Ян Гус и Союз Славянских Социалистических Республи
Славянофилы - Хомяков, Иван Аксаков, Тютчев - воспринимали гуситов как передовой отряд славян в их борьбе против Рима. Возникла даже идея православной канонизации Гуса и Иеронима Пражского.
Ян Гус заявиший "Несправедливй Бог есть вор" и поплатившийся жизнью за свои убеждения оказал решающее влияние на формирование мировоззрения многих революционеров Европы 19–го века, в том числе и на молодого Энгельса. Узнав об истории этого еретика Фридрих уже не мог спокойно наслаждаться жизнью не борясь с несправедливостью.
Сами чехи вспомнили о Гусе когда вновь понадобился образ идеального героя идущего на смерть за свои убеждения в разгар так называемой «Весны народов» - революции 1848-1849.
«Весна» эта началась с резни в Галиции - западно русских землях получивших своё название от первой своей столицы Галича и поделенных между собою между поляками и австрийцами. Там русские крестьяне восстали против польской шляхты.
В феврале 1846 года они ограбили и уничтожили в течение нескольких дней более 500 поместий. Убили до 3000 шляхтичей и государственных чиновников. Они требовали отмены крепостного права.
Спонсорами этой резни были Австрийцы заинтересованные в присоединении всей Галиции к своей империи. Австрийцы платили деньги восставшим за раненых и убитых польских помещиков. Так как, за трупы платили в два раза больше, чем за раненых, многие схваченные ранеными шляхтичи убивались прямо на пороге особняка австрийской администрации. По воспоминаниям очевидцев, кровь рекой текла по улицам города Тарнува, где находилась австрийская администрация Рутении так они называли галицийскую Русь.
Всё случилось именно так , как описывал за год до этих событий Тарас Шевченко в поэме "Еретик".
Запалили у сусіда
Нову добру хату
Злі сусіди: нагрілися
Й полягали спати,
І забули сірий попіл
По вітру розвіять.
Лежить попіл на розпутті,
А в попелі тліє -
Іскра огню великого,
Тліє, не вгасає,
Злые немцы, зажгли дом своего соседа, что бы погреться у огня. Погрелись и легли спать. А кострище не потухло ….
Весной 1848 года жертвой беспорядков стала уже сама Австрия. В Вене вспыхнуло восстание из за расстрела войсками мирной демонстрации требовавшей реформ. На улицах появились баррикады. Восставшие окружили императорский дворец. Фердинанд Первый испугался, отменил цензуру, убрал одиозных министров, провозгласил созыв конституционного собрания для принятия конституции.
В Чехии под влиянием событий в Вене была создана национальная гвардия и выдвинуты требования автономии в составе Австрии на парламентской основе.
Император даже признал равноправие чешского и немецкого языков на территории Чехии.
На волне этих успехов демократии 24 мая 1848 в Праге открылся Славянский съезд представителей славянских народов с целью объединения против пангерманской опасности. Председателем съезда был избран историк Франтишек Палацкий. Прага подняла знамя славянского единства. Но пока шел съезд к городу были стянуты австрийские войска, они начали обстреливать город из пушек, 17 июня Прага сдалась. Начались массовые аресты, начионально-демократическая революция в Чехии была подавлена. Она осталась в истории под названием «Святодуховское восстание».
Прошло 100 лет и песня восставших против германской гигемонии чехов - «Востань восстань великий город Прага» вновь прозвучала на улицах далекого от Чехии оренбургского городка Бузулук когда в 1942 году по нему проходил сформированный здесь чехославацкий батальон. «Славные сыны, вы победите, верьте, ваша правда победит!» - пели воины в шинелях табачного цвета, в шапках с восьмиугольными кокардами. Ветер развевал боевое знамя батальона: желтое полотнище, окаймленное национальной трехцветной лентой. Золотом на нём был вышит боевой девиз — «Останемся верны!» А на обратной стороне слова Яна Гуса: «Правда победит!» У древка развивалась алая лента с надписью «Смерть немецким оккупантам!» Батальон дошел до Праги и стал основой новой чехословацкой армии.
