Спасибо, юность, за цветы

Глашатай               
(поэтические философемы, реплики, эссе)

Дорогие читатели, позвольте предложить вам волнующую тему счастливой поры земных путников Жизни – юности.
Удивительно ярко говорят о юности – гении. Они остались в прошлом. Но актуальность их взглядов -поразительна.
Вот несколько позиций в информационном пространстве Вечности:

Юность мечтает о славе.

Джордж Гордон Байрон (1788-1824) - английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим творческим гением.

Юность бескорыстна в помыслах и чувствах своих в поэтому она наиболее глубоко охватывает мыслью и чувством правду…

Христиан Иоганн Генрих Гейне (1797-1856) - немецкий поэт, публицист и критик. Гейне считается последним поэтом «романтической эпохи» и одновременно её главой.

Блага юности = сила и красота, благо старости – расцвет разума.

Демокрит Абдерский (из Фракии) (460г.до н.э. – ок.370 г.до н.э.) - древнегреческий философ, предположительно ученик Левкиппа, один из основателей атомистики и материалистической философии.

08.09.2002

Спасибо, юность, за цветы…
(Бытие и мы.               
Исповедь заменить нечем!)

Спасибо, юность, за цветы,
За радости и песни.
Все знают, что с любовью ты
Всегда приходишь вместе.

Из чудных роз и нежных зорь
Из синей океанских,
Все там – молчи ли, пой –
С последним бальным танцем.

Теперь, когда декабрь вблизи,
Побудь со мной рядом.
Ты, ведь, не банк, не лимузин.
Не высшая награда.

А я с избранницей пойду
Туда, где быть нам важно.
Штамп – две судьбы в одном ряду –
Сведет, он – бог бумажный.

Разъединиться – суждено,
Но это будет после.
Пой, юность! Счастье жить – одно.
На две планетных просьбы.

Ты, юность, из гирлянды искр,
Мой опекун зеленый,
Красивый елочный сюрприз
Плод и душа закона.

15.04 – 19.04.2017




Резюме:

Один из титанов эпохи Возрождения Ленардо да Винчи – был человеком из будущего. Слово великому мыслителю:

Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И, поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи.
Леонардо ди сер Пьеро да Винчи (1452-1519) - итальянский художник и учёный, изобретатель, писатель, музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, яркий пример «универсального человека».

Младшим современником Леонардо да Винчи был Фернандо де Рохас, трудно не согласиться с мыслью великого испанского писателя, роман которого «Селестина» (1499 г.) в свое время был не менее популярен, чем «Дон Кихот» (1604-1616) Мигеля де Сервантеса Сааведра(1547-1616):

Юность думает лишь о настоящем, зрелый же возраст не пренебрегает ни настоящим, ни прошлым, ни будущим.

Фернандо де Рохас (ок.1473\1476 - 1541) - испанский писатель, автор романа в форме драмы «Селестина», адвокат, мэр города Талавера (с 1538 г.)

Постскриптум:

Замечательный романтик Франсуа Рене де Шатобриан был властителем дум  эпохи «Бури и натиска». Как он мыслил, как он оценивал людей и время?
Он говорил:

Юность счастлива, потому что она ничего не знает; старость несчастлива, потому что все знает.

Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848) - французский писатель, политик и дипломат, ультрароялист, пэр Франции, консерватор, один из первых представителей романтизма.
Центральным романом в творчестве Шатобриана является «Апология христианства». «Атала» и «Рене», по замыслу автора, являлись иллюстрациями к «Апологии».
«Атала» — это роман о «любви двух влюблённых, шествующих по пустынным местам и беседующих друг с другом». В романе используются новые способы выразительности — чувства героев автор передаёт через описания природы — то равнодушно величавой, то грозной и смертоносной.
Параллельно в этом романе автор полемизирует с теорией «естественного человека» Руссо: герои Шатобриана, дикари Северной Америки, «в природе» свирепы и жестоки и превращаются в мирных поселян, только столкнувшись с христианской цивилизацией.
В честь главной героини романа «Атала» назван астероид (152) Атала, открытый в 1875 году.
В «Рене, или Следствиях страстей» впервые во французской литературе выведен образ героя-страдальца, французского Вертера. «Юноша, полный страстей, сидящий у кратера вулкана и оплакивающий смертных, жилища которых он едва различает, … эта картина даёт вам изображение его характера и его жизни; точно как в течение моей жизни я имел перед глазами создание необъятное и вместе не ощутимое, а рядом с собой зияющую пропасть…».
Влияние Шатобриана на французскую литературу огромно; оно с равной силой охватывает содержание и форму, определяя дальнейшее литературное движение в разнообразнейших его проявлениях. Романтизм почти во всех своих элементах — от разочарованного героя до любви к природе, от исторических картин до яркости языка — коренится в нём; Альфред де Виньи и Виктор Гюго подготовлены им.
В России творчество Шатобриана было популярно в начале XIX века, его высоко ценили К. Н. Батюшков и А. С. Пушкин. В советский период Шатобриан официально был отнесён к «реакционному романтизму», его произведения долгое время не переиздавались и не изучались до 1982 года, когда отрывки из «Гения христианства» были напечатаны в сборнике «Эстетика раннего французского романтизма» (переводчик В. А. Мильчина).

