Дорога к дому пахнет хлебом
Ранним весенним утром, три девочки одноклассницы, отправились как всегда в школу. Дорога была недалекая, но всегда полна впечатлений иногда и событий. Одно, из событий, это залезание на забор, для проверки, разжигается ли костер в Тандыре*. Обычно у Тандыра возилась маленькая Аже* (бабушка), как всегда одетая в Узбекское платье, а поверх платья, была одета безрукавка, вышитая Казахским национальным орнаментом. Ну, и под платьем красивые шаровары, и конечно же на ногах Ичиги*, поверх которых одеваются резиновые калоши. А на голове повязан платок цветастый, красивый, переливающийся нитями люрекса.
Тандыр стоял недалеко от водопроводной колонки, рядом стоял низенький, азиатский столик, на котором красовались круглые лепешки подготовленные для выпечки, накрытые марлей. Разумеется это происходило в хорошую погоду, а в дождливые дни столик с лепешками переселялся под навес, что был при мощен к дому.
Подразумевается вопрос, а почему девочек интересовали действия, что происходили в чужом дворе. А потому, что когда они возвращались из школы, у ворот своего дома их ожидала эта бабушка, с лепешками, горячими, ароматными, румяными, хрустящими. До головокружения был вкусен запах этого волшебства, которое не пропускало детей мимо этого двора. Дети прилипали к забору двора, а бабушка поглядывала довольная на чумазые мордочки с горящими глазками, которые с вожделением, следили за волшебным процессом выпечки хлеба... А девочек школьниц бабуля любила особенно, она разглядывала их школьные формы, белые банты, вплетенные в косички, и фартучки.
Девочки были русские, но это не играло ни какой роли, так как, бабушка замечательно почти без акцента разговаривала по русски. Она сама когда-то была русской, как она сама улыбаясь говорила. Но за многолетнее замужество за казахом, и жизнь по казахским обычаям, сделали ее внешне на сто процентов схожую с Казашкой. Ее морщинистое, загорелое лицо и руки, которые единственные были открыты для солнца, были смуглыми, загорелыми, Но глаза... Ее глаза не азиатского разреза, когда-то голубые, а в то время уже выцветшие голубовато-серые, выдавали ее принадлежность к иной нации.
У нее было десять детей, и все мальчики. Которые на то время уже все стали взрослыми и покинули родительский кров, лишь иногда присылая уже своих детей, то бишь внуков к бабушке на помощь. И что самое интересное, ее внуки тоже были мальчиками и видимо поэтому, эти три девочки, так притягивали к сердцу, своим внешним видом, русыми волосами, но и принадлежностью к женскому полу. Отдавая лепешки девочкам она всякий раз передавала привет их мамам. Одна лепешка была разделена на троих, и вытерев приготовленным влажным, чистеньким полотенцем, девчонки с удовольствием уплетали этот волшебный хлеб, из таких теплых и пахнущих хлебом рук бабушки, а остальные лепешки, по две каждой несли домой, бережно укутанные в оберточную бумагу.
По началу этих событий, мамы этих девочек, ругали их, что берут хлеб, но познакомившись и подружившись со старушкой, они сами были рады такому гостинцу.
Родители рассказывали, что бабуля появилась в поселке, в Средней Азии, во время Великой Отечественной Войны, с инвалидом мужем и четырьмя детьми, трое из которых были приемными... Дети были все разных национальностей. Были двое мальчиков Немцев, один Украинец, один Кореец, трое русских и двое Казахи. Один самый старший мальчик был общий, родной. Муж ее вернулся с фронта с двумя мальчиками Немецкой национальности и с Украинцем. Их семья, сначала как и все люди жили в бараках, пока строились дома.
Поселок был заложен при строительстве Большого оросительного канала, который тянулся в Казахстан из Узбекистана из реки Сыр-Дарья. А остальных детей, они взяли уже позже, когда был построен дом. Отец был инвалид и потому, он работал на дому, плел циновки. которые стелились на пороге каждого дома в поселке, плел стулья, кресла качалки, тахты и маленькие низенькие стульчики, а так же корзины для овощей и фруктов, для бутылей, в которых держали вино. Поселок изначально строился как Винодельческий с огромными плантациями виноградника и с винным заводом, была так же садовая зона и позже были разбиты хлопковые поля, и для этого построили Завод по переработке хлопка. Хлопковый завод. А в каждом дворе были посажены кусты винного сорта винограда, который, жители сдавали осенью в Вин-завод. Затем была построена опытная Станция, которая позже имела мировое значение и стали выращиваться лучшие сорта винограда и хлопка...
Эта маленькая женщина растила десятерых мальчиков, самоотверженно трудясь, для семьи и так же трудясь в подсобном своем хозяйстве как и все сдавая виноград совхозу. Пекла хлеб, чтобы накормить свою большую семью и угощала соседских детей, а люди, в знак благодарности, делились с ней чем могли и конечно же своей благодарной добротой, за ее силу духа, за ее доброе сердце... А дети очень любили ее теплые руки. Которые дарили незабываемые минутки счастья в виде лепешки, свежеиспеченной, вкусной и пахнущей домом...
Однажды девочки, написали сочинение об этой бабушке, на уроке литературе,их сочинения были прочитаны на общей линейке, и многие дети стали ходить к дому бабушки , чтобы посмотреть на нее и попробовать ее хлеб, и конечно же было взято шефство, над этими достойными Людьми.
Аже* - старенькая бабушка.
И;чиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма.
Были также распространены у кавказских и среднеазиатских народов, а также терских и кубанских казаков.
Тандыр* — круглая небольшая печь-жаровня, мангал особого вида для приготовления пищи и хлеба на углях у народов Азии. Распространён в Азербайджане, Армении, Казахстане, Кыргызстане, северо-западном Китае, Монголии, России, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане и Японии. ...
Свидетельство о публикации №117041804905
- Казахстан, Кыргызстан....
КТО ЖИЛ И ВЫРОС В КАЗАХСТАНЕ,
ТОТ НЕ ЗАБУДЕТ НИКОГДА.
ВЕСНОЙ ЦВЕТУЩИЕ ТЮЛЬПАНЫ,
И ВКУС РЕЧНОГО РОДНИКА.
***
Был в годы перестройки, заброшен угол дома,
Нет больше той рябины, к другой теперь иду.
Пришлось семье уехать в страну мало знакомой,
Вернуться в край родимый я больше не смогу.
Мне не забыть тот дворик, и яркий свет в окошке,
Полжизни отдала бы за утренний рассвет.
Почувствовать бы запах казахской той лепёшки,
Да с молочком бы козьим... вкуснее хлеба нет!
ОБНИМАЮююююююююююююююююююююю,
Берегинюшка 18.05.2017 16:40 Заявить о нарушении
Надежда Чувашева Войскович 04.06.2017 12:57 Заявить о нарушении