Первый в Европе воинский устав
Под руководством Яна Жижки последователи Яна Гуса - табориты создали добровольческую армию из людей всех сословий с выборными командирами. Это и определило вооружение и тактику гуситов в войне против немецких католиков. Главной ее силой являлась не закованная в железо конница, а пехота и повозки. К повозке прикреплялось до 20 человек: командир, стрельцы, лучники или пращники, цепники, копейщики, пара щитников прикрывавших в бою большими деревянными щитами лошадей и людей и пара ездовых, управлявших лошадьми, а так же сцеплявших повозки в обороне.
Повозки объединялись в десятки с общим командиром, а десятки объединялись в ряды.
В походе ряды двигались параллельно друг другу и в случае неожиданного нападения быстро смыкались в круг, образуя гуляй город.
Для ведения оборонительного боя обычно выбиралась возвышенность, на которой располагался гуляй город или табор. Отряд в пять тысяч человек с тремя сотнями повозок мог занять для обороны площадь размером 300 на 80 метров. Впереди повозок выкапывался ров, а колеса присыпались землей.
Интересно, что позже повозки же были основным видом вооружения у другого гения крестьянской войны Нестора Махно, он использовал тачанки с пулемётами. У гуситов вместо пулемётов, были пушки, которые стреляли каменными и железными ядрами по толпам тяжелых неповоротливых всадников закованных в броню. Такие пушки приходились по одной на пять повозок.
Главным осадным орудием являлись бомбарды стрелявшие на дальность до полукилометра 85 сантиметровыми в диаметре ядрами. Гуситы имели по одной бомбарде на ряд
Конница у гуситов была - легкая и немногочисленная. Она обычно составляла в сражении резерв и использовалась для разведки, контратак и преследования разбитого неприятеля.
Ядро армии составляло около пяти тысяч человек — обученных и дисциплинированных. Однако в случае необходимости армия увеличивалась в несколько раз.
Во время похода и атаки впереди войска шел священник нёсший Святые Дары – освященные хлеб и вино. Иногда сам вид этой процессии уже ломал боевой дух врага, ибо это было очень необычно. Табориты вступали в бой с песней.
Присутствие Святых даров на поле боя и пение свидетельствовали, что табориты готовы умереть не смотря на то, что среди них были женщины и подростки. Бой воспринимался таборитами как божественная служба.
Поскольку в основном армию составляли крестьяне то основным оружием был цеп – орудие труда которым обмолачивали зерно. Это что то типа восточных нунчаков только одна из палок – держало, имела до двух метров в длину, а другая-бита окованная железом до 50 сантиметров, соединены они были или цепью или ремнем.
Из за эффекта рычага, усиливавшего удар цеп мог ломать кости, даже защищенные доспехами. Со временем, в качестве била стал применяться металлический шар усаженный шипами. Крестьяне всю жизнь работавшие цепом, владели им в бою отлично, они могли нанести противнику до тридцати ударов в минуту, причем метко и на расстоянии недоступном для меча.
Наряду с цепами в вооружении таборитского войска большую роль играли судлицы, это короткое древко с насаженным на него как наконечник копья лезвием обычной косы. Получалось нечто среднее между саблей топором и копьем. Судлицей было удобно колоть и подрубать противника, а так же выводить из строя вражеских коней действуя из под повозки или в толпе.
Широко применялись так же дубины, топоры и пращи, а еще пиксиды – метательные орудия для камней.
Привычное для рук оружие, но необычное для врага, отработанная тактика и высокий боевой дух помогали таборитам одерживать победу за победой: при Витковой горе (1420), под Вышеградом (1420), на горе Владарь (1421), у Габра (1422) и т.д. Страх перед гуситами стал настолько велик, что немцы рассеивались во все стороны, едва заслышав издалека их боевую песню.
В сражении гуситы обычно выжидали атаки рыцарской конницы встречая ее пушечным и пищальным огнем, стрелами с тупыми бронебойными наконечниками. Когда дело доходило до рукопашной, то в бой, стоя на закрытых толстыми досками возах и находясь чуть выше всадников и пехоты вступали цепники молотившие врага сверху, а снизу из под возов женщины и дети кололи их копьями и резали судлицами. Разбитого неприятеля преследовали и уничтожали.
Но табориты не только оборонялись, они успешно штурмовали рыцарские замки.
