О, память сердца, что хранишь ты?

Жемчуг исканий
/философско-поэтический эскиз к картине Н.К.Рериха/
Лариса ДМИТРИЕВА

О, память сердца, что хранишь ты?
................................
"Учитель, зачем пришел на Землю я?"
"Чтоб познавать".
"Что познавать?"
"Себя. Как мир. Ты – капля океана".
"И в этом жизни смысл?"
"Да".
"Как это просто!" – радовался мальчик.
"Как это... сложно", – огорчился он.
"Ты стал мудрее, – отвечал Учитель. –
Противоречье ты в себе заметил.
Единство и борьбу в самом себе...
Все, как магнит, два полюса имеет. Два начала.
Одно лишь – плюс. Другое – минус.
Одно нас тянет вверх. Другое – вниз.
Одно творит. Другое разрушает.
Одно ведет к добру. Другое – к злу.
Граница между ними –
только у нас в сознаньи.
Она, как бритвы лезвие, тонка,
так трудно уловима!
И мудрость в том,
чтоб распознать ее.
А научить себя распознавать,
что на Земле есть зло,
а что Добро – необходимо.
Иначе никогда не кончатся твои страданья.
Но опыт, прежде всего, – боль.
И тот, кто не страдает, – мертв.
А жизнь –
она движенья требует, борьбы!..
Но знай,
что действие твое любое,
желание
и мысль,
едва родившись,
немедленно тебя склонят
к Добру иль Злу, –
ты это должен знать.
Познать свою двоякую природу
и стать на светлый Путь –
возможно лишь сознанье расширяя
и призывая в сердце
неопаляющий Огонь Любви.
Лишь так
из раба собственных страстей
ты можешь стать
своей судьбы владыкой...
А то, что люди называют "богом",
есть лишь в тебе.
И то, что "дьяволом" зовется,
есть только на Земле – в тебе.
Кому служить ты выбираешь сам,
тем самым выбирая восхожденье
или паденье в бездну.
А в Мирозданьи Беспредельном
ни Бога нет, ни Черта нет.
Есть Свет и Тень, иль Светотень –
две стороны одной медали,
противоположения – в Одном.
Есть Разум – Свет,
который, пронзая и сминая Тьму,
творит, как скульптор, из священной глины
Вселенные –
Материи цветы.
Нет в Мирозданьи ни Добра, ни Зла –
есть бесконечный Труд
суровый, словно бой,
и светлый, словно подвиг".
...О, память сердца,
какими красками ложишься ты на холст!..

Лариса Петровна Дмитриева – (род. 27 февраля 1950 г., Смоленск), журналист, писатель, поэт, автор 15 сценариев документальных и научно-популярных фильмов и одного художественного.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГАЛЕРЕЯ

Н.К. Рерих. Жемчуг исканий. Из собрания Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. 1924

Николай Константинович Рерих – (27 сентября (9 октября) 1874 г., Санкт-Петербург - 13 декабря 1947 г., Наггар, Химачал-Прадеш, Индия) – русский художник, философ, писатель, сценограф, археолог, путешественник.

