Раковина галиотиса

Картина - Михаил  Александрович  Врубель  (1856-1910)
"Жемчужина" 1904. Картон, пастель, гуашь, уголь. 35 х 43,7.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей – того, что тоже нам нужно. Этой заманчивости полна и «Жемчужина» Врубеля. / Н.К. Рерих/

Жемчужина непознанных миров

жемчужина непознанных миров...
избранница приливов и отливов
веками ждешь свиданья,
терпеливо
перебирая блики лунных снов
хранительница радужных небес
повелеваешь взглядом человечьим
и каждый раз готовишься для встречи
с восторженным ценителем чудес
Наталья Глазунова-Моисеева

Глазунова Наталья Борисовна (дев. Моисеева, 21.04.1954 - 08.03.2024, г.Димитровград, Ульяновская область, Россия) – талантливая поэтесса экспериментальных стихов. Сама поэтесса относила их к разряду "Импрессионизма в поэзии", то есть она воспевает сиюминутную, проходящую красоту мира, оттенки человеческих чувств и гармонию человека со Вселенной. Окончила Липецкий финансово-экономический институт по специальности «Финансы и кредит», работала экономистом. Поэтический талант проснулся в Наталье в зрелом возрасте, хотя её отец, Борис Михайлович Моисеев, стихи писал всегда. Н.Б. Глазунова говорила, что стихи даются ей свыше, в них – исповедь женщины, постигшей тайны мироздания, размышления о смысле жизни.


­Жемчужина – это одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля

     «Жемчужина» – одна из визуально-поэтических вершин творчества Михаила Врубеля, квинтэссенция его мастерства как графика-новатора и художника-мыслителя. Она относится к позднему периоду артистических поисков художника и погружает в атмосферу тех дней второй половины 1904 - начала 1905 гг, которые были полны новыми эстетическими задачами. В это время Врубель, воспрявший после болезни, размышлял над тайной форм природы и стремился выразить притягательную стихию ее бытия в камерном масштабе графического произведения. «Жемчужина» создана на картонном листе размером 35х43,7 см.
     Врубель использовал необычную технику – в стремлении передать «реальное волшебство» природного организма он выстилал лист бумажными элементами разных конфигурации, раскраски и размера. Этот прием позволил повторить перламутровые слои раковины и придать художественному образу впечатление оживающей декоративной стихии. Переливчатость и трехмерный рельеф «Жемчужины» искусно воссозданы Врубелем с помощью гуаши, угля, пастели и бумажной аппликации.
     Нельзя не отметить, что многие современники считали эту графическую работу акварелью, и только в ходе научных исследований была установлена ее точная техника. Созданная в 1904 году «Жемчужина» была впервые показана публике на II выставке Союза русских художников в Санкт-Петербурге (31 декабря 1904–30 января 1905 гг) и Москве (13 февраля–27 марта 1905 гг). Сейчас она входит в собрание Государственной Третьяковской галереи.

История создания

     В творчестве Врубеля «Жемчужина» стала образной кульминацией графической серии «Раковины», над которой художник работал во второй половине 1904–начале 1905 гг.
     Монохромные этюды Врубеля «Раковины», как и мерцающая цветная «Жемчужина», – сложное явление в искусстве начала XX века. Эти графические работы берут истоки в идеалистическом восприятии мира, которое было характерно для символизма и открывают путь к более поздним визуальным прозрениям – к абстракции как методу постижения философии предмета пластическими средствами.
     Смысловая многомерность «Жемчужины», как и в других шедеврах Врубеля, рождалась из конкретных творческих задач. По собственному признанию художника, изначально он стремился лишь «со всей реальностью передать рисунок, из которого слагается игра перламутровой раковины, и только после того, как сделал несколько рисунков углем и карандашом, увидел этих царевен».
     На рождение фантастического по духу мира «Жемчужины», а также на создание этюдов, выполненных угольным, графитным и черным карандашами, черной пастелью и другими графическими материалами, Врубеля вдохновила перламутровая раковина галиотис (haliotis, или «морское ушко»). В настоящее время она хранится в Отделе рукописей Русского музея.

