Иерусалим весенний. Часть 4
Мы уже было направились к входу в церковь, но тут, как помните из первой части этого репортажа, наше внимание привлёк небольшой армянский церковный хор в бело-красных накидках.
Не буду повторять рассказ о чудесном появлении "армянской Девы Марии" на сделанном мною снимке этого хора - кто не читал, может наверстать.
Когда мы подошли к дверям, я показал своим спутникам трещину в одной из колонн, в которую паломники вкладывали записки, словно в расщелины Стены Плача.
Коротко пересказал популярные предания о возникновении трещины в колонне.
Первым записанным вариантом считают армянское предание: как-то не пустили в церковь нищих богомольцев, которые не могли заплатить полную цену. Их оставили снаружи "лишёнными света".
Надо пояснить, что греки и армяне не говорят "благодатный огонь", а говорят "свет".
Так вот, в этом случае свет, прежде чем появиться внутри церкви, сначала вырвался наружу - для нищих, опалив в качестве предостережения меркантильным служкам верхушки мраморных колонн по обе стороны двери.
В предании присутствует очень значимая деталь: когда об этом чуде стало известно наместнику султана, он повелел иерусалимскому патриарху пускать бесплатно в церковь нищих, если они поклянутся, что у них нет денег.
Следующим вариантом является запись русского старообрядца Иоанна Лукьянова, совершившего в 1710—1711 годах паломничество в Святую землю.
Ссылаясь на рассказы греков, он сообщает, что за 24 года до его паломничества произошло "знамение великое".
Будто бы армяне возмутились утверждением греков, что огонь сходит исключительно по греческой вере, и подкупили турок, чтобы в Великую Субботу службу в церкви разрешили только армянам, а греков туда не пускали.
Как цитирует его слова Википедия, "…Греческая де вера неправая, огнь де сходит не по их вере, а по нашей, возьми де у нас сто червонных, да чтоб де нам службу несть в Великую Субботу, а Грек де вышли вон из церкви, чтоб де они тут не были, а то скажут, по нашей де вере огнь с небеси сходит.
Турчин облакомился на гроши и обольстися на большую дачу, да Грек (и) выслал вон из церкви.
Потом Турчин отпер церковь и пустил Армян в день Великия Субботы: а митрополит Греческий со христианы стоял у столпа, у места Царицы Елены, где она жидов судила, а то место вне церкви великия, и митрополит стоя у того столпа и плакал и Богу молился: а Армяне в великой церкви в те поры по своей проклятой вере кудосили и со кресты около придела Гроба Господня ходили и кричали: «Кирие Элейсон!» и ничто же бысть…"
Прошу читателей обратить особо внимание на это сообщение русского старообрядца: "… митрополит Греческий со христианы стоял у столпа, у места Царицы Елены, где она жидов судила…".
Потому что оно для нашей маленькой группы буквально через несколько минут оказалось частью очередного сегодняшнего "чуда".
Вернёмся к греческому варианту предания, кратко изложенному всё той же Википедией по книге «Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв.»:
"Согласно православному преданию, трещина появилась чудесным образом в Великую субботу 1579 года.
В это время Османской империей правил султан Мурад III, а греческим Патриархом был Софроний IV (1579—1608).
Это предание гласит, что армяне подкупом добились у иерусалимского паши позволения им одним быть в храме Воскресения Христова в Великую субботу.
Поэтому православный Патриарх вместе с народом не были допущены внутрь и вынужденно молились перед входом в храм.
Ожидание уже сильно затянулось по сравнению с обычным временем, и вдруг раздался громовой удар, одна из колонн храма треснула, и оттуда брызнул Огонь.
Патриарх зажёг свои свечи, от него зажгли все православные и все пришедшие в храм.
При этом православные арабы от радости стали прыгать и громко кричать, прославляя Бога, от этого и идёт их обычай шумно и громко славить Бога в храме каждую Великую Субботу.
Кроме того, предание сообщает, что один из турецких офицеров, мусульманин по имени Омир, увидев чудо с Огнём из колонны, бесстрашно и громко исповедал перед всеми, что он теперь тоже христианин.
За это он был тут же обезглавлен, и тело его сожгли на площади перед храмом.
Православные собрали пепел и кости Омира, поместили в раку и поставили в женском монастыре Введения Пресвятой Богородицы, где они находились до конца XIX века, источая благоухание. Память святого новомученика Омира совершается 19 апреля (1 мая)".
Как понимает уважаемый читатель, рассказывал я эти предания своим спутникам не так складно, как привёл их выше.
И вот в конце своего пересказа преданий я вдруг заметил прибавление в своей небольшой группе, и этим добавлением был худощавый старик в полном облачении ортодоксального иудея.
Видеть его у входа в главную христианскую святыню было, по меньшей мере, странно!
Словно прочтя мою удивлённую мысль, старик сказал на чистом русском языке:
-Видите ли, я здесь работаю курьером. Или почтальоном, если Вам так больше нравится.
-В церкви Гроба Господня?! – удивился я.
-Можно сказать и так, - ответил необычный почтальон.–Да Вы не удивляйтесь, ничего особенного. Заберу сейчас записки к Всевышнему, которые оставили православные, и передам их по назначению. То есть, вложу в расщелины Стены Плача.
-А куда потом деваются все эти записки? – спросил один из моих спутников.
-Два раза в год их аккуратно вынимают из расщелин в Стене Плача и переносят в гнизу - захоронение священных текстов на Масличной горе, - ответил старик. - Туда помещают все святые тексты, обращённые Господу.
Вдруг совершенно неожиданно старик сказал мне:
-Извините, конечно, но я случайно услышал Ваш рассказ о трещине в этой колонне. И о том, что на этом месте Царица Елена "жидов судила".
Хочу сказать, что это ошибочное мнение, потому что написать правду ни римляне, ни греки не захотели.
Продолжение следует…
Свидетельство о публикации №117041706375
Я тоже считаю, что с древне-еврейского языка при переводе и
последующих переписях вручную ошибок допущено много.
И как-то не верится, что армяне договорились с турками:)))))
Нонна Рыбалко 17.04.2017 16:45 Заявить о нарушении
Борис Готман 17.04.2017 18:31 Заявить о нарушении