Эпизод с арестом

Обратим внимание на то, что все четыре евангелия в своем повествовании во многих местах не совпадают друг с другом в описываемых событиях. Евангелия имеют разную стилистику и разный объём. Чем дальше по времени создания от описываемых событий находится евангелие, тем оно становится всё более и более красноречивым в описаниях и похожим на литературное произведение, а не на описание реально происходившего. Если опираться на научные предположения о том, что евангелие от Иоанна писалось в 90-ые годы первого века, то автор этого евангелия физически никак не мог быть учеником непосредственно Иисуса, казнённого в начале тридцатых годов. Ибо в таком случае получается, что учитель водил с собой подростка либо младенца, да ещё и вином его поил. А автор, которому ко времени написания евангелия по логике стукнуло далеко за 80 лет, обладал ко всему прочему просто невероятной для своего возраста работоспособностью и такой памятью, что помнил рождение Христа в мельчайших подробностях. Любому мало-мальски здравомыслящему человеку понятно, что всё это – нереально. Однако, во всех четырёх повествованиях есть схожие эпизоды. Самый динамичный из них – сцена ареста Иисуса. Можно ли твёрдо утверждать, что все речи, сказанные в этот момент были сохранены и переданы верно через десятки лет, прошедших до того времени, как появились письменные свидетельства? Нет. Нельзя утверждать даже того, что они вообще были. Моё мнение: скорее всего всё произошло так быстро, что никому в принципе не было никакого дела до речей и их запоминания. Речами сцена ареста обросла гораздо позже, на много-много лет позже. Однако, предположения о том, что само событие действительно произошло в реальности могут иметь под собой почву в виду того, что упоминаются, хотя и по-разному, но во всех четырёх свидетельствах. Какие именно события? Если удалить изыски красноречия и воображения и посмотреть на «сухой остаток», то следующие:
1. Учитель молился, попросив учеников быть бдительными и следить за обстановкой.
2. Ученики его выслушали и тут же заснули.
3. Среди ночи учитель заметил бегущую к нему толпу рабов и слуг первосвященниковых с факелами, ножами и кольями.
4. Впереди толпы бежал Иуда с кинжалом в руке, всеми силами пытаясь обогнать остальных.
5. Иуда подбежал к учителю, поцеловал его (не факт, но возможно) и (это моё предположение), взмахнув кинжалом, поранил ухо одному из подбежавших первосвященниковых рабов.
6. Толпа набросилась на Иуду и убила его.
7. В этот момент, воспользовавшись заминкой, перепуганные ученики разбежались.
8. Рабы и слуги первосвященника Анны связали Иисуса  и увели его к Анне на допрос.
9. На этом – всё. Занавес. Сцена кончилась. Никаких речей. Никакой патетики.
10. Почему Иуда бежал впереди всех? А как иначе можно успеть защитить учителя, если плестись в самом хвосте толпы? Откуда он шёл? Он ходил в город за продуктами к празднику Пасхи, куда его отправил учитель после тайной вечери. Однако по пути (или на обратном пути) заметил агрессивную вооружённую толпу направлявшуюся прямиком к Гефсиманскому саду. Откуда толпа знала куда идти? Так у первосвященника Анны в городе имелась целая армия шпионов и занимающихся слежкой из числа своих рабов и прислуги. Вот и всё. А о том как выглядит Иисус и спрашивать никого не надо было: в храме его видел весь город.
Всё остальное – было выдумано и разукрашено евангелистами гораздо позже. После изгнания из храма торговцев, которые находились там безусловно в интересах Анны, Иисус понимал, что он обречён, что фактический владыка Иудеи Анна никогда не простит ему такого поступка, ведь он посягнул на самое святое для первосвященника – его деньги! Такое должно было быть наказано, причём показательно – для назидания всех присутствующих. Не зря появилась и табличка «Царь Иудеи». Тоже в качестве назидания прочим: вот как будет со всяким, кто попробует посягнуть на деньги правителей Иудеи – Анны и его зятя Каиафы.


Рецензии