О княгине Ольге и Малке-Малуше

О КНЯГИНЕ ОЛЬГЕ И МАЛКЕ-МАЛУШЕ.

В подвластном Хазарии Любече
Жил хазарин Малк*-Любечанин.
Знал о нём иль слыхал
Всяк земляк-любечанин. -
Был известен он тем,
Что во всём был хазк**, -
Хоть терем срубить топором,
Хоть саблей рубить врагов.
Были дети у Любечанина-Малка -
Сын Товий*** и дочка Малка****.
Пошли они нравом в него, -
Их так воспитала  мать, -
Горазды отцу помогать,
Умели писать и читать.
В достатке с семьёй жил Малк,
Пока не пришла беда, -
Отбила дружина Ольги
Любеч у царства хазар
И в Киев в полон увела
Многих из любечан,-
И среди этих многих -
Малка и Товий.
Эти двое приглянулись
Встречавшей дружину Ольге. -
Узнав, что те оба грамотны,
Княгиня взяла их в подворье.
Имена же их переиначила:
Звать стали Малку - Малушей,
А брата её - Добрыней.
К делу Ольга обоих приставила:
Добрыню при дворе
На хозяйстве оставила,
Малушу поставила ключницей
В главном своём тереме.
Приглянулась Малка-Малуша
СВЯТОСЛАВУ, - сыну княгини, -
И, ставши его наложницей
Родила от него ВЛАДИМИРА.
Осерчала  Ольга  на Малушу
За её прелюбодейство нежданное
И под Псков рожать сослала в Будутино,
Но смягчившись, с новорожденным вернула
И приставила к внуку Добрыню,
Чтобы он воспитал того воином.
Уж Добрыня в том постарался. -
В восемь лет по просьбе новгородцев
Да по воле отца Святослава, -
(Святослав совету внял Добрыни), -
Стал Владимир Князем Новгородским,
А Добрыня регентом при нём и воеводой.
Когда князю десять лет исполнилось,
Получил из Киева он весть печальную, -
Что убили печенеги Святослава,
Да из черепа его чашу сделали,
Серебром оправив червлёным.
Сказал тогда Добрыня Владимиру:
Власть отцову тебе наследовать
Да отмстить его смерть половцам!
Поднял Добрыня дружину новгородскую
И в поход на Киев с князем двинулся,
Где престол держал Великокняжеский
Старший брат, отцом их назначенный,-
Ярополк, жены отцовой сын.
Сверг Владимир (с Добрыней) Ярополка,
Взяв в дружину варягов-наёмников,
И отправил Добрыню в Новгород, -
Новгородским сделал посадником.
Там поставил Добрыня Перуна над Волховом.
Жил Владимир в Киеве язычником-
Полста жён имел и восемьсот наложниц.
Пожелав жениться на царевне, -
Цареградской красавице Анне,
Князь Владимир крестился в Корсуни
И склонил креститься Добрыню.
Женившись на Анне, князь крестил киевлян,
А Добрыне повелел крестить Новгород,
Что и выполнил тот "мечом и огнём.

Завершив свой сказ, сам тому дивлюсь,
Что птомки МАЛКа-МеЛеХа - хазара-любечанина
"Робичич" Владимимир - Князь Великий Киевский
И Добрыня, - воевода его из "робичей"
Крестили Киевскую Русь и Новгородскую.



 

 *     - имя Малк, записанное буквами ивритского алфавита
         читается [ МэЛэХ ],переводится на русский словом ЦАРЬ.
 **    - силный, силён (Иврит).
 ***   - имя Товий [ ToВиЙ ] переводится с иврита на русский словами ХОРОШИЙ,
                ДОБРЫЙ, (отсюда =  Добрыня).
 ****  - имя Малка [ МаЛКа ] переводится с иврита на русский словом ЦАРИЦА.

"робичич" - сын рабыни.
"робич"   - раб.
 



   
Post Skriptum:

                ДОСТОВЕРНАЯ БАЗА ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ:

А. МАЛУША :

1.      МАЛУША — родом из Любеча, ключница вел. кн. Ольги, наложница вел.
      кн. Святослава Игоревича; была сослана Ольгой в село Будутино, близ
      Пскова, где родила сына Владимира.
                (Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона).

2.      МАЛУША(Малка), ключница Кгягини Киевской Руси - Ольги.
               (Материал из Википедии — свободной энциклопедии).
      
        Рождение: ок. 940—944 г., Любеч (?)
        Смерть: 1020 г.,  Будутино (?)
        Отец: некий Малк ЛюбЕчанин
        Мать: неизвестна
        Супруг: Святослав Игоревич (не женаты;  Малуша-Малка - наложница
              Святослава), (ок. 942 - 972 г.г.) 
        Дети: Великий Князь Киевский Владимир I-ый, Святославич
              (святой), былинный "Владимир Красное солнышко",
              имя по крещении  (987-988 г. в Корсуне греч.) - Василий,   
              (ок.962 - 1015  г.г.).

          Малуша Любечанка, версии: Малка**** - основная, также Мауса, Мауся,
                Малфреда), ок. 940:944 г. — 1020 г., — ключница-   
                рабыня великой княгини Ольги, наложница её сына
                великого князя Святослава Игоревича, сестра Добрыни,
                мать Великого Князя Киевского Владимира 1-го
                (Святого),"Владимира Красное солнышко". 
               