     На картине изображен Учитель и ученик. Они склонились над "ожерельем" в поисках той единственной жемчужины, без которой впустую был бы прожит нынешний день. Ожерелье и в восточной и в западной символике олицетворяет вечность. Поискам не суждено никогда кончиться, ибо только познающий достоин быть Учителем-Гуру, и только ищущий не для себя одного умеет отыскать истину.
     Гуру и ученик изображены на фоне ослепительных Гималайских гор, покрытых вечными снегами. Н.К.Рерих поэтически излагает мысли о вечных исканиях, которые должны проходить Учитель и ученик, познавая истину: "Опять вестник. Опять Твой приказ! И дар от Тебя! Владыко, Ты прислал мне жемчужину Твою и повелел включить ее в моё ожерелье. Но Ты знаешь, Владыко, моё ожерелье - поддельно. И длинно оно, как бывают длинны только поддельные вещи. Твой сверкающий дар среди тусклых игрушек потонет. Но Ты приказал. Я исполню."
     Многообразие жизни подобно жемчужному ожерелью. В нем могут быть и подлинные и фальшивые бусины. Без опыта, без Учителя их не распознать. Но Учитель не предлагает простого решения. Он сам находится в новых исканиях и увлекает за собой ученика. Познание - это вечный поиск, постоянное восхождение к новым истинам. Сколько бы не знал и не познал человек, всё его знание есть лишь ступень к знанию еще более полному и высшему. Конца же познания нет.
      Под свист метели, жаркость сечи я туже натяну струну.
      Что Солнцу разверну навстречу, коль ночью крылья я сверну?
      Чем встречу на заре светило? Какое слово поднесу?
      Чтоб духа выпестовать силу, я сердце окуну в красу.
      Слагаю жемчуга исканий, сияньем полнится сума.
      Владыка, простираю длани: дай лук, стрелу пошлю сама.
      О. Ауновская
     "Листы сада Мории - уже готовое ожерелье, собранное богачом в течение многих лет из сокровищ, ему одному известных. Красота, Любовь и Труд - зёрна его. Молитва, утешение, радость - оправа их. И расположены камни ожерелья в отдельных частях его в виде фигур. И фигуры эти- мудрость, и другие фигуры - тайна. И общее расположение фигур - духовный рост, восхождение. И всё в целом - опять Красота, Любовь и Действие. Вот так замыкается ожерелье". (Архив Матусовой)
© Н.В. Урикова. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Надежда Владимировна Урикова – сотрудник Севастопольского Фонда Рерихов, кандидат физико-математических наук, имеет 60 научных трудов, 10 изобретений, профессор Севастопольского национального университета ядерной энергии и промышленности.

Жемчужина – символ сути.
По картине Николая Рериха
«Жемчуг исканий»

Над пропастью клубятся облака
И высока вершина снеговая.
На круче гор, придя издалека,
Мы встретились, зов сроков выполняя.

Я - нищий, в рубище, измучен мглой
И злой пургою горных переходов,
У ног Того, Кто держит предо мной
Сокровище, желаемое годы.

Он - с голубых высот, а я - с низин,
В грязи пред Тем, Кто был в одежде царской,
Чей мудрый взор меня огнём пронзил
И осиял задумчивою лаской.

Я говорил: - О, Благостный, внемли!
К Тебе в пыли я простираю руки...
Истерзан я тенётами земли,
Исканий голодом, тоской разлуки...

Я долго шёл, и долго я искал,
И звал, и ждал насущного ответа,
Но было пусто между голых скал,
И только эхо откликалось где-то...

Но я нашёл! Я вижу наконец
Венец исканий - жемчуг драгоценный,
И Ты мне дашь сокровище сердец,
Томимых жаждой светлых откровений!
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вернулся я во мрак и сон долин,
Опять один, но людям был я нужен:
Им светлый дар принёс я от Вершин,
Заветный дар - нить голубых жемчужин!
1944
Наталья Дмитриевна Спирина

Наталия Дмитриевна Спирина (4 мая 1911 - 10 декабря 2004) – русский поэт, прозаик, музыкальный педагог. Исследователь и популяризатор наследия семьи Рерихов, общественный и культурный деятель.

Нить жемчужин (настоящее, осознанное), нить клубящихся облаков (прошлое, фантомы свершившихся событий), нить (цепь) снежных гор (будущее). Мир устремлённый к исканиям. Чтобы устремиться к новому, следует многое понять и оставить в покое своё прошлое. Многие люди, дойдя до «границы», останавливаются, не видя дороги дальше. У каждого из них свой камень преткновения, который ещё не убран с пути. Одни хотят что-то улучшить в своём прошлом, другие – заново пережить счастливые мгновения, некоторые восстанавливают события прошлого. Но рано или поздно каждый из них прозреет. То, что впереди, всегда интересней. Будущее зовёт людей, ведь только через них оно может проявиться. Так устроена жизнь!

Незабвенная

В дни, когда в груди моей чувство развивалося
Так свежо и молодо
И мечтой согретое сердце не сжималося
От земного холода, -
В сумраке безвестности за Невой широкою,
Небом сокровенная,
Как она несла свою тихо и торжественно
Грудь полуразвитую!
Как глубоко принял я взор ее божественной
В душу ей открытую!
На младом челе ее - над очей алмазами
Дивно отражалося,
Как ее мысль тихая, зрея в светлом разуме
Искрой разгоралася,
А потом из уст ее, словом оперенная,
Голубем пленительным
Вылетала чистая, в краски облеченная,
С шумом упоительным.
Если ж дева взорами иль улыбкой дружнею
Юношу лелеяла -
Негою полуденной, теплотою южною
От прелестной веяло.

