Совок. Основное паравозное депо
Паровозы тянули поезда только до оборотного депо. В оборотном депо паровозы менялись. Дальше поезд вёл другой паровоз, петрозаводская бригада и петрозаводский паровоз отдыхали 5-7 часов в оборотном депо, после чего вели в Петрозаводск другой поезд. В Петрозаводске этот поезд вёл дальше другой паровоз и другая бригада.
В Петрозаводске бригада сдавала паровоз своей сменной бригаде, шла в душ, дальше домой или в общежитие. Сменная бригада, как правило, была постоянной.
Я после душа шел в столовую, а затем в общежитие. В нашей комнате жили 6 человек, в основном по-мощники машинистов и кочегары, машинисты были, почти все, семейные и жили в собственных квартирах. Ложился спать, часов через 8-16 будили и снова в поездку. И так день за днём, ни праздников ни выходных в определённое время. Не рабочие дни на праздники, воскресенья для молодых, практически, не выпадали.
Начало работы. На второй день жизни в Петрозаводске я пришел в депо в шинели, фуражке к зам.начальника депо на бе-седу. Заместителем был высокий, плотный, рыжий мужик с весёлыми, хитрыми глазами, примерно 40 лет. Он поинтересовался моей семьёй, родиной, учёбой в Лодейном Поле и спросил, чем я хочу заняться-стать техником по ремонту паровозов или сначала поездить на них. Я ответил, что хочу сначала поездить. «Молодец, правильно мыслишь, но недельку посмотри - кто и что делают в депо» - и направил меня к комсоргу. Комсорг сказал, что сегодня комсомольское собрание после работы и поставил меня на комсомольский учёт. Все учащиеся техникума были комсомольцами. В 5 часов вечера я пришел на комсомольское собрание, где меня выбрали секретарём. Это был мой первый протокол собрания. С протоколом я видно справился хорошо, так как на следующий день, комсорг явно стал смотреть на меня с уважением.
Неделя пролетела, мне подобрали старого уважаемого машиниста и направили помощником машиниста на паровоз ОВ, все его звали «овечкой». На «овечке» я проработал четыре месяца: формировали поезда на станции Петрозаводск-сортировочная и возили вагоны на близлежащие железнодорожные ветки:
- хлебозавод;
- ликёроводочный завод;
- онежский тракторный завод;
- плодоовощная база.
На «овечке» бригада состояла из машиниста и помощника машиниста. Кочегара не было. В мои обязанности входило:
- поддерживать давление пара в котле, периодически подбрасывая уголь в топку;
- следить за уровнем воды в котле и своевременно подкачивать инжектором воду в котёл;
- следить за сигналами и путями;
- смазывать буксы паровоза;
- чистить котёл, кабину, тендер;
- набирать воду в тендер;
- набирать уголь, дрова в тендер.
Больше всего мы любили ездить на хлебозавод, где нам всегда давали, бесплатно, свежие, горячие пряники и булочки. Машинист набирал бракованого хлеба и булок домой, где у него был поросёнок. На плодоовощной базе мы отоваривались, тоже бесплатно, фруктами и картошкой. Картошку мы пекли в выемке сухопарника. Сухопарник-это цилиндрический выступ на верху котла диаметром около одного метра и высотой около 600мм. Вокруг выступа - углубление глубиной 100-150мм. В эту выемку мы загружали картошку и она испекалась как в костре, только кожура оставалась чистой и поджаренной, ведь температура сухопарника была около 120 градусов по цельсию.
Машинист любил и ликёроводочный завод, где получал бесплатно немного спирта или водки. Меня в то время спирт и водка не интересовали. С Онежским тракторным заводом связана такая история. Спуск к заводу был очень крутой, а в конце спуска крутой поворот направо и всегда была опасность не успеть во время затормозить и переключить стрелку. В противном случае паровоз с вагонами разгонялся, сбивал ограждение и летел в речку, что однажды и произошло. Я лично видел паровоз в речке и разговаривал с машинистом и помощником. Они рассказали, что тормоза почему то не сработали и они едва успели выскочить, отделавшись ушибами и царапинами. Нам однажды то же не повезло на этой ветке, правда не на спуске, а на подъёме, который мы не сумели взять и нас взял на буксир большой паровоз ЭМ. Это было большим ЧП и нас спасло от серьёзного наказания только большое количество вагонов, которое мы тянули с завода и которое было не под силу нашей «овечке», о чём и предупреждал диспетчера мой машинист.
На «овечке» я проработал 4 месяца. Это были самые спокойные дни, мускулы мои окрепли, я вник в дела депо, машинистов, помощников машинистов, узнал более-менее Петроской ( Петрозаводск по фински).
Зам. начальника депо сказал: « Пора водить поезда!» и меня перевели помощником машиниста на паровоз ЭМ (эмка), затем на ИС (Иосиф Сталин). Начались поездные будни.
20.04.2017 года.
Свидетельство о публикации №117042001549