После третьего крестового похода когда гуситы раскололись сначала на чашников(компрадоров) и табораитов(верных), а потом сами табориты разделились на умеренных и непримиримых. В восточной Чехии возник новый военно-политический центр - Оребское братство или Малый Табор-умеренного крыла гуситского движения, во главе с тем же Жижкой. Здесь в апреле 1423 был создан знаменитый Военный устав, обобщивший накопленный опыт. Это был первый воинский устав в Европе.
В нём верность общему делу, или «делу божьему», были священны, самым страшным и позорным преступлением считалась — дезертирство. За это виновного независимо от его положения и пола убивали, а имущество забирали.
Перед выступлением в поход устав требовал сначала помолиться, а затем строиться. «… пусть люди готовят или строят каждую роту под своей хоругвью, пусть дается пароль и пусть затем каждая рота начинает движение и выступает так, чтобы роте, которая будет в тот день назначена идти во главе отряда, другие роты не мешали и двигались бы все вместе, не отставая».
Запрещалось самовольно переходить из одного лагеря в другой, опережать войско в движении и без разрешения командиров становиться на постой. Нельзя было даже костров разводить без приказа.
Если в походе имелись потери из-за неосторожности, суеты или нерадивости стражей, виновные подлежали казни.
Для встречи с противником походный порядок расчленялся на четыре колонны: две крайние и две внутренние. Крайние колонны были длиннее внутренних, их выступавшие вперед и назад головы и хвосты назывались крыльями , позволявшими быстро превращать походный порядок в гуляй город. Управление перестроениями повозок производилось с помощью сигнальных флагов. Длина походной колонны отряда в 5–6 тыс. человек не превышала одного километра.
Строгость помогала гуситам выживать и побеждать в условиях тотально кровавой резни царившей тогда в Чехии. А жизнь была суровой, вот например один из бытовых эпизодов описанный Лаврентием из Бржезовой: «… выстрелом из большой пушки из Пражского града сразу убило на площади Старого Города одного мужчину и пять женщин. Среди них была одна беременная; ее ребенок был извлечен из чрева матери еще живым и крещен».
Единая для представителей всех сословий строгая дисциплина обеспечивала народной армии ее исключительные боевые качества.
Ничего подобного, не было ни в одной из феодальных армий. Всё войско одна семья, где правит закон, которому подчинены все. Война велась вахтовым методом, одни работали, другие - воевали. Работающие обеспечивали не только себя, но и воюющих. Командиры избирались и могли быть заменены на общем сходе. Боевая подготовка шла непрерывно. Дети обучались метанию камней из пращи, бегом, борьбой, фехтованием. Из детей создавались отряды пращеметателей, которые при штурме укреплений не давали врагам высовываться из за стен, а в обороне засыпали камнями наступающих, стоя за линией обороны.
В бою участвовали все мужчины и женщины и подростки, что необычайно их сплачивало. Культ избранности и жертвенности делал этих людей вчерашних пахарей, разбойников и подмастерий опаснейшими врагами.
Табориты были лучшей армией мира того времени.
В то время у феодальных армий отсутствовала стройная система внутренней субординации. Они не умели действовать сообща имея при этом и доблесть и отличное вооружение. Но из за индивидуалистических установок – каждый рыцарь в бою воевал как бы сам по себе крестоносцы всегда проигрывали и победили только когда сами гуситы чашники пошли против гуситов таборитов.
Захватывая богатые трофеи. Табориты их делили по братски. Сначала все трофеи собирали воедино, а за тем, выбрав распорядителей под контролем гетманов делили. Тех кто брал самовольно таборитский устав не взирая на сословие обрекал на казнь как воров.
В феодальных войсках общих трофеев не существовало, каждый грабил для себя. И часто рыцари заканчивали биться, захватив добычу или покидали ради нё поле боя. Особенно наёмники. Без наёмников – этих профи войны и грабежа тогда никто не обходился. Даже сами пражские гуситы однажды приглашали наёмников и платили им одеждой священников и горожан сбежавших из Праги католиков.
Нагруженный добычей солдат уже не думал о войне, он думал о том как сохранить добычу.
Таборитские гуситы всю добычу свозили в Табор в общую казну и расходовали её по коммунистическому принципу – каждому по потребности. Лишнего никто не брал, это было равнозначно потере лица и уважения общины.