Помните ль, друзья мои? там ее видали мы
Вечно безмятежную,
С радостями темными, с ясными печалями
И с улыбкой нежною.
С ней влеклись мечтатели в области надзвездные
Помыслами скрытными;
Чудная влекла к себе и сердца железные
Персями магнитными.

Время промчалося: скрылся ангел сладостной!
Все исчезло с младостью -
Все, что только смертные на земле безрадостной
Называют радостью...
Перед девой новою сердца беспокойного
Тлело чувство новое;
Но уж было чувство то - после лета знойного
Солнце сентябревое.
Предаю забвению новую прелестницу,
В грудь опустошенную
Заключив лишь первую счастья провозвестницу
Деву незабвенную.

Всюду в жизни суетной - в бурях испытания
Бедность обнаружена;
Но, друзья, не беден я: в терниях страдания
Светится жемчужина -
И по граням памяти ходит перекатная,
Блещет многоценная:
Это перл души моей - дева невозвратная,
Дева незабвенная!
Владимир Григорьевич Бенедиктов

Владимир Григорьевич Бенедиктов (5 [17] ноября 1807, Санкт-Петербург - 14 [26] апреля 1873, там же) - русский поэт и переводчик. Секретарь министра Е. Ф. Канкрина.




_________________________
Лариса Дмитриева. Жемчуг исканий ht  tp://svitk.ru/   004_book_book/13b/3059_   dmitrieva-jemhug_iskaniy.php?ysclid=ln504ezb   y0395206007
Надежда Урикова. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха htt   ps://psihdocs.ru/   n-v-urikova-po-kart   inam-reriha.html
Наталья Спирина. Жемчужина – символ сути htt   ps://sibro.ru/ph   oto/roerich-tibeth/n-k-rerikh-zhemch   ug-iskaniy-1924/?ysclid=ln50cski2g997148483
Бенедиктов Владимир. Незабвенная. http://az.l   ib.ru/b/benediktow_w_g/   text_0020.shtml#56
Урикова Н.В.. Книги онлайн https://www.koob.ru/urikova/
(без пробелов)


Продолжение темы: жемчуг исканий  http://stihi.ru/2017/04/16/8014


СТАРЫЙ АРХИВ (дополнение к теме)

Мой город
Автор: Павел Свободный
Авторская страница: http://www.proza.ru/avtor/aldoushaxley