Интересно, что Яна Гуса русские священники считали православным, а не католиком. И верили, что его сожгли за проповедь истинного православия. Протоирей Иоанн Арсеньев в книге «Ян Гус, его учение и реформаторская деятельность» изданной в 1913 году Пишет: «Так скончался этот праведник, о котором вполне можно сказать, что он замучен был за свою ревностную попытку вдохнуть живительный дух истинного православия в одряхлевший организм Западной Церкви».
А вот снова Тарас Шевченко
Слава тебе любомудру,
Чеху-славянину, -
Что не дал ты захлебнуться
В немецкой пучине
Нашей правде!
В 1402 году Гус как главный проповедник столицы становиться ректором Пражского университета, он уже принимает экзамены у студентов, но по прежнему проповедует в своей часовне куда стекаются люди со всей страны.
Гус говорил: «Мощи, которые вы видите в церкви не настоящие. Если собрать все кусочки берцовой кости святой Бригитты, то окажется, что она была сороконожкой!»
Он говорил о том, что известные по всей Европе пеленки младенца Исуса, скатерть с Тайной вечери, рука воскрешенного из мертвых Лазаря и прочее, это, всего лишь бизнес. Он говорил, что служители церкви обирают бедноту и «пасут свое брюхо в роскоши». Хочешь быть с Богом, будь честным и бедным
В своих проповедях ректор Пражского университета выработал ряд требований к католической церкви:
1)Ввести практику причащения простых прихожан не только хлебом , но и вином –символической жертвенной кровью Христовой. Во время причастия у католиков вино имели право пить только священники. И это было не справедливо ведь Христос завещал причастие своей кровью для всех своих последователей. Так причастная чаша стала символом гуситского движения.
2) Отнять у церкви богатства, отобрать земли у монастырей и раздать народу.
3) Вести богослужение на славянском языке, а в то время все славяне и новгородцы и сербы и чехи с болгарами, говорили на старославянском языке, имея незначительные диалектические отличия. Гус считал, что причина безнравственности заключается в том, что народ не знает Нового Завета и потому очень важно печатать и проповедовать Священное Писание , не на латыни, а на языке народа.
4) В Чехии должна быть своя церковь, подчиненная не папе, а чешскому королю. «Чехи должны быть во главе, а не в хвосте, первыми в должностях, как французы во Франции и немцы в своих землях».
5) Отменить плату за отправление обрядов. Священник должен жить на подаяния. Бедность залог честности церкви. Бедность кратчайший путь к царствию небесному по мнению Гуса.
Последователи Гуса - табориты называли себя верными. Верные, это судное христово войско, которое должно всю частную собственность противников истинного закона Христова или отнимать или уничтожать. Отнятое делить между верными. «… упразднятся цари и князья и все церковные прелаты и не будет в этом восстановленном царстве ни податей, ни сборщиков их, ибо сыны божьи будут попирать ногами шеи царей, и все царства под небом даны будут им» - писал летописец Лаврентий из Бржезовой.
Когда Гуса обвиняли в том, что он возмущает народ, он отвечал:"Я возмущаю народ? Это обвинение напоминает обвинение Христа: возмутил всю Иудею - от Галилеи до сих мест».
В 1403, Гуса выгнали из ректоров и запретили ему проповедовать, через 12 лет его сожгли на костре, его пепел сначало разгорелся в пожар гуситских войн, а за тем долшо тлея снова вспыхнул "Весной народов", которая за тем расцвела проектом будущего справедливого устройства общества. Своеобразным Союзом Славянских Социалистических республик основанном на принципе федерации равноправных политически и юридически народов, каждый из которых имеет демократическую республику, основанную на самоуправляемой общине.
Сплочение будущего союза должно было пройти в таком порядке:
1) создание федерации в пределах освобожденных народов России;
2) объединение славянских наций в единую федерацию;
3) оформление всемирной федерации.
Эту идею исповедовал великий писатель и политик Иван Франко.
Свидетельство о публикации №117041909167