Описание произведения

     «Жемчужина» обладает совершенно особым пластическим ритмом, который напрямую связан с музыкальными композиционными принципами. Неслучайно при взгляде на работу Врубеля в сознании возникают звуковые ассоциации с образами моря, созданными одним из любимых композиторов художника – Николаем Римским-Корсаковым. В оркестровых красках опер «Садко» и «Сказка о царе Салтане» Врубель находил, как он сам говорил, «какие-то фантастические тона». Тончайшие переливы реальности в манящую возвышенной красотой мечту Врубель стремился передать и в своей «Жемчужине».
     Опаловая бездна морской раковины, в которую «словно вплывают» фигуры русалок или, как их называл сам художник, «морских царевен», похожа на космический хаос, ирреальная логика которого управляема только творческими законами гармонии. Таков был Врубель во всем – и в жизни, и в искусстве: свободная, как природа, стихия, порывистая и бунтарская, сочеталась в нем с тончайшим интуитивным постижением духовной целостности видимого и невидимого мира.
     Интересно отметить, что метаморфозу превращения жизни в художественный образ усиливает неожиданный нюанс – попавшая в центр композиции маленькая мушка, выкрашенная бронзовой краской.
     Зачаровывающую красоту «Жемчужины» можно воспринимать как символ утонченной эстетики модерна, однако прежде всего она связана с иносказательно выраженным индивидуальным постижением Врубелем творческих закономерностей бытия.
     О том, что раковина-жемчужина имела для Врубеля глубоко сокровенный личный смысл, говорит и его «Автопортрет с раковиной», созданный в конце 1904-начале 1905 гг и ныне находящийся в собрании Русского музея.

Реакция критиков

     «Жемчужина» Врубеля произвела глубокое впечатление на современников и встретила большее, чем многие другие знаковые работы художника, понимание. «Чудесной сказкой красок и линий, за пределами “что” и “как”» назвал ее Николай Рерих в одной из первых публикаций, посвященных произведению («Весы», 1905, № 2).
Даже Александр Бенуа, который находил несколько странной задачу Врубеля «передать блеск и переливы перламутровой раковины» в серии черно-белых этюдов, увидев «Жемчужину» с расположенными по ее краю наядами, назвал эту графическую картину шедевром, в котором создана подлинная «поэма моря».
     «Жемчужина» Михаила Врубеля стала и подлинной поэмой души художника, тайна которой сообщает неисчерпаемое временем притяжение ее фантасмагорическому бытию в истории искусства.
Автор статьи: Ольга Давыдова

Давыдова Ольга Сергеевна – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник «Отдела русское искусство XVIII – начала XX века» НИИ РАХ. За научный вклад в изучение символизма отмечена двумя медалями Российской академии художеств - "Шувалов" (2019) и "Достойному" (2021). Специализируется в области изучения искусства XIX–XXI веков с точки зрения нерасторжимой динамики их взаимоотношений в контексте истории искусств. Основная сфера исследований – искусство эпохи модерна и модернизма. Главный акцент исследований О.С. Давыдовой поставлен на выявлении духовной специфики искусства эпохи модерна и символизма. Индивидуальный ракурс научной проблематики включает сложный комплекс проблем, связанных с забытыми и малоизученными художниками предреволюционной эпохи. О.С. Давыдовой восстановлен творческий и биографический путь Федора Владимировича Боткина, Неси Яковлевны Хавкиной, Александра Модестовича Дурнова, Анатолия Францевича Микули, Юрия Ильича Репина. Особое внимание в исследованиях О.С. Давыдовой уделено вопросам визуальной поэтики В.Э. Борисова-Мусатова, В.Д. Замирайло, М.А. Врубеля, А.Н. Головина и других художников круга «Мира искусства» и «Голубой розы».

Михаил Врубель написал и автопортрет с жемчужной раковиной. Конец 1904 - начало 1905.


