Все вокруг китайское, где же свое?
«Господа! Делайте свой выбор!» - эта набившая уже оскомину фраза вновь доносится то из приемника, то с экрана, то бросается в глаза четкой газетной строкой. Используя изощренный маркетинг, нам навязчиво предлагают, что лучше есть, что носить, на чем спать и ездить.
У меня нет аналитических материалов, характеризующих ситуацию на потребительском рынке, но, как обыватель, ощущаю, что импортным барахлом буквально переполнены базары и прилавки. И мне хочется поделиться по этому поводу своими соображениями.
… Раньше импортного было мало. Этот товар было за что уважать, даже своих ремесленников поругивали, сравнивая его качество с отечественным. Но в целом страна одевала, обувала и кормила людей всем своим. И мы, шымкентцы, не были исключением. Одежда – с «Восхода», с «Эластика», обувь – с «Зари», кожаные вещи – с кожгалантерейной…. МЖК давал мыло, порошки и чистящие средства. У детей были санки, клюшки, коньки, велосипеды, скакалки, мячи, игрушечные ружья и пистоны, бенгальские огни, хлопушки, елочные украшения, ранцы и школьные костюмы. У мужчин – рыбацкие снасти, гантели, транзисторы, мундштуки, шахматы, наручные часы, диваны – ну все свое! У хозяек – кухонная утварь, белье, швейные и стиральные машинки, косметика, всякая бытовая всячина. А еда?! На полную мощность работали гормолзавод и мясокомбинат, кондитерская фабрика и хлебозавод, рыбозавод и птицефабрика. Чего не было здесь – получали со всего Союза, делились тем, чем сами бывали богаты. Нынче же едим импортные продукты, напичканные химикатами, одеваемся во второсортный, хоть и броский с виду хлам, который за границей, в силу перепроизводства, не знают куда деть. К тому же многие фирмы специально ориентированы на выпуск этого хлама, зная, что его здесь раскупят.
Иностранцы вместе с нашими предпринимателями могут отдохнуть, они сделали свое дело. А нашим ткачам, обувщикам, электронщикам, пищевикам крышка. Им лучше отправляться в шоп-туры за китайским, корейским или турецким товаром, чтобы прокормиться. Очевидно, что таким образом разоряется наша богатейшая по запасам и возможностям родина. Вряд ли мы выберемся из этого кризиса, если не поддержим своего производителя.
Опять же, я не специалист, но пришло время, когда на самом высоком государственном уровне нужно поднять этот вопрос. Почему бы Шымкенту не стать инициатором такого изменения в стране? А мы, потребители, можем проявить патриотизм. В самом чистом смысле этого слова! Конечно, многого не хватает, не всегда товар пригож. Но если при равных условиях мы будем отдавать предпочтение тому, что сделано в Казахстане, СНГ, то мы поможем подняться собственному производству. Для начала нужно облегчить налоговое бремя наших предприятий.
Об этом можно продолжить разговор на всех уровнях общества. Потому как никто не сможет изолироваться от проблем государства. Не спасут ни власть, ни деньги, ни ухищрения и умение приспосабливаться. В сердцах и умах всех казахстанцев должны проявиться здравый смысл и желание помочь своей стране, и всем вместе надо начать что-то делать … Мы действительно должны сделать свой выбор! В пользу родного Казахстана!
1998г.
Свидетельство о публикации №117041705502