Марафон из сочинений С. С. Прокофьева
2016 год объявлен годом С.С. Прокофьева. 125 лет со дня рождения композитора 23 апреля отметило мировое музыкальное сообщество. Концерты, конкурсы, фестивали в честь русского гения проходят по всему миру. В больших и малых городах нашей страны звучат произведения Прокофьева: в филармониях, музыкальных школах, музеях и на городских открытых концертных площадках. Рязанская областная филармония проектом «Прокофьев – Гала» присоединилась к юбилейным торжествам.
Отрадно, что в филармонические залы нашей страны возвращается Большая Музыка. Во Всероссийском виртуальном концертном зале, прямым включением из концертного зала имени П.И.Чайковского в Москве, тон Дню Прокофьева задал маэстро Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра.
Блистательный оркестр, блистательный дирижер, именитые солисты – пианист Денис Кожухин, одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы в 2010 году, и скрипач Леонидас Кавакос (Греция), удостоенный первой премии Конкурса имени Паганини в 1988.
Всероссийский музыкальный марафон из сочинений С.С. Прокофьева – это серьезная заявка на готовность нести национальное достояние слушателю, именно так музыку Прокофьева оценивали раньше и теперь крупнейшие отечественные музыканты. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР в 1947 году. Тогда, в послевоенные годы, после победоносного шествия фильма «Александр Невский» режиссера С.Эйзенштейна с музыкой Прокофьева по всем фронтам Великой отечественной, после концертной премьеры оперы «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого, звание Народного артиста композитору С.С. Прокофьеву было присвоено за всенародное признание и безоговорочный всемирный авторитет пианиста и дирижера.
Юбилейная дата С.С.Прокофьева, безусловно является достойным поводом вернуть его музыку широкой публике. Сегодня современные технические средства позволяют сделать это. Виртуальный концертный зал транслирует исполнительское мастерство лучших музыкантов мира в десятки концертных залов десяткам тысяч слушателей. Когда сидишь на концерте в зале, обычно видишь только один ракурс со своего места. Работа оператора в Виртуальном концертном зале дает возможность увидеть крупным планом то, что скрыто отдаленностью расстояния – магию жестов и мимики музыкантов, мельчайшие оттенки состояний-переживаний музыки.
Народный артист России Валерий Гергиев взял за основу ранние сочинения Прокофьева не случайно. Юность русского музыкального гения совпала с тяжелым периодом истории нашего отечества – первой мировой войной, революцией 1917-1918 годов. Решение уехать из страны не было отчаянным шагом «отщепенца». Многолетняя эмиграция в США и всемирный концертный марафон длиной в пятнадцать лет не сделали из Прокофьева иностранца, но это наложило свой отпечаток на музыкальные сочинения того периода - 20-х годов.
Ранний Прокофьев интересен тем, что становление его творческой индивидуальности вопреки самым неблагоприятным обстоятельствам, происходило парадоксально: без авторитетным образом. «Ребенок богов» - так его называют современники единомышленники. А у богов какие авторитеты?
Каждое произведение того периода – открытие Прокофьевым самого себя. Первый концерт для фортепиано с оркестром в 1914 году фактически был сорван публикой, воспитанной на мелодизме, и отказывающейся принимать «варвара». А Прокофьев радовался! Он искал Новую Музыку в Новом Времени революционных романтиков и находил ее. Публика негодовала. Для русских сезонов в Париже по заказу С.П.Дягилева Прокофьев написал с целью «успеха скандала», сопутствующего ряду парижских премьер, балет «Ала и Лоллий». Через два года он переработал неудавшийся балет в «Скифскую сюиту». На этот раз роптала не только публика. Роптали музыканты! Посвященная классикам Гайдну и Моцарту первая симфония примирила на время автора с публикой и наделила Прокофьева новым титулом – неоклассика. Первый скрипичный концерт - снова стал новым вызовом традициям: новая риторика, новые образы и поиски новой музыкальной жестикуляции. «Вызывающая сила» подчинила себе самых неподатливо-строптивых.
Сергей Прокофьев – блестящий мастер хорового письма. Кантата «Семеро их» на стихи Константина Бальмонта – дерзкий эксперимент молодого композитора, о котором десятки лет умалчивала советская музыкальная критика, опасаясь не только скандала, но и «лишения головы». Поэт-символист Бальмонт в своих эзотерических прозрениях и исканиях был созвучен молодому Прокофьеву. Оба стремились к Солнцу, огню, ветру – космическим стихиям, дерзко отрицая границы музыкально-поэтических традиций. Вместе с симфоническим оркестром Мариинки кантату исполнил Государственный хор Московской областной филармонии. В партии драматического тенора выступил солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Игорь Морозов, кстати, родившийся в Рязани в 1990 году.
Завершилась трансляция Виртуального концертного зала исполнением второй симфонии Сергея Прокофьева (соч. 1925 года). Прокофьев, не желая рисковать на премьере, решил исполнить симфонию не в Америке, а в Европейской музыкальной столице – Париже, учитывая подготовленность парижан ко всякого рода новшествам типа балетов И.Стравинского. К этому времени человек мира Сергей Прокофьев столкнулся по-человечески и творчески с невероятным количеством противодействующих его солнечной энергии сил. Музыка «из стали и железа», как писали критики, несла в себе заряд сопротивления. Посвящение в тайные знания не спасало. Этот период можно назвать так: «Как научиться жить без солнца?» Отсюда – ревущие болью тромбоны и контрфаготы, хрипящие контрабасы, тяжелая поступь маршевых проходов в финале и полная невозможность певучести и полета.
Но ведь не познав черноты мрака, не увидишь свет! В течение всего дня - концерты, премьеры, знакомство с непознанными сторонами прокофьевского творчества. И можно завершить обзор на оптимистичной ноте, и ждать встреч с музыкой Прокофьева в Рязанском кремле, где торжественно и патриотично в День России 12 июня прозвучит кантата «Александр Невский». Не сомневаюсь, что Народный артист Сергей Прокофьев в этой музыке будет любим и узнаваем на долгие века.
Не дает покоя следующий вопрос: если «Прокофьев-Гала» – это новый этап отечественной филармонической традиции, когда Большая Музыка в серьезных дозах предоставляется слушателю, как быть с неподготовленностью слушателя к восприятию незнакомого Прокофьева? Кто ответит на вопрос, почему столь значимое для всего мира музыкальное событие осталось без посещения молодежью Виртуального концертного зала? Три десятка человек в зале, из которых подавляющее большинство – люди почтенного возраста и работники самой филармонии, это и есть «Прокофьев наше все, на время проекта»? К окончанию концерта в зале осталось всего несколько человек. Два с половиной часа насыщенной музыкальной программы, конечно, серьезное испытание даже для подготовленного профессионала. Но разве не просветительская традиция ставится в основу работы филармонии, когда метод «по капле», дает куда больший результат, чем «сразу целое ведро»?
В следующем концертном сезоне ожидается празднование юбилея Д.Д.Шостаковича. Хочется надеяться, что Рязанская областная филармония подготовит серьезный музыкально-просветительский проект для слушателя, используя все имеющиеся в регионе ресурсы и конечно же – возможности публики воспринимать то, что ей предоставляют музыканты, иначе пустующие залы скажут обо всем происходящем красноречивее слов.
Свидетельство о публикации №117042100347