Её Величество Женщина. Ч. 5
Ч.5
А что же русские художники? Какой вклад внесли они в искусство женского портрета? Каков их идеал женского характера и души?
Конечно же, русские мастера изобразительного искусства тоже сказали своё слово в живописи, создав множество ярких, талантливых произведений, в которых образ Женщины предстаёт во всём её величии и обаянии.
Каждая эпоха рисовала свой идеал женской красоты. Из века в век женщины неизменно воодушевляли поэтов, музыкантов, художников на создание величайших произведений искусства.
В древней Руси не существовало светского искусства. В те времена свой идеал женственности люди выражали в иконах, образах Богородицы и святых. Древнейшие дошедшие до нас изображения Божией Матери были обнаружены в римских катакомбах. Исследователи относят их ко II и III векам.
В христианской иконографии художники всех времён чаще всего изображали лик Пресвятой Девы. Иконописцы пытались показать красоту, нежность, достоинство и величие Богородицы. На русских иконах Она почти всегда изображается в печали, но печаль эта бывает разной: то скорбной, то светлой, однако всегда исполненной душевной ясности, мудрости и большой духовной силы. Лиричность, просветлённость и отрешённость – вот главные черты, характерные для Богородицы на русских иконах.
В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же можно насчитать более 860 наименований Её икон. Православная иконография Богородицы включает в себя такие общеизвестные иконы, как Владимирская, Тихвинская, Казанская, Неопалимая Купина, Смоленская и многие другие.
Одной из самых древних и почитаемых в России священных образов всегда была икона Владимирской Богоматери. Считается, что она написана евангелистом Лукой на доске, некогда служившей столом, за которым трапезничали Иисус, сын Божий, со своей Матерью – Девой Марией и старцем Иосифом.
Образ Богородицы написан в лирическом иконографическом типе «Умиление». Подобный стиль изображения Матери Божией с Младенцем олицетворяет нежность, любовь и ласку, которую Непорочная Дева проявляет к своему Сыну. Младенец Иисус восседает на правой руке Матери Божией, прильнув к Её лику. Сын Пресвятой Марии тянется к Ней, нежно обнимая за шею. Матерь Божия задумалась, прижимая к себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.
Икона насчитывает уже более 2000 лет. Вплоть до 5-го века н.э. икона находилась в Иерусалиме, затем была перевезена в Византию, и лишь в 12-м веке она попала на землю Русскую, будучи подаренной Константинопольским патриархом Юрию Долгорукому. Из Киева её перенесли во Владимир, а затем в Москву.
Икона Владимирской Богоматери имеет долгую и славную историю, которая уходит корнями в далёкие века. Она всегда защищала Русь (а теперь и Россию) от врагов, бедствий и несчастий. Когда учащались набеги татар на Русь, на Москву, она неоднократно спасала русские войска от врага, не раз являла чудо.
К примеру, сохранились сведения, что однажды предводителю татар Тамерлану, уверенному в своей победе над русскими, перед предстоящей битвой приснился сон: идёт на него сияющая дева с 12 ангелами, протыкающими его мечом. Тамерлан попросил мудрецов объяснить смысл сна, и они растолковали так: приснившаяся Дева есть Матерь христианского Бога и Заступница земли Русской. Тамерлан с ужасом понял, что его поход обречён на провал. Он распорядился покинуть Русь и ушёл вместе со своими войсками.
Высокая скорбь Богородицы, Её боль во все времена были близки, понятны и созвучны чувствам русичей - русских людей, перенесших немало испытаний на протяжении своей истории.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ: икона Владимирской Богоматери.
Продолжение: http://www.stihi.ru/2017/04/23/577
Свидетельство о публикации №117042100738
Очень благодарна тебе.
Евгения Лем 26.04.2017 10:17 Заявить о нарушении