценить ситуацию целостно и протяженно (будущее). Способность выйти за рамки текущих процессов действительности, позволяет человеку сознательно и намеренно строить свои взаимоотношения с Реальностью, расширять свой опыт. Человек способен сознательно включать в свой мир потенциальную область Реальности, допускать возможности и индивидуально проявлять актуальности. Человек из царства подчинённости переходит в царство возможностей и ответственности.
Свидетельство о публикации №117042206907