Не построить ли ковчег? Антон Белоусов
Относясь к породе гуманитариев, автор данного текста в безудержном желании быть услышанным и понятым, берет на себя труд донести до читателя одну историю, историю перехода человеческого сознания из одного качества в другое. Аналитики разных областей знания определяют сегодняшнюю жизнь как существование в условиях информационного потопа. Разноголосица разобщенности и откровенная враждебность антигуманитарных сил набирает скорость, стремясь поглотить мир в своей мутной пучине. Не построить ли ковчег? А если построить, то кого взять в стены спасительной обители, если сегодняшний потоп в первую очередь калечит души? Генетическую и духовную селекцию еще никто не отменял, именно на ее основе формируется элита любого общества. Она же в свою очередь несет в себе ценности, определяющие вектор развития человека в социуме.
Переход человеческого сознания из одного качества в другое не происходит само по себе. Этот процесс определяется современной наукой как феномен и изучается в исторической перспективе уже довольно давно. За точку отсчета в нашей истории берется с точки зрения профессионального музыканта довольно привычная базовая составляющая пара – учитель и ученик.
Начиналось все с того, что на Отделение дополнительного образования Рязанского музыкального колледжа имени Григория и Александра Пироговых, молодая мама привела своего десятилетнего сына. Мальчика звали Антон Белоусов. Его запомнили сразу – очень музыкальный и еще… слепой, с очень большими проблемами по здоровью. Антон попал в класс преподавателя Попова Виталия Юрьевича. Ничего необычного, кроме одного - методика обучения слепого ребенка игре на фортепиано не была прописана в библиотечных фондах колледжа, не было и опыта подобного обучения в ближайшем окружении коллег. Но «лиха беда – начало» - учитель появляется когда ученик готов, а если хочешь чему-то научиться, возьми ученика. Первые робкие прикосновения уже играющего, но очень сомневающегося маленького человека: «Я смогу?», «Хватит ли мне?..», «Можно ли?..»
Черно-белый оскал рояля видел только учитель. Мучительно трудно не просто учить – воспитывать исполнительскую волю, «лепить» руки, выковывая пианизм. Импульсивно-нервная манера игры Антона Белоусова поначалу походила на работу ткача. Были срывы, возвращение к прерванным тактам, как будто ткач хочет выткать узор, но станок сопротивляется его желанию, никак не хочет сливаться в едином ритме с руками, рождая осмысленный рисунок. Герман Гессе в своем романе «Игра в бисер» как никто другой сформулировал фундаментальный принцип, ставший основой многих поколений музыкантов: «Правила этой игры игр нельзя выучить иначе, чем обычным, предписанным путем, на который уходят годы, да ведь никто из посвященных и не заинтересован в том, чтобы правила эти можно было выучить с большей легкостью.»
Слушая на youtube игру слепого японского пианиста Нобуюки Цудзини, ровесника Антона Белоусова, прочитывая о его достижениях, нигде не обнаружила информации о его учителе. Стало досадно. Победа на 13 Международном конкурсе Вэна Клайберна в Техасе при всей одаренности Нобуюки и феноменальности такого успеха не могла быть достигнута в одиночку. Сразу вспомнилось выссказывание Сенеки-старшего «Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом». Забвение имени педагога тому причина или титанический труд медленной эволюции результатов?
Незрячий ребенок становится пианистом-виртуозом не в один день. Хищническое стремление обывателя заполучить сенсацию не без помощи средств массовой информации, к сожалению, ведет к тому, что очевидный готовый результат закрывает невероятно сложный процесс его получения. Складывается впечатление, что просто повезло, как в лотерее, или удачно сложились обстоятельства. На устойчивую успешную карьеру при этом смотрят как на обыденность, не обнаруживая в этом ничего привлекательного для себя. Феноменальность отдачи не является поводом для интереса в обществе, где личные потребности ставятся превыше всего.
Конечно, музыкальный мир придерживается своих столетиями складывающихся традиций. Этот мир консервативен в хорошем смысле этого слова, но все больше походит на мир параллельного измерения, бесконечно далекого от прагматизма грубой реальности современного социума. Истончается культурный пласт по факту, по причине своей обособленности от массовых коммуникаций, требующих своего – зрелищности, яркости, сенсационности. Без этого скучно. Что там, на вершинах сознания – не интересно массовому потребителю. Так было не всегда в европейской истории, но про ЭТО тоже не интересно. Функциональность коронована и возведена на трон. Равновесие и безопасность превыше всего, а сегодняшний день отнимает и их, мутит сознание страхом.
Изучать человеческие возможности, писать о человеческих возможностях, говорить о человеческих возможностях берутся специалисты разных областей знания. Накоплен огромный опыт, но практика показывает привычный откат перед новым. Сколько не говори МОДЕРНИЗАЦИЯ, в голове яснее не станет. Закрытое страхом сознание подобно слепому и глухому, слышит и видит только страх. Любая успешная учеба и деятельность – избавление от страха. Возвращаюсь к истории учителя и ученика, их успешной тринадцатилетней пройденной вместе дистанции, состоящей из уроков, концертных, конкурсных и фестивальных выступлений. Считаю с самого начала работу лауреата Международного конкурса пианистов в Париже, концертирующего в Европе и России пианиста, педагога Виталия Попова с его учеником, многократным лауреатом и дипломантом Региональных, Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей Антоном Белоусовым, явлением феноменальным и достойным опытом для серьезного изучения. Рязанская пресса всегда охотно отзывалась об успешной деятельности учителя и ученика, подробно описывала географию выступлений, но процесс работы, который содержит в себе собственно феномен этого уникального контакта, всегда оставался закрытым для всех.