Женщина оценивает феномен юности по-своему. Вот точка зрения удивительной Марии фон Эбнер-Эшенбах:

В юности мы учимся; в старости – понимаем.

Мария фон Эбнер-Эшенбах (1830-1916) - австрийская писательница, драматург, популярность которой в конце XIX века принесли психологические романы и повести. Из наиболее известных работ — роман «Мирское дитя». Также известна своими высказываниями.

Всегда актуален в своих размышлениях гений Античности – Эпикур. Трудно не согласиться с философом, который увидел в Начале Жизни – ее апогей:

Юноша в цвете сил, меняя мысли, носится сильным течением случая; а старец причалил в старость словно в пристань, замкнув в надежных воспоминаниях благодарности блага, на которые прежде трудно было надеяться.

Эпикур  (342/341 до н. э. — 271/270 до н. э.) - древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»).
От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты[1]. Среди источников знаний об этом философе — сочинение Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и «О природе вещей» Лукреция Кара.
Сохранившееся творчество Эпикура, хотя число его работ доходит почти до трехсот, сводится к трем важным письмам к друзьям, к восьмидесяти афоризмам, называемым «Главные мысли», и к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его работ.
Идеалом человека для Эпикура является мудрец (греч. ;;;;;). Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий (мнений толпы), а также от боязни смерти (греч. ;;;;;;;). Смерть в понимании Эпикура - это отсутствие ощущений. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», — утверждал философ.
В отличие от стоиков, Эпикур не интересовался участием в ежедневной политике, считая, что это приводит к неприятностям.

Эпикур разработал Учение о счастливой жизни , атараксия.
В развитие темы учения о человеческом счастье следует выделить этап появления концепции гедонизма:
Гедонизм (др.-греч. ;;;;; — «наслаждение», «удовольствие») — аксиологическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и смыслом жизни, единственной терминальной ценностью (тогда как все остальные ценности являются инструментальными, то есть средствами достижения удовольствия). Гедонизм часто отождествляют с утилитаризмом, но между этими доктринами есть различие. Гедонизм есть учение чисто аксиологическое: оно утверждает, что ценно, но не делает предписаний, как должны вести себя люди. Гедонизм сам по себе не является законченной моральной системой, он лишь может служить ценностным основанием для построения таковой. Утилитаризм есть консеквенциалистское этическое учение, которое даёт конкретные предписания для поведения людей. Утилитаризм утверждает, что правильное общество должно быть организовано так, чтобы действия людей максимально приносили друг другу удовольствие и минимизировали страдание. Гедонизм, в отличие от утилитаризма, допускает и чисто личное, эгоистическое стремление.
Основоположником гедонизма считается древнегреческий философ Аристипп (435—355 гг. до н. э.), современник Сократа. Аристипп различает два состояния души человека: удовольствие как мягкое, нежное и боль как грубое, порывистое движение души. При этом не делается различия между видами удовольствия, каждое из которых в своей сущности качественно похоже на другое. Путь к счастью, по мнению Аристиппа, лежит в достижении максимального удовольствия, избегая при этом боли. Смысл жизни, по Аристиппу, находится именно в получении физического удовольствия.
Эпикур описывает удовольствие как принцип удавшейся жизни. Удовлетворённость желаний Эпикур считает свободой от неохоты и отвращений. Целью в данном случае является не само удовлетворение, а избавление от страдания и несчастья. Высшим удовольствием и его мерой, согласно Эпикуру, является отсутствие боли и страдания. Поэтому счастье достигается с помощью атараксии — освобождения от боли и беспокойства, умеренным потреблением земных благ.
Во время расцвета абсолютизма гедонизм был одним из отличительных жизненных принципов так называемого галантного века в психологии аристократов XVIII века в Европе, и в особенности во Франции во времена правления Людовика XV. Однако зачастую он понимался вульгарно, как стремление к простейшим удовольствиям, которые в обществе обычно считались признаками аморального поведения. Возвращение серьёзного философского подхода к гедонизму обычно связывают с именем британского юриста и философа Иеремии Бентама. Бентам также является основателем утилитаризма — этической теории, согласно которой общество должно заботиться о максимизации удовольствия своих членов.

 

Эпикуреи;зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Согласно ему, высшим благом считается наслаждение жизнью, которое подразумевает отсутствие физической боли и тревог, а также избавление от страха перед смертью и богами, представляющимися безразличными к происходящему в мире смертных.
Эпикур производил различие желаний (греч. ;;;;;;;;;), среди которых он обнаруживал естественные и "пустые" (греч. ;;;;;). Среди естественных он отдельно выделяет необходимые желания. Целью всех деяний является безмятежное и блаженное состояние души. Удовольствия (греч. ;;;;;;) Эпикур считал началом и концом блаженной жизни. Однако не все желания достойны удовлетворения, поскольку за некоторыми из них могут последовать страдания. Поэтому мудрец должен быть осмотрителен (греч. ;;;;;;;;).



С благодарностью за внимание и
с уважением - Ваш Юрий Петров,
Доктор философских наук


Рецензии