Галиотис (гелиотис, халиотис) – это раковина морских брюхоногих моллюсков рода Haliotis

      У него много имен – туземное название «пауа», английское – абалон, моряки называют его за форму раковины «морское ухо», а научное название – гелиотис или галиотис (haliotis), что, собственно «морское ухо» по-гречески и есть.
     Семейство Галиотиды (Haliotidae). В данном семействе один род Галиотис (Haliotis), или морские ушки, содержащий несколько десятков видов. Название галиотис происходит от греческих халис – море и отис – ухо.
     Галиотис – одностворчатый глубоководный моллюск рода Haliotis. С ж;стким панцирем, раковина обхватывает вс; тело животного, оставляя проход для ноги, при помощи которой существо передвигается. Особенности панциря – дополнительные отверстия – нужны для перегонки воды через жабры моллюска, так же головоногий протискивается в отверстия, будто щупальцы выпуская, чтобы лучше прикрепиться к поверхности. Молюску приходится противостоять силе волн, его тело мускулисто и приспособлено хвататься за камни так, что без ножа его не отодрать. Форма раковины обусловлена необходимостью бороться с волнами и течениями – плоская раковина проще волнами омывается. Уч;ным эти формы напомнили ухо, в честь чего улитку и окрестили. Внутри молюск свою раковину устилает перламутром (субстанция смешанной породы, минеральные слои вперемешку с органическими).
     Удивительно, что при всем богатстве насыщенных оттенков, в составе раковины гелиотиса совсем нет красящих пигментов, кроме черного! Многоцветность раковины – оптический эффект, можно ли в это поверить?
     Калейдоскоп оттенков определяется строением раковины – многочисленные тонкие слои перламутра, между которыми такие же тончайшие прослойки воздух. Эта многослойность создает для нашего глаза вот такой невероятный эффект преломления и игры света. Пepeливы тaк нacыщeнны и вoлшeбны, чтo paкoвинy пpoзвaли «пepoм Жap-Птицы». Этот моллюск распространен во всех тропических водах, но лучшие сорта – у вод Австралии и Новой Зеландии. Ему минимум 2500 лет и уч;ные опасаются, что вскоре век галиотиса закончится, большинство его видов занесены в Красную книгу, ведь человек использует галиотис:  ест его мясо;  раковины использует на украшения (сама раковина – камень), а ранее применяли и для денег; производимые видом жемчужины – тоже на украшения (одна особь способна произвести до 133 жемчужин); использует в астрологии и врачевании.
     Роду галиотису необходимы чистые океанские воды, которые загрязняются. При благоприятных условиях морские ушки могут жить до 30 и даже до 50 лет. Питаются галиотисы водорослями, растущими на камнях, или морскими растениями. В основном это малоподвижные животные. Минерологи и ювелиры называют галиотисом именно тв;рдый и плотный перламутр, камень, а не вс; животное («poдитeли» - бpюхoнoгиe мoллюcки, морские ушки, и их одноименно так величают). От раковин других моллюсков гелиотис отличается повышенной прочностью – поэтому его перламутр так охотно использовали для инкрустаций мебели, дамских вееров, украшений и даже оружия.
     Этот завораживающий вид перламутра вдохновлял и продолжает вдохновлять не только ювелиров и ремесленников, но и художников. Так, в 1904 году Врубель написал одну из последних своих картин - "Жемчужина" под впечатлением невероятной раковины гелиотиса, которую, по одной из версий, подарил ему поэт Максимилиан Волошин.
     Гелиотис давно культивируют, как и другие ценные виды жемчужных моллюсков. На его раковины, устриц и жемчуг огромный спрос. Разрешен вылов и дикого гелиотиса – но с большими ограничениями и только для аборигенного населения, в качестве народного промысла.
     Жемчуг моллюска гелиотиса («морского ушка» или абалона) ценится наравне с самыми дорогими драгоценными камнями несмотря на неправильную форму. Из-за того, что моллюск одностворчатый, его жемчуг имеет причудливые формы – часто в виде рога или даже конуса. Интересно, что жемчуг гелиотиса гораздо тверже жемчужин других моллюсков, это тоже делает его особенно ценным материалом для дорогих украшений. А его несовершенные формы позволяют ювелирам использовать эти природную асимметрию для создания невероятных фантазийных изделий. Сам жемчуг гелиотиса очень редко бывает в продаже, обычно это коллекционные единичные украшения. Часто встречаются украшения с перламутром гелиотиса, тоже красивые.
     Главное, на что способен галиотис – привлекать для своего владельца добро и любовь, гармонию и благопо




