Абу ханифе
В 16 лет Абу Ханифа вместе с отцом совершил хадж и посетил могилу пророка Мухаммада в Медине[7]. Там он увидел Абдуллу ибн аль-Хариса (одного из сахаба) и услышал от него слова пророка Мухаммада[7].
В 747—748 годах выехал в Мекку спасаясь от преследований Ибн Хубайры, наместника Ирака, принуждавшего его к государственной службе. После утверждения у власти Аббасидов вернулся в Ирак, где продолжал жизнь богатого торговца и учёного. Халиф аль-Мансур предложил Абу Ханифа занять высокую должность в новой столице — Багдаде, но Абу Ханифа отказался[4]. При этом его отказ привёл в неистовство аль-Мансура, и Абу Ханифа был заключён в тюрьму, где и умер в 767 году[8][9].
В 1066 году почитатели воздвигли над могилой Абу Ханифа купол, и она до сих пор является объектом паломничества[10].
Через много лет после смерти в пригороде Багдада была построена Мечеть Абу Ханифы. Могила Абу Ханифы была уничтожена в 1508 году шахиншахом Исмаилом[11] и восстановлена в 1533 году после возвращения Ирака Османской империей[12].
Абу Ханифа — один из самых ранних и ярких представителей городских торгово-ремесленных кругов, обосновавший и защищавший их интересы, выразившиеся в форме религиозно-правовой доктрины[4].
Учение и ученики
С Абу Ханифы начинается письменная традиция в исламском богословии. Ему приписывается первое записанное сочинение по исламской догматике — «аль-Фикх аль-акбар». В нём сформулированы основные положения исламской догматики о единобожии, об атрибутах Аллаха, о Коране как о слове Божьем, о свободе воли, о предопределении, о праведности, о достоинствах тех, кто упомянут в Коране. В этом сочинении видна борьба против взглядов мурджиитов и мутазилитов[4].
Считается, что Абу Ханифа первым применил методы исследования правовых вопросов таким образом, что стало возможным сближение схоластических разработок факихов с требованиями повседневной жизни. Абу Ханифа и его ближайшие последователи разработали методику использования рационалистических принципов «суждения по аналогии» (кияс) и предпочтения истихсан при решении правовых вопросов. Он обосновал возможность использования норм обычая (урф) как одного из источников права[4].
Политические взгляды Абу Ханифы характеризуются тяготением к легитимному принципу верховной власти, находящейся под всесторонним контролем мусульманской общины[4].
Наследие Абу Ханифы сохранилось в виде цитат и ссылок в книгах двух его учеников: «Китаб аль-харадж» Абу Юсуфа, а также во всех сочинениях Мухаммада аш-Шайбани, особенно в «аль-Мабсут», «Китаб аз-зиядат» и «Китаб аль-асар»[4]. Именно эти два ученика Абу Ханифы сыграли важную роль в сохранении, систематизации и распространении ханафитского мазхаба, в котором метод вынесения правовых предписаний был основан на следующих источниках:
Коран;
Сунна — при тщательном отборе хадисов;
иджма — единодушное мнение богословов относительно какого-либо вопроса, которое не может противоречить Корану и Сунне;
кияс — суждение по аналогии с тем, что уже имеется в Откровении; сопоставление правовой проблемы с уже решённой;
истихсан — предпочтение противоречащего кыясу, но более целесообразного в данной
ситуации решения;
;урф, или адат — традиционно распространённые мнения, обычаи.
Одним из методов вынесения правовых решений в мазхабе Абу Ханифы является четкая иерархия вердиктов авторитетов школы (Абу Ханифа, Абу Юсуф, Мухаммад аш-Шайбани и др.).
Если по какой-либо проблеме возможно применение как кияса, так и истихсана, то в большинстве случаев приоритет отдаётся истихсану.
В случае необходимости выбора из имеющихся различающихся предписаний приоритет отдаётся наиболее убедительному или мнению большинства. Слабые и сомнительные хадисы используются в качестве аргумента лишь в исключительных случаях.
Основными учениками Абу Ханифы являются:
Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ал-Куфи
Мухаммад аш-Шайбани
Зуфар ибн аль-Хузайл
Абдуллах ибн аль-Мубарак
Хасан ибн Зияд аль-Луълуи
Благодаря усилиям учеников Абу Ханифы его мазхаб стал всеобъемлющей школой мусульманского права, способной решить практически все проблемы фикха. Ханафитская школа поощрялась Аббасидами, заинтересованными в правовой основе государства.
Труды[править | править вики-текст]
«Аль-Фикх аль-Акбар» (араб. ;;;;; ;;;;;;), известное также как «Асль ат-Таухид» (араб. ;;; ;;;;;;;)
Сборник хадисов «Муснад Абу Ханифы» (араб. ;;;; ;;; ;;;;;)
«Китаб аль-Алим ва аль-Мутааллим» (араб. ;;;; ;;;;;; ;;;;;;;;)
Примечания[править | править вики-текст]
; Имам Абу Ханифа Аскимам.ру
; Абу-Ханифа // Энциклопедический лексикон — СПб.: 1835. — Т. 1. — С. 56.
; Али-заде, А. А., 2007.
; Перейти к: 1 2 3 4 5 6 7 8 Ислам: ЭС, 1991.
; Islam на Неве.
; Рождение, полное имя и нисба Абу Ханифы. Имам Абу Ханифа | Наследие Абу Ханифы (2013). Проверено 25 сентября 2013.
; Перейти к: 1 2 Umma.ru.
; Ya'qubi, vol. III, p.86; Muruj al-dhahab, vol. III, pp. 268—270.
; Najeebabadi, Akbar S. (2001). The History of Islam. vol, 2. Darussalam Press. pp. 287. ISBN 9960-892-88-3.
; Alikuzai, Hamid Wahed. A Concise History of Afghanistan in 25 Volumes. — Trafford Publishing. — P. 146. — ISBN 9781490714462.
; Encyclopedia of the Ottoman Empire
; History of the Ottoman Empire and modern Turkey
Литература[править | править вики-текст]
Боголюбов А.С. Абу Ханифа // Ислам: энциклопедический словарь / отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, ГРВЛ, 1991. — С. 11-12.
Рустам Батыр. Абу-Ханифа. Жизнь и наследие. — Медина, 2007. — 288 с. — ISBN 978-5-9756-0026-4.
Имам Абу Ханифа – великий теолог Ислама. О его жизни и некоторых трудах. — 7-е. — Киев: Аль - Иршад, 2012.
Али-заде, А. А. Абу Ханифа : [арх. 1 октября 2011] // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007.
Pakatchi, Ahmad; Umar, Suheyl. Ab; ;an;fa // Encyclopaedia Islamica / Editors-in-Chief: Wilferd Madelung and, Farhad Daftary. — Brill Online, 2014.
Ссылки[править | править вики-текст]
Имам Абу Ханифа. Umma.ru. Проверено 25 сентября 2013.
Абу Ханифа ан-Нуман. Islam на Неве. — Составлено по материалам сайта http:www.islamhouse.com и по книге Мухаммада Ф.Р. «Исламская культура» (изд-во «Андалус»). Проверено 25 сентября 2013.
Свидетельство о публикации №117042005353