Это было вчера... над обрывом судьбы...

«Не Бог построил Освенцим и его крематорий. Это сделали люди. Может и трудно верить в Бога после Холокоста, но верить в человека — вообще не возможно».


                        *******

                Панары. Литва.

Это было вчера, мирно спали сады,
Крыши хат в предрассветной сутане,
В, солнца первых лучах, в искрах свежей росы,
Бликовали в осевшем тумане.

Нежно пахла сирень, с яблонь цвет облетал,
И ничто не грозило бедою.
Ночь сменялась на день, лунный диск умирал,
Россыпь звезд уводя за собою.

Штэтэл в сон погружен, на безмолвных дворах,
Ни возни, ни животного бреха,
Только шелест травы на цветущих лугах,
Штэтэл спал, как младенец без греха...

Там - у края земли, над обрывом судьбы,
Где оврагом изрезан песчаник ,
Бог, не видя хулы и не слыша мольбы,
Допустил казнь народа-избранник.

Сыновей, дочерей плоть от плоти своей -
Не сберег, не укрыл, не избавил...
Не щадя никого, даже малых детей,
На закланье, как овнов отправил...

Желто-белый песок от крови бурым стал,
Поглощая еврейские души.
Ров в себя все вбирал и тела трамбовал,
Словно сбитые с дерева груши...

Штэтэл словно уснул. Опустели дворы,
Тишиной окатилось местечко.
Отцвела та сирень,  облетели сады
И застыло здесь камнем сердечко...

Нет евреев в селе, хоть кричи, хоть зови;
Нет Ицхака, нет Шлемы, нет Сары...
Только тяжесть песка от еврейской крови,
Да названье осталось - Панары...

Это было вчера - время лютых зверей,
Где со дна мира - нечисть поднЯлась;
Судьбы тысяч людей, души тысяч людей;
"Юдэнфрай! " - эхом нам отозвалось...

----------------------------------
Одна из прижившихся фраз послевоенного времени и до сегодняшнего дня – это, – «можно смело констатировать, что абсолютное большинство акций против евреев не только организовывали, но и осуществляли сами нацисты".
Это то, что мы слышали от местных жителей на протяжение нашего пребывания в городке Молетай. 

Начали же убивать евреев литовцы еще до прихода немцев в Литву и по степени вовлеченности местного населения опередили всю Европу – жертв Холокоста составляет не менее 200 тысяч или 95% довоенного еврейского населения. Именно здесь геноцид впервые стал тотальным. В Молетай за один день, с 12 часов дня до 7 вечера, была уничтожена вся еврейская община…
Такая же участь постигла все небольшие литовские деревни и города, в которых жили евреи… 

Как могло случиться, что местные жители, соседи, с большим энтузиазмом и удовольствием бросились помогать фашистам на захваченных ими территориях? Как могло произойти, что массовое уничтожение евреев осуществлялось с помощью своих же сограждан? И несмотря на то, что часть из прислужников и убийц получили заслуженное наказание – это всего лишь часть? 

Конечно, литовцам удобней не вспоминать об этом, завеса молчания в течение многих лет как бы дает возможность вычеркнуть эти позорные страницы истории. Встречаясь с людьми в Литве, мы постоянно задавали этот вопрос и чаще всего в ответ получали смущенное молчание. Но как писал один историк, – "…для немцев триста евреев были расовыми врагами, а для литовцев это триста пар обуви". 

Но раскаяния как не было, так и нет поныне...
На всех памятниках и в местах захоронений в Литве писали, что это погибшие советские граждане – и ни слова о евреях… Местные жители старались забыть все то, что происходило у них на глазах – смерть их соседей – евреев. По-видимому, лучше забыть, чем расстаться с еврейскими домами, мебелью, другим имуществом… 


Рецензии
Думаете теперь было бы по-другому? Но бумеранг всегда возвращается.

Архив Тимофеевой   19.11.2018 10:16     Заявить о нарушении
Архив, это вам бумерангом снесло волосы?

Вам Это Понравится   20.11.2018 03:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.