_________________
Жемчужная галерея  https://online.pubhtml5.com/wytl/dqso/#p=1

Наталья Глазунова-Моисеева «жемчужина непознанных миров» http://www.stihi.ru/2014/06/29/3496
Давыдова Ольга Сергеевна. Графическое произведение Михаила Врубеля «Жемчужина» htt  ps://alex-grdn.  ru/media/articles/  kartina-mihaila-vrubelya-zhemchuzhina/ (без пробелов)
Художник о художнике. Николай Рерих о Михаиле Врубеле  http://vrubel-world.ru/roerich.php









АРХИВ. Венок сонетов (дополнение к теме)

Жемчужина
Ольга Мязитова

Жемчужина,
Впитавшая Луны
Лазурные
Ночные воплощенья,
Её магические девственные сны
И волн морских усталое томленье,
Спокойно спит
В сиреневом ларце,
Пока ещё поу'тру
Дли'нны тени,
И лодка на прикованном кольце
Качается в оковах летней лени.

Она предстанет
Вестницей миров,
По-ангельски светла и молчалива,
Лишь только тень проворных юных ног
Найдёт её в объятиях залива...

Илл.: М.А.Врубель. Жемчужина. 1904 г.
© Ольга Мязитова, 2014


Максимилиан Волошин,
LUNARIA, ВЕНОК СОНЕТОВ,
1913

ВЕНОК СОНЕТОВ
1
Жемчужина небесной тишины
На звездном дне овьюженной лагуны!
В твоих лучах все лица бледно-юны,
В тебя цветы дурмана влюблены.

Тоской любви в сердцах повторены
Твоих лучей тоскующие струны,
И прежних лет волнующие луны
В узоры снов навеки вплетены...

Твой влажный свет и матовые тени,
Ложась на стены, на пол, на ступени,
Дают камням оттенок бирюзы.

Платана лист на них еще зубчатей
И тоньше прядь изогнутой лозы...
Лампада снов, владычица зачатий!
2
Лампада снов! Владычица зачатий!
Светильник душ! Таиниица мечты!
Узывная, изменчивая - ты
С невинности снимаешь воск печатей,

Внушаешь дрожь лобзаний и объятий,
Томишь тела сознаньем красоты
И к юноше нисходишь с высоты
Селеною, закутанной в гиматий.

От ласк твоих стихает гнев морей,
Богиня мглы и вечного молчанья,
А в недрах недр рождаешь ты качанья.

Вздуваешь воды, чрева матерей,
И пояса развязываешь платий,
Кристалл любви! Алтарь ночных заклятий!
3
Кристалл любви! Алтарь ночных заклятий!
Хрустальный ключ певучих медных сфер!
На твой ущерб выходят из пещер,
Одна другой страшнее и косматей,

Стада Эмпуз; поют псалмы проклятий,
И душат псов, цедя их кровь в кратер,
Глаза у кошек, пятна у пантер
Становятся длиннее и крылатей.

Плоть призраков есть ткань твоих лучей,
Ты точишь камни, глину кирпичей;
Козел и конь, ягнята и собаки

Ночных мастей тебе посвящены.
Бродя в вине, ты дремлешь в черном маке,
Царица вод! Любовница волны!
4
Царица вод! Любовница волны!
Изгнанница в опаловой короне,
Цветок цветов! Небесный образ Иони!
Твоим рожденьем женщины больны...

Но не любить тебя мы не вольны:
Стада медуз томятся в мутном лоне
И океана пенистые кони
Бегут к земле и лижут валуны.

И глубиной таинственных извивов
Качания приливов и отливов
Внутри меня тобой повторены.