Действуя по принципу «Око за око» гуситы были жестоки с пленниками.
В ноябре 1420-го когда Жижка узнал, что жители города Прахатицы сожгли трёх таборитов за проповедь причащения чашей. Он пришел с войском под город и сказал: «Отворите ворота и разрешите нам мирно войти в ваш город со святыми дарами пречестного тела Христова и с нашими священниками. Мы обещаем, не причинять вам никакого ущерба ни телам вашим, ни имуществу».
Жители ему ответили грубо и тогда табориты убив во время штурма 230 человек, после захвата города прошли по нему со своими святыми дарами и в одной из церквей сожгли 85 человек. Так они уничтожали бесов в их понимании.
Жирный священник купил свою должность
И продает нам наши грехи
В огонь же неправду, роскошь и пошлость
Жги алтари !
За святые дары , за вино и за хлеб
Бросай брат работу бери в руки цеп
И в табор спеши на священную гору
Отсюда войною пойдем мы на вора
Пей кровь Христову – лей кровь врага
Римскому папе отрубим рога
Вера таборитов была вдохновенна и наивна. Хотя, наверное не более наивна чем у остальных верующих. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а за тем…» . А за тем придет Христос и сделает за нас всю работу.
Табориты называли своё время временем возмездия и призывали подражать Христу не в благости, а в неистовстве. Так посланник света сам превращался в палача.
«Во время возмездия всякий верующий, пресвитер и какое бы ни было духовное лицо, будет проклят, если меча телесного не обагрит кровью противников закона божия, но должен умыть руки свои в крови их и тем осветиться» - так учил пресвитер Мартин из Моравии по прозвищу Локвис. А Лаврентий из Бржезовой пишет: «Часто можно было их видеть, как они с окровавленными руками — причащаются телом и кровью Христовой».
Братья табориты считают себя ангелами посланными для выведения людей из городов и селений в горы, подобно выведению Лота из Содома. Своих последователей они называют верные. Верные должны уходить в горы и ждать там второго пришествия. Ибо когда Христос придёт и уничтожит потопом всех, кто будет не на горах, только потоп будет огненный.
По словам Лаврентия они верили, что перед вторым пришествием «… упразднятся цари и князья и все церковные прелаты и не будет в этом восстановленном царстве ни податей, ни сборщиков их, ибо сыны божьи будут попирать ногами шеи царей, и все царства под небом даны будут им»
Верные, это судное христово войско, которое должно всю частную собственность противников истинного закона Христова или отнимать или уничтожать. Отнятое делить между верными.
После чего на земле восстановиться Царство Небесное. Ведь сказано в Евангелии от Матфея «Царство небесное силой берётся».
В восстановленном царстве не будет никакого греха и лжи, ни голода, ни болезней. Женщины будут рождать детей как Дева Мария без греха совокупления и без мучения и дети эти никогда не умрут. Смерти тоже больше не будет. Не будет и учителей , ибо все будут черпать мудрость прямо от Бога.
Вдохновлённые первыми победами над крестоносцами, в дополнение к Пражским статьям табориты выдвигают собственные правила:
1.Не следует придерживаться никаких учений и постановлений святых отцов, никаких обычаев или традиций, созданных людьми. Следует держаться только за то, что отчетливо сказано в Библии. Ибо все, что не подтверждено опытом Христа и апостолов в Евангелии бесполезно для спасения души.
2.Кроме воскресных дней, верующим не следует почитать никаких других праздничных дней.
3.Священничество и частная собственность, не совместимы. Священник должен содержаться на добровольные пожертвования общины. У священников обладающих собственностью нельзя принимать таинства.
4.Священник должен быть одет просто как и все остальные люди он должен носить бороду . Те у кого на голове выбрита тонзура, а на тело одета мантия достойны презрения как вавилонская блудница. При виде католических священников сторонники таборитов обычно кричали им «W sak, mnisse, w sak, w sak!». В мешок монаха в мешок!
5.Священник, совершивший какой-либо смертный грех, не имеет власти от бога совершать таинства причащения или крещения.
6.Чистилища нет. Это суеверие придумано попами для того, что бы заработать денег на желании людей облегчить загробную участь своих покойников.
7.В течение одного дня можно принимать причастие святых тайн сколько угодно раз.
