Смех
Смеются люди оттого, что они в один момент переносятся из длящегося уравновешенного состояния в некоторое иное состояние, они словно как бы распахиваются навстречу иному состоянию, как правило более широкому и свободному и вот этот момент быстрого распахивания визуально, физиологически и метафизически выглядит и представляется смехом. Как физиология это определённые гримасы на лице, как психика это переключение душевных органов и функций(смена состояний, о чём говорилось), а как метафизика - это молниеносное высвобождение из причин и связок - быстрая смена смыслов и акцентов. Смех пронзает собой всё сложно структурированное иерархическое построение Дазайна или человека попросту говоря - с головы до ног, а главенствующим источником в нём является, естественно, культурная часть - сдвиг человеческого присутствия в культурном поле. За этим сдвигом как цепная реакция следует перемещение в плане психики и в плане физиологии. Но по времени практически нельзя разделить эту цепную реакцию, она протекает как одномоментная, однако её превалирующий источник в том, что человек, имеющий одну вовлечённость в мире меняет её на другую вовлечённость и эта смена имеют общую тональность восторга и радости и в целом для человека благоприятна.
Исходя из этого видно, что смех принадлежит общему семейству восторженности, но совершенно уникальным образом.
Как нечто феноменальное, смех - процесс, поток. Улыбка - вполне самостоятельная и полноценная часть этого процесса, ввиду чего смех может выражаться иногда одной улыбкой. Говоря другими словами, смеху для того, чтобы быть смехом, достаточно и одной улыбки. Но зачастую он "не удовлетворяется" одной, а знаменуется целой серией и потоком их, этих прекрасных улыбок - то есть смехом.
Сколько людей - столько и улыбок, столько и смеха. Конечно же, сколько людей - столько и Дазайн - столько и неповторимого присутствия.
Философии будущего для того, чтобы мыслить не нужны будут уже знакомые нам понятия. Эти слишком грубые, статичные, громоздкие "всеобщности", не зримые наглядно и обнаруживаемые в виде лишь "умственных конструкций", несомненно работающие и в действительности, но на низком уровне - на уровне предметного освоения мира. Но когда человек начнёт осваивать мир как присутствующий, а не как предметный только, то есть когда мир предстанет для него как живой и безобразный словно и сам Дазайн, а Дазайн и есть стихийный безобразно-живой мир, тогда прежние категории метафизики будут списаны в утиль за ненадобностью, помещены в музей на почётное место с наименованием "наше доблестное прошлое", сослужившее нам некогда службу, но теперь уже непригодное, и на первый план перед нами выйдут совершенно иные проблемы, вопросы и имена в том числе. Обнаружится, что на таком уровне мир можно постигать только феноменально. И что все эти феномены давным-давно перед нами уже налицо, мы лишь никогда не считали их главными и интересными: смех, плачь, страдание, восторг, волнение, радость, ужас, тоска, печаль, удивление, сомнение, тревога, надежда - не предметы одной физиологии или психологии, и вообще "не предметы" - это элементы живого Дазайн присутствия, и именно их, и нужно, и перспективно мыслить. Но не тем старым мышлением убогой рефлексивности, что тянется за нами словно страшный призрак прошлого, а новым, молодым свежим, о котором мечтал Ницше. Воистину это будет весёлая наука!
Многие из великих философов прошлого уже пытались это делать, но вполне ещё робко. Как бы невзначай и среди "старых одежд".
Я утверждаю, что смех, его экзистенциальный анализ и мышление о нём как о феномене гораздо ближе к нашей будущей свободе, чем все размышления о содержании и форме, или сущности и явлении, или о прочих парных дубовых категориях. В среде феноменального постижения мира нет грубо зафиксированных дубовых пар, любой элемент Дазайн присутствия - органичен и сложен своей внутренней структурой, он сам по себе словно маленькая копия всего Дазайн - всё, что есть в Дазайн, есть и в нём. Поэтому люди будущего будут изучать не категории, охватывающие мир, а каждый раз - сам мир, и каждый раз по новому - смотреть в лицо "тоске" или "ужасу" - значит смотреть в лицо всему миру, значит стоять один на один перед вселенной или же быть ею самой.
Свидетельство о публикации №117041900845