К тебе растут кораллы темной боли,
И тянут стебли водоросли воли
С какой тоской из влажной глубины!
5
С какой тоской из влажной глубины
Все смертное, усталое, больное,
Ползучее, сочащееся в гное,
Пахучее, как соки белены,

Как опиум волнующее сны,
Все женское, текучее, земное,
Все темное, все злое, все страстное,
Чему тела людей обречены, -

Слепая боль поднятой плугом нови,
Удушливые испаренья крови,
Весь Океан, плененный в руслах жил,

Весь мутный ил задушенных приятий,
Все, чем я жил, но что я не изжил -
К тебе растут сквозь мглу моих распятий.
6
К тебе растут сквозь мглу моих распятий
Цветы глубин. Ты затеплила страсть
В божнице тел. Дух отдала во власть
Безумью плоти. Круг сестер и братий

Разъяла в станы двух враждебных ратей.
Даров твоих приемлет каждый часть...
О, дай и мне к ногам твоим припасть!
Чем дух сильней, тем глубже боль и сжатей..

Вот из-за скал кривится лунный рог,
Спускаясь вниз, алея, багровея...
Двурогая! Трехликая! Афея!

С кладбищ земли, с распугни трех дорог
Дым черных жертв восходит на закате -
К Диане бледной, к яростной Гекате!
7
К Диане бледной, к яростной Гекате
Я простираю руки и мольбы:
Я так устал от гнева и борьбы -
Яви свой лик на мертвенном агате!

И ты идешь, багровая, в раскате
Подземных гроз, ступая на гробы,
Треглавая, держа ключи судьбы,
Два факела, кинжалы и печати.

Из глаз твоих лучатся смерть и мрак,
На перекрестках слышен вой собак,
И на могильниках дымят лампады.

И пробуждаются в озерах глубины,
Точа в ночи пурпуровые яды,
Змеиные, непрожитые сны.
8
Змеиные, непрожитые сны.
Волнуют нас тоской глухой тревоги.
Словами змия: "Станете, как боги!"
Сердца людей извечно прожжены.

Тавром греха мы были клеймленны
Крылатым стражем, бдящим на пороге.
И нам, с тех пор бродящим без дороги,
Сопутствует клеймленный лик Луны.

Века веков над нами тяготело
Всетемное и всестрастное тело
Планеты, сорванной с алмазного венца.

Но тусклый свет глубоких язв и ссадин
Со дна небес глядящего лица
И сладостен и жутко безотраден.
9
И сладостен и жутко безотраден
Безумный сон зияющих долин.
Я был на дне базальтовых теснин.
В провал небес (о, как он емко-жаден!)

Срывался ливень звездных виноградин,
И солнца диск, вступая в свой притин,
Был над столпами пламенных вершин,
Крылатый и расплесканный - громаден.

Ни сумрака, ни воздуха, ни вод -
Лишь острый блеск гранитов, сланцев, шпатов.
Ни шлейфы зорь, ни веера закатов

Не озаряют черный небосвод, -
Неистово порывист и нескладен
Алмазный бред морщин твоих и впадин
10
Алмазный бред морщин твоих и впадин
Томит и жжет. Неумолимо жестк
Рисунок скал, базальтов черный лоск,
Строенье арок, стрелок, перекладин.

Вязь рудных жил, как ленты пестрых гадин,
Наплывы лавы бурые, как воск,
И даль равнин, как обнаженный мозг...
Трехдневный полдень твой кошмарно-страден.

Пузырчатые осыпи огня
Сверкают в нимбе яростного дня,
А по ночам над кратером Гиппарха

Бдит "Volva" - неподвижная звезда,
И отливает пепельно-неярко
Твоих морей блестящая слюда.
11
Твоих морей блестящая слюда
Хранит следы борьбы и исступлений,
Застывших мук, безумных дерзновении,
Двойные знаки пламени и льда.

Здесь рухнул смерч вселенских "Нет" и "Да".
От моря Бурь до Озера Видений,
От призрачных полярных взгромождений,
Не видевших заката никогда,

До темных цирков Mare Tenebrarum -
Ты вся порыв, застывший в гневе яром.
И страшный шрам на кряже Лунных Альп

Оставила небесная секира.
Ты, как Земля, с которой сорван скальп, -
Лик Ужаса в бесстрастности эфира!
12
Лик Ужаса в бесстрастности эфира -
Вне времени, вне памяти, вне мер!
Ты кладбище немыслимых Химер,
Ты иверень разбитого Потира.

Зане из сонма ангельского клира
На Бога Сил, Творца бездушных сфер,
Восстал в веках Денница-Люцифер,
Мятежный князь Зенита и Надира.