Я привык к своему городу. Я ни разу в жизни не покидал его пределов.  Словно давным-давно какой-то таинственный рукодельник ради забавы склеил нас супер-клеем. Я быть может, рад отклеить его от себя, но разве можно сделать это без боли и без возвращающихся воспоминаний.
Мне снова и снова приходится возвращаться на его улицы, на которых я знаком с каждой пылинкой. Гулять по его паркам. Наблюдать за его жителями. Любить его девушек. С балкона смотреть в его окна. Вдыхать его тлетворные запахи. Гладить его животных. Зимой подкармливать его голодающих и наподобие меня приклеенных к нему птиц. Но они хотя бы умеют летать, а я…
Мне кажется, что моя душа подобна птице, которая летает внутри моего тела пытаясь вырваться наружу. Устав от безуспешных попыток выбраться из заточения она останавливается и начинает клевать мое сердце для того, чтобы хотя бы ценой моей смерти заполучить свободу.  Однако я не умираю и вряд ли умру в ближайшем времени, а буду, как прежде, затаив страдание, с унылым лицом бродить по знакомым улицам моего города.
Что делать с этой невыносимой скукой окрашивающей окружающее в серый цвет? Но и покинуть пределов моего города мне не представляется выносимым. Кто я без моего города? Только набор чувств и бесформенных переживаний, эмоциональных откликов на меня воздействующих позывов жизни.  Я ощущаю свое «Я» только в связи с моим городом, а без него моя личность стерта и сильнее всего боюсь, что там за его пределами, не найду подходящего материала для новой. Там за пределами моего города я представляю себя желтым листком, оторвавшегося от родного дерева, который зацепили грабли и тянут теперь к костру.
Вскоре я нашел способ, как покинуть пределы моего города, не покидая самого города. Я взял футляр, в котором раньше хранился дырявый дедовский аккордеон… Сам музыкальный инструмент я давно выкинул, потому что для воскрешения воспоминаний о деде использовал другие сохранившиеся вещи, а в самом футляре хранил свои грязные носки, которым не грозило в будущем быть выстиранными и потому они тоже отправились на мусорку.
В футляр я сложил весь город, с его домами, улицами, жителями, животными, парками, птицами, транспортом, который планировал забрать с собой в путешествие. А все что не уместилось, я затолкал в багажник своего автомобиля. Жалко только Лена, которую я однажды сильно полюбил в начальном классе, переехала в другой город к своему мужу. Без нее поездка будет не такой романтичной, какой я ее хотел бы себе представить.
И вот рано утром заведя мотор, я вместе со своим городом отправился туда, куда светили фары.
Я никогда не видел океана. И я решил поселиться на время у океана Надежды. Я расставил все здания точно также как они стояли прежде. Поселил всех людей в их квартиры. Только вот нечаянно поместил дядю Колю к тете Зине, от которой он никак не хотел уходить к жене. Я не против его оставить, но тетя Лера, жена дяди Коли, слишком возмущалась и требовала вернуть мужа за стол доедать прокисший борщ, а иначе она утопится в Надежде.
Я выпустил всех птиц из клеток. Они так радостно щебетали. Еще бы ведь теперь они могут ловить рыбу, которая копошится  в воде и не подозревает о предстоящей напасти. Хотя скоро оказалась, что здесь очень большая конкуренция насчет ловли рыбы и вполне хватает, кому ее ловить, к тому же маленький размер синиц и воробьев не позволял охотиться на крупных рыб, и им пришлось перейти на другую пищу. Лишь голуби продолжали время от времени промышлять рыбной ловлей.
Я выпустил всех животных и они, мяукая и лая разбежались в рассыпную, потому что тоже проголодались. Вот, чем они будут питаться, я себе не мог представить. Но они сообразительные и быстро нашли выбросившегося на берег мертвого кита, которого им хватило до конца нашей стоянки.   
Отчего выбрасываются киты на берег? От того, что китобои забивают одну половину влюбленной пары, а другая – страдая от потери, кончает собой лишая себя воды. Одна такая половина выпрыгнула на берег, но я призвал горожан вытолкать кита обратно в океан. Пускай живет, потому что по себе знаю, страдания пройдут, он или она (не знаю, как китов по половому признаку различать) другую половину найдет и будет нас еще с благодарностью вспоминать. Я точно так же, когда Лена, которую я сильно полюбил еще в начальном классе, меня променяла на другого, думал жить без нее не смогу, но до сих пор живу – правда, другую половину так и не обрел.
В моем городе не было пляжей, а сейчас люди довольны – целый день загорают и не работают. Питаемся тем, что нам удается поймать в океане. Иногда подплывают рыботорговцы и заявляют, что только они могут ловить рыбу. Но мы отбиваемся от них камнями, в которых в нашем городе полным-полно, что бывало иногда, заглядишься на облака и ударишься об них носком.
Океан, солнце, пляж – это все замечательно, но нужно отправляться в путь. Поэтому я вновь в футляр сложил весь город, с его домами, улицами, жителями, животными, парками, птицами, транспортом. А все что не уместилось, я затолкал в багажник своего автомобиля. А то, что Лена, в которую я однажды влюбился  в начальном классе, изменила своему родному городу ради своего мужа, мне уже было все равно.