                «Володимер бо бе от Малуши, ключнице Ользины, сестра же бе   
               Добрыни, отец же бе има Малк Любечанин, и бе Добрыня уй
               Володимиру».
                (Летопись ""Повесть временных лет). 

        Поскольку точных данных о её происхождении нет, а сыну её довелось стать одним из самых знаменитых князей Киевской Руси, по поводу родственных связей Малуши, было высказано несколько гипотез.

        О более низком социальном положении Малуши свидетельствует оскорбление, нанесенное позже её сыну Владимиру: когда в 979 году Владимиру сватали Рогнеду, дочь полоцкого князя Рогволода, она ответила: «Не хочу я за робичича».

        Брат Малуши Добрыня, ставший воеводой, быть может, тоже начинал свой карьерный взлёт при княжеском дворе с рабских должностей (тем же ключником), что косвенно подтверждают былины:

               ...Да три года жил Добрынюшка да конюхом,
               Да три года жил Добрынюшка придверничком,
               Да три года жил Добрынюшка де ключником,
               Ключником, Добрынюшка, замочником,
               Золотой де казны да жил учетчиком..
   

        Как сообщают поздние источники XVI века Никоновская и Устюжская летописи, Владимир Святославич родился в селе Будутине (возможно, д. Будник под Псковом или с. Будятичи (укр. Будятичі) под Владимиром-Волынским), куда разгневанная Ольга отослала беременную Малушу. Это село принадлежало Ольге (или Малуше) и после её смерти было завещано церкви Богородицы.

                «Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе
             сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение
             Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, 
             село бо бяше ея таго, и умираючи даде его святей Богородици»

                (Никоновская летопись).

   В Ипатьевской летописи Малуша вместо ключницы названа «милостницей» Ольги — то есть раздатчицей милостыни (по версии, высказанной Срезневским это слово вообще значит «фаворитка, любимица»). Существует предположение Прозоровского, что будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила заповедь «не прелюбодействуй» с Святославом, и именно это вызвало гнев Ольги.

   О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его занимался скорее всего дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было доверять воспитание наследников членам старшей дружины. Затем в 970 году Добрыня 10-летним племянником был послан великим князем держать Новгород, то есть выступал при нем регентом.

3. ДОБРЫНЯ .
   
    Добрыня — воевода Владимира святого, брат матери его Малуши.
   
    Когда в 970 г. в. кн. Святослав разделил Киевскую Русь между двумя старшими сыновьями, новгородские послы, по указанию Добрыни, выпросили к себе Владимира, который и поехал в Новгород с дядей своим. Отправляясь в 979 г. из Новгорода в Киев с намерением вырвать власть из рук старшего брата, Владимир руководим был Добрыней, который хотел отнять у Ярополка и невесту последнего, Рогнеду, дочь полоцкого владетеля Рогволода, чтобы выдать ее за Владимира. Ответ Рогнеды: «Не хочю я за робичича», сильно оскорбил Добрыню, сестру которого назвали рабыней, и после победы, одержанной над Рогволодом, он, по замечанию летописи, приказал племяннику «быть с ней (Рогнедой) перед отцом ее и матерью».

    Сделавшись единовластителем, Владимир поручил управление Новгородом Добрыне, который, по примеру племянника, поставил там, на берегу Волхова, истукан Перуна. Отсюда, в 985 г., он ходил вместе с Владимиром водой на богатую Болгарию (Волжскую). Мир с болгарами заключен был по совету Добрыни, который говорил, что "такой богатый народ, носящий сапоги, не будет платить дань, и советовал поискать лучше лапотников ".

    Что касается участия Добрыни в крещении новгородцев, то его, кажется, нужно признать достоверным, но известия о том летописей неопределенны и сбивчивы, а подробности эпизода, передаваемые Татищевым со слов так называемой Иоакимовской летописи, основаны, как думают, на старинной новгородской поговорке: «Путята крести мечем, а Добрыня огнем».

Полн. собр. рус. летоп. I, 29, 34, 36, 62, 131; II, 246, 250, 263; IV, 175; V, 2, 108, 112, 114, 132; VII, 28, 289, 294, 296, 326, IX под 990 г.; продолж. Нестора 185; Троицк. лет. Карамз. I, пр. 421; Татищ. I, 38—40; Карамз. I, пр. 463.
                ( Энциклопедический Словарь Брокгауза и Эфрона ).

Подводя итог всему, сам тому дивлюсь,
Что птомки МАЛКа-МеЛеХа - хазара-любечанина
"Робичич" Владимир и Добрыня, - воевода из "робичей"
Крестили Киевскую Русь и Ноогородскую .

 
              19 апреля 2017-го года.





 

 

 

 

 

 

 

 

 
 


Рецензии
Вольно ли вам путать двух Владимиров (Владимира Святого и Владимира Мономаха), отстоящих друг от друга по рождению без малого на сто лет?
Не должно не различать деда с внуком его! Ни по делам их, ни по времени правления не разнятся ли они?
И на том спасибо, что не прозвали никоего из них "Красным Солнышком"...

Cherry S   20.04.2017 10:12     Заявить о нарушении
Спасибо за внимательное прочтения всей странички со стихом и за существенное замечание. Благодаря Вашему замечанию уточнил и слово Мономах заменил словом Святой.
Всего доброго!

Лев Постолов   20.04.2017 17:12   Заявить о нарушении