Ваяя смертью глыбы бытия
Из статуй плоти огненное "Я"
В нас высек он; дал крылья мысли пленной,

Но в бездну бездн был свергнут навсегда.
И остов недосозданной вселенной -
Ты вопль тоски, застывший глыбой льда
13
Ты вопль тоски, застывший глыбой льда!
Сплетенье гнева, гордости и боли,
Бескрылый взмах одной безмерной воли,
Средь судорог погасшая звезда.

На духов воль надетая узда,
Грааль борьбы с причастьем горькой соли.
Голгофой душ пребудешь ты, доколе
Земных времен не канет череда.

Умершие, познайте слово Ада:
"Я разлагаю с медленностью яда
Тела в земле, а души на луне".

Вокруг земли чертя круги вампира,
И токи жизни пьющая во сне -
Ты жадный труп отвергнутого мира!
14
Ты жадный труп отвергнутого мира,
К живой земле прикованный судьбой.
Мы, связанные бунтом и борьбой,
С вином приемлем соль и с пеплом миро.

Но в день Суда единая порфира
Оденет нас - владычицу с рабой.
И пленных солнц рассыпется прибой
У бледных ног Иошуа Бен-Пандира.

Но тесно нам венчальное кольцо:
К нам обратив тоски своей лицо,
Ты смотришь прочь неведомым нам ликом,

И пред тобой, - пред Тайной глубины,
Склоняюсь я в молчании великом,
Жемчужина небесной тишины!
15
Жемчужина небесной тишины,
Лампада снов, владычица зачатий,
Кристалл любви, алтарь ночных заклятий,
Царица вод, любовница волны.

С какой тоской из влажной глубины
К тебе растут сквозь мглу моих распятий,
К Диане бледной, к яростной Гекате
Змеиные, непрожитые сны.

И сладостен, и жутко-безотраден
Алмазный бред морщин твоих и впадин,
Твоих морей блестящая слюда - Лик

Ужаса в бесстрастности эфира,
Ты вопль тоски, застывший глыбой льда,
Ты жадный труп отвергнутого мира!
1913

В продолжение темы... http://kovcheg.ucoz.ru/forum/86-2644-129330-16-1604498996

     Сохранилось предание, что Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью, покрытой слоящимся сияющим перламутром. Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность. Напоминающая о зыби морской, раковина будила в воображении Врубеля звучания морской стихии, звуки моря, которые он так любил слушать в операх Римского-Корсакова. Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами, которые воспел композитор.
     "Врубель мало выезжал теперь; мало видел кого; отвернулся от обихода и увидал красоту жизни; возлюбил ее и дал «Жемчужину», ценнейшую. Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами «что» и «как».
     Не пропустим, как делал Врубель «Жемчужину». Ведь это именно так, как нужно: так, как мало кто теперь делает. Среди быстрых примеров нашего безверия и веры, среди кратчайших симпатий и отречений, среди поражающего колебания, среди позорного снобизма, на спокойной улице за скромным столом, недели и месяцы облюбовывает Врубель жемчужную ракушку. В этой работе ищет он природу. Природу, далекую от жизни людей, где и сами людские фигуры тоже делаются волшебными и неблизкими нам. Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей - того, что тоже нам нужно. Этой заманчивости полна и «Жемчужина». Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства...
     «Если хотя одну часть вещи сделать с натуры, это должно освежить всю работу, поднять ее уровень, приблизить к гармонии природы». В таком слове звучит коренное умение пользоваться природой. Врубель красиво говорит о природе; полутон березовой рощи с рефлексами белых стволов; тень кружев и шелка женских уборов; фейерверк бабочек; мерцанье аквариума, характер паутины кружев, про все это нужно послушать Врубеля художникам. Он бы мог подвинуть нашу молодежь, ибо часто мы перестаем выхватывать красивое, отрезать его от ненужного. Врубель мог бы поучить, как надо искать вещь; как можно портить работу свою, чтобы затем поднять ее на высоту, еще большую. В работах Врубеля, в подъемах и падениях есть нерв высокого порядка, далекий от самодовольного мастерства или от беспутных хватаний за что попало. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля - верный признак их жизнеспособности на долгое время. Подобно очень немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой. Эта большая дорога полна спусков и всходов. Врубель идет ею. Нам нужны такие художники." (Н.К. Рерих)



