Размышление о судьбах российской словесности
Гражданин начинает ненавидеть рабство, пошлость... В нём рождается способность видеть всю ограниченность русской культурной и общественной жизни и стремление во что бы то ни стало помочь выпутаться патриотам нашей Родины из опутывающей её косной паутины законодательного мракобесия. Человек начинает мыслить категориями, а не фразами, в большей или меньшей мере способными улучшить пищеварение или «поднять патриотический дух». Идеи — вот что охватывает естество человека, не равнодушного к судьбе Родины, описывающего до мельчайших деталей, что есть в России не только парадного, торжественного, роскошного, но также сочувственным взглядом находящего людей самых обыкновенных, с кристально чистой и доверчивой душой — тех, что живут призрачными надеждами на грязных задворках; живут или попросту прозябают в медвежьих углах, – люди маленькие и бедные!..
Не только одни герои населяют просторы необозримого Отечества нашего! Не столько высокие чины столичных департаментов, генералы да епископы, графы да князья, – от рода своего люди достойные и благородные, – сколько люди самые неприметные наполняют улицы не столичных городов – простые души, ни в малейшей степени не помышляющие о карьере, славе, ни в коей мере не стяжающие средств государственных, сиречь народных...
И в то же время, автор этих строк не может преминуть и взять на себя тяжкий труд, высказав собственное суждение, отвечающее его внутреннему убеждению и чувству гармонии в выстраивании пореформенных и возрождении древнейших, тем не менее справедливых и правильных, отношений между разными категориями граждан.
А именно. Трудно себе представить, как можно без купюр взять с собой в плавание по бурному морю непредсказуемых сложностей карьерного роста некоторые из величайших произведений А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя; не стану называть их – они известны со школы каждому культурному человеку. В которых, с непосредственностью школьника же, называются с фамильярностью вещи немыслимые по отношению к еврейской национальности, в отношении коронованных персон, священнослужителей и также, система исполнительной власти критикуется не конструктивно и неадекватно. – Но, с другой стороны, при наших современных возможностях информационного влияния, – нельзя ли, выражаясь языком современным, «приватизировать» сакральный смысл русского вольнодумства, заставить его работать для блага Отечества? - Можно всегда взять с собой в культурный багаж только те произведения классиков, что определённо не вредят – нет, выглядят полезными с точки зрения современной политкорректности, – не оскорбляют достоинство некоторых национальных меньшинств и не задевают честь духовных особ...
И то сказать: трудно представить себе человека публичного, солидного, который – как чёрт от ладана, носится с мальчишеской, по существу, идеей романтизма, неповиновения, «бури и натиска» и тому подобными глупостями, происходящими единственно от нежелания «прислуживаться» – как будто можно добиться признания и уважения в обществе без знания исконных устоев, традиций нашего древнего народа! Как будто, не сделав хотя бы вид, что слушаешь с вниманием речь человека авторитетного – неважно, что он при этом говорит – можно освободиться от скверны вольнодумия и еретичества...
Между тем, телевизор граждане смотрят всё же гораздо чаще, чем берут с полки томик Пушкина, Чехова... Булгакова, Мандельштама... – Как будто нет других, более основательных с точки зрения политкорректности и государственного видения авторов! Этот вопрос рано или поздно придётся кому-то решать! Русская история изъедена еретическими революционными учениями и движениями. Не довольно ли глупостей, господа? - Не пора ли вооружиться чиновному сословию всех уровней знанием литературы настолько, чтобы можно было преподать за должное его, чиновничества, глубоко выверенное знание предмета – а вовсе не ту пену, что прилична лишь современным Башмачкиным, или запутавшимся в собственных откровениях князьям Мышкиным, или террористам Дубровским... На самом деле, в душе, наше население — а оно, втайне многие радикалы и экстремисты – именно и готово пойти туда, куда призывает его идти на самом деле уважаемый, значительный человек, шагающий по карьерной лестнице благодаря уму и таланту... Так помогите ему, господа! - С благодарностию, словно благую весть, население воспримет строгую непредвзятость свыше, нюансы законодательной практики, мастерство решительности в деле экономии государственных средств. Как агнцы, взбегут они на алтарь великомученичества и самопожертвования! Готовые не только имущество, но и жизнь свою положить на требу благодарности к власти животворящей, порядок тихо подающей для возможности неспешного прогресса, – в расцветании державности единство русский человек судьбою приуготовлен увидеть: сердцем своим и чувством во благодати служения пребывая...
Не случайно на совместном заседании Совета по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, состоявшемуся в Кремле 19 мая 2015 года, Президент России В.В.Путин сказал:
"Чем выше уровень знаний и использования языка в обществе, чем выше культура речи, тем мощнее интеллектуальный уровень нации, потенциал ее развития. Так же и у конкретной личности: примитивный язык почти всегда отражает примитивное мышление. И, наоборот, владение образной, литературной и грамотной речью резко увеличивает конкурентное преимущество человека, высоту его положения на социальной лестнице да и просто определяет его общую культуру."
Свидетельство о публикации №117042003512