Интеллектуальное оружие - музыка Сергея Прокофьева
Отрадно, что в филармонические залы нашей страны возвращается Большая Музыка. Во Всероссийском виртуальном концертном зале, прямым включением из концертного зала имени П.И.Чайковского в Москве, тон Дню Прокофьева задал маэстро Валерий Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра. Рязанцы могли посетить прямую трансляцию в Камерном зале рязанской областной филармонии.
Блистательный оркестр, блистательный дирижер, именитые солисты – пианист Денис Кожухин, одержавший победу на Конкурсе имени королевы Елизаветы в 2010 году, и скрипач Леонидас Кавакос (Греция), удостоенный первой премии Конкурса имени Паганини в 1988. В концерте принял участие Государственный хор Московской областной филармонии и солист Московского музыкального театра «Геликон-опера» Игорь Морозов, кстати, родившийся в Рязани в 1990 году, а в настоящее время – один из лучших теноров мира.
Всероссийский музыкальный марафон из сочинений С.С. Прокофьева – это серьезная заявка на готовность нести национальное достояние слушателю, именно так музыку Прокофьева оценивали раньше и теперь крупнейшие отечественные музыканты. Прокофьев был удостоен звания Народного артиста РСФСР в 1947 году. Тогда, в послевоенные годы, после победоносного шествия фильма «Александр Невский» режиссера С.Эйзенштейна с музыкой Прокофьева по всем фронтам Великой отечественной, после концертной премьеры оперы «Война и мир» по роману Л.Н. Толстого, звание Народного артиста композитору С.С. Прокофьеву было присвоено за всенародное признание и безоговорочный всемирный авторитет композитора, пианиста и дирижера.
Юбилейная дата С.С.Прокофьева является достойным поводом вернуть его музыку широкой публике. Работа оператора в Виртуальном концертном зале дает возможность увидеть крупным планом то, что скрыто от зрителя на расстоянии – магию жестов и мимики музыкантов, мельчайшие оттенки состояний-переживаний ими музыки.
Народный артист России Валерий Гергиев взял за основу ранние сочинения Прокофьева не случайно. Юность русского музыкального гения совпала с тяжелым периодом истории нашего отечества – первой мировой войной, революцией 1917-1918 годов. Решение уехать из страны не было отчаянным шагом «отщепенца». Многолетняя эмиграция в США и всемирный концертный марафон длиной в пятнадцать лет не сделали из Прокофьева иностранца, но события этого периода наложили свой отпечаток на музыкальные сочинения того периода – 10 - 20-х годов.
Каждое произведение того периода – открытие Прокофьевым самого себя, своего рода летопись становления прокофьевского гения, хроника «как закалялась сталь». Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, Концерт № 1 для скрипки с оркестром, Первая и Вторая симфонии, Скифская сюита, кантата «Семеро их» на текст поэта-символиста К.Бальмонта. «Вызывающая сила» молодого гения подчинила себе самых неподатливо-строптивых, но, понадобилось несколько десятилетий творческих исканий, прежде, чем автора признали Народным.
Музыку Прокофьева часто сравнивают с Солнцем. Но композитору приходилось пробиваться к солнцу ценой колоссальных усилий. Музыка «из стали и железа», как писали критики о Второй симфонии, несла в себе заряд сопротивления. Сам композитор формулировал это так: «сопротивление всему не духовному». Но ведь не познав черноты мрака, не увидишь свет!
В течение всего дня - концерты, премьеры, знакомство с непознанными сторонами прокофьевского творчества. И можно завершить обзор на оптимистичной ноте, и ждать встреч с музыкой Прокофьева в Рязанском кремле, где торжественно и патриотично в День России 12 июня прозвучит кантата «Александр Невский». Не сомневаюсь, что Народный артист Сергей Прокофьев в этой музыке будет любим и узнаваем на долгие века.
Не дает покоя следующий вопрос: если «Прокофьев-Гала» – это новый этап отечественной филармонической традиции, когда Большая Музыка в серьезных дозах предоставляется слушателю, как быть с неподготовленностью слушателя к восприятию незнакомого Прокофьева? Кто ответит на вопрос, почему столь значимое для всего мира музыкальное событие осталось без посещения в Рязани молодежью Виртуального концертного зала? Три десятка человек в зале, из которых подавляющее большинство – люди почтенного возраста и работники самой филармонии, это и есть «Прокофьев наше все, на время проекта», или это и есть рязанское музыкальное сообщество ? К окончанию концерта в зале осталось всего несколько человек, большая часть слушателей покинула зал после прослушивания фортепианного концерта. Два с половиной часа насыщенной музыкальной программы, конечно, серьезное испытание даже для подготовленного профессионала. Но разве не просветительская традиция ставится в основу работы филармонии, когда метод «по капле», дает куда больший результат, чем «сразу целое ведро»?
Приглашение Рязанской филармонией известного лектора-музыковеда, нового титулованного дирижера и молодых солистов - Лауреатов международных конкурсов, шахматный турнир в честь Прокофьева-шахматиста, привлечение рязанских художников к проекту и выставка их работ, прекрасно оформленные стенды - все это хорошо, потратились от души. Но так и не ясно осталось: кому все же был адресован проект «Прокофьев-гала» в Рязанской филармонии? Если современники Прокофьева в подавляющем своем большинстве музыку его не принимали, то спустя сто лет дело обстоит еще хуже? Кому же светит Прокофьев-Солнце? Кому интересны хроники-становления молодого Прокофьева? По правилам этикета, не вежливо говорить на непонятном языке в присутствии лиц, этот язык не понимающих. Нужен квалифицированный переводчик-посредник. Это - работа музыковедов-просветителей, преподавателей, начинающаяся задолго до того, как публика зайдет в концертный зал.
Народный артист РФ Валерий Гергиев назвал музыку Прокофьева мощнейшим интеллектуальным оружием нашей страны. Каким образом пользоваться этим оружием в наше время, когда люди ищут выходов из глобальных тупиковых ситуаций? Мощнейший интеллект Прокофьева преодолевал жизненные бури стоически, как и подобает Титану. Исполнение Валерием Гергиевым ранних произведений еще «не Народного» Прокофьева» – это серьезная заявка на возвращение Большой Музыки отечественному слушателю. Высочайшее мастерство музыкантов адресовано современникам и предполагает готовность принимать музыкальные послания Гения-Титана, сумевшего стать Солнцем музыки.
В следующем концертном сезоне ожидается празднование юбилея Д.Д.Шостаковича. Хочется надеяться, что Рязанская областная филармония подготовит серьезный музыкально-просветительский проект для слушателя, а не только «для себя», упиваясь возможностями щегольнуть размахом идей столичного масштаба. Иначе пустующие залы скажут обо всем происходящем красноречивее слов.
Свидетельство о публикации №117042100327