_________________
Картина Михаила  Александровича  Врубеля «Жемчужина»   http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0163/p0163.htm
Максимилиан Волошин «Венок сонетов»  http://ru.wikisource.org/wiki/Lunaria_(Волошин)
Ольга Мязитова «Жемчужина»   http://www.stihi.ru/2014/06/23/5926
Доп. инфо о сонетах:
Сергей Луговцев 3 «Статья Венок Сонетов»  http://www.stihi.ru/2014/11/12/1308


Михаил Врубель. Михаил Тищенко

- Благодарю, Михаил, за знакомство с работами и жизнью Михаила Врубеля. Ваша Тема познакомила меня с ними и художником. И, если психика талантливого художника не выдержала всех жизненных переживаний, подкосилась как ствол дерева, сломленный молнией, то творческая натура Мастера сумела донести до зрителя весь спектр его эмоций, трепет календарных листков ушедших дней и листиков его души...

- Думаю, Врубель был самым большим психологом из всех русских художников, а возможно, и не только русских. Михаил Тищенко   
06.05.2018, рецензия на «Вибрирует на клене каждый лист...» (Михаил Тищенко)
http://www.stihi.ru/2018/02/25/931

- У портретов Михаила Врубеля эмоциональный взгляд. Чувственная эстетика. Голова Демона на левом листе коллажа к стиху М.Тищенко – иллюстрация к поэме Михаила Лермонтова. Просветилась в Интернете чуток, «в 1891 году Врубелю предложили сделать иллюстрации к собранию сочинений Лермонтова, издаваемому фирмой Кушнерева. Конечно же, он начал с «Демона». Художник рисовал его бесконечно, сделав множество набросков. Публика оказалась не готова встретиться лицом к лицу с таким Демоном: после выхода книги иллюстрации Врубеля подверглись жесткой критике за «грубость, уродливость, карикатурность и нелепость». Ни одному иллюстратору не удалось воплотить с такой силой мятущуюся безысходность, тоску и ожесточенность этого неземного существа.» Мне понравилось лицо, губы и взгляд, это демона, поэтому я его взяла.

Женское лицо – с картины Михаила Врубеля М.А. "Примавера" (1897). Прочитала описание картины: «Сама картина выполнена при помощи графита и акварели с углем. Рисунок поражает свой красотой и привлекает взгляд зрителя к героям. На картине мы видим девушку, которая в своих объятиях держит куст прекрасных цветов, великолепно оттеняющих молодость и свежесть девушки. Волнистые волосы обрамляют личико. Ее взгляд устремлен на цветы, которые она нежно прижала к себе. Создается ощущение того, как воздух наполняется свежим ароматом. Сами же цветы так и манят к себе взгляд зрителя своей фиолетовой синевой в нежных объятиях молодой красавицы, которая нежит их словно ребенка» Мне показалось, во взгляде девушки больше тоска, неиспитая нежность…

Врубель

«…Врубель идеально выражал свою мысль; он был идеален по своей природе. Есть какая-то безошибочность во всём, что он сделал»
( А.Я.Головин)

     Художественный язык Врубеля формировался в изобразительной системе стиля модерн символического направления, а также основывался на предметности и осязательной ценности формы, заимствованной художником у традиции русского академического искусства, а в частности у его учителя П.П.Чистякова.
     В его творчестве соединяются две тенденции реалистическая и романтическая, на основе данного соединения возникает семантическая двузначность образов. Символ у мастера – это знак с бесконечным множеством трактовок. Созданные им образы многогранны, это символы, вызывающие у зрителя многочисленные ассоциации.
     Живописец через символический образ создаёт изображение мирового бытия. Все персонажи художника – это многозначные образы-символы, что заключают в себе авторское понимание мира, отражение авторского «я».