8.Тело и кровь Христовы могут быть вкушаемы под видом любой пищи, лишь бы человек был осенен милостью божьей.
9.Исповедоваться священнику не обязательно, это достаточно делать в сердце напрямую Богу.
10.Кающихся не надо истязать постами и прочими ограничениями, достаточно только слов: «Иди и больше не греши».
11.Нельзя молиться святым, это идолопоклонничество. Постные дни, иконы, статуи и мощи святых Кресты с распятым Христом и алтарь должны быть упразднены и разрушены, а необходимые вещи для проведения ритуалов не должны считаться священными. Не нужно ни каких храмов «Господь всемогущий есть храм его, ибо как разрушится вера и надежда, так же и храмы» (Апокалипсис, гл. 21).
12.Нет никаких праздников, кроме дней воскресных, так как все их установили люди, а не Господь.
13.Монастыри должны быть разрушены, что бы их насельники шли в мир проповедовать евангелие.
14.Не надо молиться за умерших и совершать какие-либо другие деяния ради них. Бог позаботится о мертвых наилучшим образом
15.Таинства должны проводиться на понятном прихожанам языке и могут совершатся под открытым небом или в домах, за столом, накрытым полотняным платком.
16.Крестить детей можно в простой, свежей воде и в каком угодно месте и без крестных родителей.
17.Верующие не должны петь во время богослужения никаких гимнов, восхвалений и других песнопений, сохранившихся от прежней церкви.
18.Нельзя есть мяса задушенного животного и пищу с кровью какого-либо животного. То есть кровяную колбасу есть нельзя.
Экономические и политические требования таборитов
1.Уничтожение процентов с займов. Уничтожить все ростовщические сделки на дома, на лавки и на что-либо другое и упразднить всякие лихоимные записи.
2.Лишение иноверцев и тевтонцев(немцев) гражданских прав.
3.Запрет на роскошь. Запретить ношение роскошных одежд, «слишком против господа бога драгоценных, как-то: пурпурных, расшитых, тканных серебром или тисненых и вырезных, серебряных поясов, застежек и всяких украшений и драгоценностей, располагающих к гордости».
4.Запрет на симонию, то есть продажу церковных должностей и сдачу их в аренду. Автор самой подробной хроники гуситских войн чашник Лаврентий из Бжезовой был по образованию священником и имел приход, который сдавал в аренду другому священнику, а сам работал писарем в городской управе Праги.
5.Контроль над магистрами магистры свои распоряжения должны согласовать с волей божьей и представлять в ратушу для проверки на основе закона божьего.
6.Не терпеть и не оставлять без наказания : прелюбодеев, бездельников, разбойников , мошенников и богохульников какого бы они ни были общественного положения и сословия.
7.Наказывать платящих дань врагам. Все крестьяне и подданные, платящие взносы противникам гуситов, хоть даже и по принуждению должны быть лишены своего имущества и осуждены
8.Сухой закон. Не допускать под страхом установленных наказаний распитие каких бы то ни было напитков в корчмах и на улицах.
«Потому, дорогие братья, выставляем мы для себя такие правила, что хотим всем своим имуществом, душой и телом исполнить волю господню, так как уже многие братья наши за изложенную здесь истину пролили свою кровь и отдали свою жизнь» - Так писали табариты пражанам комментируя свои законы. Эти правила выдвинутые из крестьянской среды с требованием запрета на роскошь и ростовщичество, признания светской образованности язычеством, конечно не могли быть приняты богатыми и образованными жителями городов. Зачем уничтожать иконы и предметы культа если можно просто перестать предавать им особое значение. Зачем рушить церкви и монастыри, когда их можно использовать для других целей? Запретить роскошь, это значит нанести удар по ремесленникам. Объявить язычеством светскую образованность, значит поставить вне закона самых способных и умных людей.
Лаврентий пишет, что очень быстро табориты вошли во вкус воинов возмездия и стали убивать не только католических священников, но и тех гуситов, кто не был полностью согласен с их доктриной. Рассмотрев учения таборитов пражские профессора назвали его заблуждением и ересью. А место где табориты призывают проклинать пресвитеров не обагривших телесный меч кровью врага и жечь монастыри, города и сёла - ересью и жестокостью тиранической и заблуждением невиданной и неслыханной жестокости. Так гуситы раскололись на два лагеря.
Свидетельство о публикации №117041909797