Вначале были слова «Ты можешь». Руки Антона как магнитом притягивались одна к другой, но не желали дать себе волю и разлететься в свободном полете, чтобы после освобождения снова ощутить свое спасительное единство. Вершина духа – полифония Баха, светящаяся глубина разнотембровых голосов. Вершина духа – сонаты Бетховена, вопрос-ответ, снова вопрос и уход от ответа, неравная схватка с судьбой. Вершина духа – прелюдии Шопена – целый мир безграничных оттенков внутренних состояний. Вершины романтического духа – Лист и Скрябин. Слово гениальность несет в себе смысловое ядро – ген. Гениальные композиторы оставили миру за всю историю классической музыки тысячи звуковых посланий. Современная наука уже добралась до генома человека, биологически и духовно люди зависят от своей среды обитания, либо повреждая свои гены – ростки будущего, либо улучшая их, продолжая цепочку духовной связи поколений. Немецкий философ Фридрих Ницше писал о том, что важно «слышать, как мыслит другой». Эта мысль Ницше выссказана о литературе.
Антон Белоусов с самого детства читает очень много. Художественная литература, очень серьезная философская литература помогает «дозревать» до тех больших идей, которые заложены в знаках нотных текстов, помогает осмыслить процессы исторического триединства прошлое – настоящее - будущее.
Казалось, страх побежден. Но вихревой мефистофельской тарантеллой кружили испытания, выпадая учителю и ученику. Реальные нешуточные жизненные удары настигали их по очереди и вдвоем. Неизбежность разлуки по воле обстоятельств настигала и ставила перед выбором «быть или не быть?» Реальная жизнь говорила: «Вместе вам не быть». Нереальная сила держала и не отпускала в невозможности разорвать прочнейшую связь, построенную на доверии, понимании, вере и много еще на чем, что словами не выразить. Цельность ума и сердца – сердечный разум дается тем, кто готов платить за него высокую цену. Современная наука о восприятии гештальтпсихология находит объяснение многим феноменам жизни и творчества: разрушение целостности влечет за собой деструктивные процессы. Целостность явлений и процессов во всем своем многообразии и непредсказуемости стремится к самосохранению. Мысли – образы имеют свой гештальт. Своим внутренним зрением вижу парение двух птиц высоко в небе. Заново открываю для себя смысл слова «высокопарный» - высокое парение в паре.
Шагом в профессиональную взрослость запомнится лето 2013 года Антону Белоусову. Блестяще сданы государственные экзамены в Рязанском музыкальном колледже. По всем профильным дисциплинам получены оценки «пять с плюсом». Поездка на международный фестиваль «Музыка дружбы» (Россия – Германия – Нидерланды) по приглашению немецкой стороны в лице менеджера по культурным проектам Ксении Лоренц Реберс показала в очередной раз насколько велика творческая самоотдача молодого музыканта. Концертные выступления в немецком Альштатте, затем в Университете Гааги, встречи, интервью – все, что входит в традиционные рамки творческой и межличностной коммуникации и является весьма утомительным делом даже для здорового человека, для Антона Белоусова становится источником жизненных сил.
Вступительные экзамены в Государственный специализированный институт искусств завершат летний марафон Антона. Экзамены в Москве проходят в период проходящей в Казани Всемирной летней Универсиады. На пределе своих возможностей штурмуются вершины духа, с полной самоотдачей молодые спортсмены выходят на спортивные арены, чтобы побеждать. Ограниченные возможности не помеха успеху и самой большой победе. Антон Белоусов хорошо знает, что он не одинок в поисках своего пути. Любящие родители всегда готовы поддержать сына во всех его начинаниях, а это значит, что был, есть и будет еще один мощный источник жизненных сил – любовь родителей.
Несколько сотен лет назад живописец нидерландской школы Питер Брейгель Старший создал полотно, которое хранится в Национальном музее города Неаполя. Картина «Слепые» расшифрована исследователями творчества художника как послание своим современникам и потомкам. Держась друг за друга, напрягая внимание и слух, слепцы пытаются найти путь. Первый слепец – поводырь уже упал в ров, следующий за ним теряет равновесие. Лица слепцов искажены напряженными гримасами. Их путь ведет в никуда. Когда нет красоты и гармонии, люди обречены быть слепцами. Трагическая картина мира прошлых веков созвучна сегодняшнему дню, где много бед и горестей, за которыми люди перестают видеть красоту мира.
Строить ковчег сегодня, чтобы спастись от бедственного потопа, все равно, что вновь изобретать колесо. Ковчеги, где люди живут по принципу «делай что должно и будь что будет», уже плывут по своим морям. Каждый спасает свои ценности. Если те, кто в ковчегах, вопреки всем бедам не забывает про вершины духа прошлого и настоящего, у них есть шанс увидеть достойное будущее. Те же кто мыслит старой формулой «после нас хоть потоп» рискуют быть смытыми самим потопом. Так не построить ли свой ковчег, чтобы взять туда самое необходимое – желание и безграничные возможности видеть, слышать, чувствовать и понимать этот прекрасный в своей непостижимости мир?
Свидетельство о публикации №117042100459
__________________________________
Спасибо за мудрые слова и глубокие мысли о человеке Мира!
С уважением к вам. Самария.
Самария Буффо 04.05.2017 06:31 Заявить о нарушении