О книге Ольги Ведёхиной
Ольга Ведёхина. «Ледяные облака». Москва, 2014
«Люблю, когда в стихах живые, яркие метафоры, когда эмоция звенит и не гневлива, когда тихая нежность или слёзы из самой сердцевины души...» - написала мне Ольга Ведёхина в личном письме. Её слова в полной мере относятся к её собственным стихам. Это не значит, что Ольга любит только свои стихи, хотя любить свои стихи – нормально для поэта, так любят своих детей. Так же нормально для нас искать соприродное, созвучное нашей душе. И стихи Ольги моей душе соприродны и созвучны. Временами они вызывают у меня просто восторг.
В своё время я написала рецензию на первую книгу Ольги «Попробуй слово на вкус». Но вот вышла её вторая книга. Издана она весьма изысканно, с большим вкусом: в твёрдом матерчатом переплёте серого цвета с серебряным тиснением, что вполне соответствует названию – «Ледяные облака». Кому-то название может показаться странным, но Ольга живёт в Санкт-Петербурге, где я прожила двенадцать лет и знаю, что в этом городе даже в жару облака кажутся ледяными. Тем не менее, сколько у Ольги в этих облаках лебедей с горячей кровью в жилах!
Ольга Ведёхина – полноправная правопреемница Елены Шварц с её невероятной динамичностью стиха. Даже пейзажная лирика у Ольги весьма динамична. (Пейзажной лирикой увлекаются, даже, я бы сказала, злоупотребляют многие пишущие дамы, только она у них получается вышивкой на тряпочке…) Как и Шварц, Ведёхина почти не придерживается твёрдой формы регулярного стиха, но там, где у Шварц острые, режущие, иногда даже уродливые диссонансы, у Ольги - гармонизация и красота. А вот и пример из самого начала книги – стихотворение «Утро»:
Солнце по лужам босыми пятками
Шлёпает, улыбается.
«Стопы не мёрзнут, чудо косматое?..»
Огненно-белой палицей
Брызги из глаз выбивает, хитрое,
Глазки по-лисьи щурятся.
Нёбо лазурное неба намытого
В утреннем
смехе
улицы.
Только вот утренний смех улицы – смелая фантазия поэта: утром русские люди угрюмы, в прочем, русские люди на улице почти всегда угрюмы…
В стихотворении «Молчание» выражено кредо пути, столь далёкое от суеты, дрязг и гвалта «мира сего»:
…хлеб и посох –
вот всё, что нужно в сказке странствий.
И птицу неба светлым просом
молчания кормлю – мой способ
с ним побрататься.
Великий духовный учитель Омраам Микаэль Айванхов, уроженец Болгарии, получивший посвящение в Индии и доживший жизнь во Франции, писал: «Идите путём тишины, ибо тишина – духовна». Тишина, молчание безмолвие… И что дальше? А дальше, может быть, музыка небесных сфер? Может быть, голос Бога?
Аристотель сказал: «Сомнение – начало мудрости». «Сомневаться – естественно для мыслящего человека», - сказал один умный православный батюшка. Но если бы только сомнения! Нас преследует страх смерти, страх неизвестности и неизбежности. Сомнения и страх известны и Ольге, иначе она бы об этом не писала. Но Ольга высекает как на скрижалях:
Против страха – вера (хоть трясись, как пудинг),
против смерти – жизнь без границ, без края…
И в то же время – признание, которое близко каждому настоящему художнику: «Весь этот свет тяжёл – не по плечу мне сшит». А чтобы доказать, что Ольга не просто художник, а настоящий мастер, приведу одно стихотворение целиком. И повод-то, повод – бальные туфельки! Вспоминается Пастернак: «Ты спросишь, кто велит? / Всесильный Бог деталей, \ всесильный Бог любви / Ягайлов и Ядвиг». Вспоминается также пушкинский пассаж о дамских ножках, но с такой стороны, как Ольга, к написанию портрета Натальи Николаевны уж точно никто не подходил:
Н.Н. Гончаровой
Пара туфелек узких на лентах:
Кукольные? Или к балету
Заготовкой пуантов из лепестковой ткани,
Для кокетства с паркетом в мазурке и падеспани,
Облачение крошечных стоп сильфмды,
Котильонные лодочки для Киприды
Петербургских балов – миг услады сноба,
Горсть пыльцы, эфир, а не обувь.
Дунешь – взовьются палевой бабочкой.
Разве а таких уместятся пальчики,
Пяточки – что-нибудь плотски плотное?
Разве что отзвуки волн – кстати, вот они:
волосы Мойки под гребнем моста изогнутым
вьются к гранитным плечам берегов под окнами.
Было ль шуршание платья и лёгкое эхо голоса,
Рука под браслетным кораллом розовым,
Взгляда неясный вектор, лиана талии,
Чистая строгость ликов мадонн Италии,
Мрамор ключиц в прожилках тончайших вен –
Всё, что сводило с ума, уводило в плен,
То, что отплакав и отстрадав, превратилось в тлен,
Вздох лишь оставив свой, лотос над дельтой Леты –
Туфелек узких пару на узких лентах.
Стихи Ольги Ведёхиной густо (иногда думается, что избыточно густо) метафоричны, но в метафоре всегда есть мысль, и от стихов идёт поток свежего воздуха, как он полотен Саврасова, Репина, Поленова. Впрочем, стихам Ольги ближе не живопись, а скорее кинематограф, причём по ритмике - классика итальянского кино.
Однако, Ольга не замыкается в башне из слоновой кости, чтобы созерцать только приятное глазу. В книге есть стихотворение, полное эсхатологических настроений. Оно называется «Предзакатное» и повествует о том, что Земля прекрасно жила без человека, а человек всё испортил: «Этот мир безнадежно испорчен». Муравьиная возня «венца творенья» «в желчь превращает воды», человек во имя комфортабельного быта гонится за чугуном, сталью и целлюлозой, избирает своим искусством «песни шин и небоскрёбов инсталляции». Нефть кругами расплывается по океану, губя всё живое. Но Земля не будет это терпеть, она освободится от двуногих вредителей.
И око неба в ресницах секвой
будет льдисто, прозрачно, спокойно,
если в землянке под слоем хвойным
не нянчит младенца уставший Ной.
Что ж, эзотерики утверждают, что перед нынешней – пятой - расой были и лемурийцы, и атланты, и всё кончалось одним – ядерным Апокалипсисом. Отец Иоанн (Береславский), духовный глава Православной Церкви Божией Матери Державная, вообще называет нашу цивилизацию 84-ой. Мороз по коже от таких изысканий…
* * *
«Ледяные облака» - уникальное издание: тираж всего пятнадцать экземпляров. Понятно, что сделано для узкого круга друзей. И я рада, что попала в этот круг. На сайте Стихи.ру у Ольги Ведёхиной десятки тысяч читателей. Кажется, Интернет затмевает бумажные издания. Но я уверена, что книга всё равно сохранится, потому что она - не столько материальная, сколько метафизическая вещь.
20 апреля 2017
Свидетельство о публикации №117042100140