Художественные средства Врубеля

     Основу колорита живописца составляют три цвета: золотистый; пурпурный (цвет зари); сине-лиловый (цвет ночи и неба). Это цветовое сочетание – характерно для его творчества.
     Цветовая гамма художника меняется с определённым этапом его творчества. Зрелый мастер использует более тёмные, насыщенные, мрачные оттенки его цветовой гаммы. Например, у самого сильного эскиза к росписи Владимирского собора «Надгробный плач», созданного в ранний период, цветовое решение состоит из светло-жёлтого, розового, небесного тонов; в созданных в поздний период  «Демонах», он использует блестяще-золотистые, сиреневые и жемчужный оттенки.

М.Врубель «Голова пророка»

     У Врубеля колористическое решение всегда совпадает с образно-символическими и стилистически поставленными задачами. Метафоричность цветового содержания картины характерна для живописи этого художника. Очень узкий выбор красок и невероятное количество их сочетаний направлены у художника на создание персональной символической системы.
     Антидинамичные композиции мастера – это крупные изображения на общем фоне, в них нет взаимодействия объектов произведения. Мозаичность, гранённость форм, стирающие границы фигур и предметов, также характерны для врубелевских полотен. Глубина и пространство картин – плоскостны.
     В последних работах мастера намечается тяготение к экспрессионизму, его живопись становится более пессимистичной, а колорит становится более тёмным и мрачным, усиливая напряжённость полотен. Хотя экспрессия была свойственна его картинам изначально, в ранних работах более следовал романтическим тенденциям.
     Всю свою творческую жизнь художник посвятил служению красоте. Его девизом было — «Истина в красоте».

Попробую подытожить, что значит жемчуг для авторов этих произведений.
Жемчужина:
• вестница непознанных миров: волшебный заманчивый мир чудес, жадный труп отвергнутого мира /Наталья Глазунова-Моисеева, Ольга Мязитова, М. Волошин/
• владычица зачатий – хранительница снов, мечты, чувств, новых путей. /М. Волошин, М. Врубель/

Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей – того, что тоже нам нужно.

Жемчужина Врубеля
Автор: Лина Чирко
Авторская страница:   http://stihi.ru/avtor/zaec54mailru
 
      Посвящено картине Врубеля "Жемчужина"

Сквозь тончайшие створки жемчужниц,
Обитательниц тёмных глубин,
В нежном абрисе их полукружий
Разглядишь ли девчонок-ундин?

В  волшебстве перламутровых  бликов,
Створки   раковины приоткрыв,
Фея синей воды,  Маргарита,
Подмигнет,  о печали забыв.

В фантастическом мире пучины
Средь штормов, что бушуют, круша,
Не страшны ей ни боль, ни кручина
Там, где моря  трепещет душа.

В колыхании линий округлых,
В мимолётности быстрых мазков,
Словно две любопытные куклы,
Смотрят бездной огромных зрачков.

Порождая души трепетанье,
Проявляется пара голов
В фантастически чудном мерцанье
Голограммой подводных миров,

Двух девчонок, заморских царевен,
любопытством  наполненный взгляд.
И жемчужный овал,  словно терем
Обитательниц моря - наяд.
© Лина Чирко, 2016
Первоисточник   http://stihi.ru/2016/10/25/10831


Рецензии
Красивая, богатое творческое Ожерелье поэтических жемчужин!..
Замечательная у Вас коллекция, Ирина!
С удовольствием погостили на Вашей странице!
Счастья, вдохновения и любви!

Светлана Шиманская   01.06.2022 06:09     Заявить о нарушении
Ах, тематическая россыпь... "Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости, много новых путей – того, что тоже нам нужно".

Ирина Петал   31.05.2022 23:03   Заявить о нарушении
Россыпь - потому что все произведения разных авторов...

Светлана Шиманская   31.05.2022 23:51   Заявить о нарушении
И каждое авторское произведение дополняет Тему (темы), позволяет рассмотреть её с разных сторон. Спасибо всем Авторам!

Ирина Петал   01.06.2022 00:03   Заявить о нарушении
Действительно, Ожерелье!..
Красивое и богатое энергиями!..

Светлана Шиманская   01.06.2022 00:28   Заявить о нарушении
Все-таки решила исправить рецензию на Ожерелье...- так вернее и красивее! Спасибо за подсказку, Ирина!

Светлана Шиманская   01.06.2022 06:10   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.