И вот рано утром заведя мотор, я вместе со своим городом отправился туда, куда мне фары далее освещали путь.
Фары осветили мне путь в тропические леса. Там посреди джунглей я и расположил мой город. Нигде не было так жарко как здесь. Безжалостное солнце напекало тело до хрустящей корочки. Но зато здесь было много фруктов. На той земле, на которой раньше находился мой город, фрукты привозили уже дорогими и не каждый мог их позволить по зову своей души, а только на праздник, когда охота до них уже пропала. А здесь их пруд пруди – бананы, апельсины, абрикосы, персики и т.д. Однако мне захотелось яблок, но только здесь они не растут.
Дети играют с обезьянками, которых к моему приезду уже кто-то надрессировал, и теперь они выполняют акробатические штуки со своим телом или может они от рождения такие с цирком в генах. Попугаи не разговаривают, но пока мы здесь мы обязательно их обучим некоторым выражениям.
Особенно хорошо было птицам. Столько вкусной пищи им еще ни разу не удавалось, и больше не удастся, поклевать. Особенно им понравились местные насекомые, которые были, не только хороши на вкус, но и удивительны на взгляд.
Кроме безобидных животных и птиц в тропиках, оказывается, водиться много хищников. И животные моего города столкнулись  с некоторыми из них и вернулись обратно в крови и умирающими. Так жители моего города, и я вместе с ними, лишились своих животных, проигравшим в битве за мясо парнокопытных. Пускай не все были домашними, но мы ими дорожили и подкармливали время от времени, если они нас не кусали, когда мы возвращались с работы мимо их убежищ.   
Недолго мы здесь пробыли. Придется уезжать. Здесь душно даже во сне. К тому же, хищники облизывающе поглядывают из кустов на население моего города, особенно на тех, кто больше ест. Боясь за их жизни, я в футляр сложил весь город, с его домами, улицами, жителями, животными, парками, птицами и транспортом. А все что не уместилось, я затолкал в багажник своего автомобиля. Животных, для которых была вырыта братская могила, я оставил покоиться в джунглях. Странно, но я даже не вспоминаю о Лене, переехавшей в другой город к своему мужу, в которую случайно влюбился в начальном классе.
Вновь рано утром, почесывая хрустящую корочку своего тела, я  завел мотор и вместе со своим городом отправился туда, куда мне палящее  солнце освещало путь.
Я решил жаркую погоду сменить на морозную. Я остановился там, где солнце замедляло свое свечение и поэтому холод, беспрепятственно осуществлял свои замыслы. Я остановился там, где еще не проходил ни один ледокол и только отчаянные белые медведи ловили подо льдом свою пищу. Над автомобилем возвышались огромные айсберги, настолько прозрачные, что в них  отражается человеческая душа. Я остановился на краю северного полюса, где жизнь оканчивает свой круговорот, чтобы отдышавшись, начать новый.   
Жители моего города совсем не обрадовались своему новому месту жительству. Как всегда они не заготовили саней летом, и теперь им приходится укутываться в одеяла лишь бы не замерзнуть. Они упрашивают меня уехать поближе к морям, но сохранив упрямство, отвечаю отказом.  Мне совсем не холодно. Мне нравится здесь. Нас северном полюсе так свежо. Как будто вдыхаешь подлинную свободу, очищенную от идеологических интерпретаций.
Я не хочу отпускать птиц, но их крылья просятся на свободу. Они больше не могут сидеть в клетках. Им нужно улететь как можно ближе к небу. Я отпустил их, чтобы они вернулись замершими льдинками. Я сначала подумал, что начался град, но приглядевшись, увидел в объятиях льда уснувших общим сном птиц моего города. Птицы поднялись так высоко, где воздух настолько холоден, что они не выдержали и в течение короткого промежутка времени стремительно оледенели.
Глобальное потепление, целые десятилетия будоражившее самые интеллектуальные умы человечества, достигло края северного полюса. Лучи солнца увеличили свою скорость. Буквально за полчаса они растопило айсберги, снега и лед покрывавший океан. Мой город  стремительно уходил под воду. Нам пришлось бросить свои дома и быстро залезть  в автомобиль. Хорошо, что я перед поездкой догадался установить, на свое средство передвижения, винт, снятый с оставленной ржаветь подлодки. Таким способом, мы благополучно протиснулись сквозь водную пучину и выплыли на берег.
Впереди нас ждала нескончаемая пустыня. Мы ехали сквозь песчаные бури, грозившие нас проглотить. Буквально каждые 900 секунд колеса автомобиля проваливались сквозь песок и жителям моего потонувшего города, приходилось выбираться наружу и выталкивать транспортное приспособление для дальнейшего пути.
Изголодавшаяся по жертвам пустыня все же нашла способ как нас сделать своей собственностью. Наш автомобиль наехал на участок с зыбучими песками и стал стремительно тонуть. Я вместе с жителями моего потонувшего города, осознавая, что моторное приспособление не спасти, выскочил из него, чтобы продолжить передвигаться при помощи собственных ног.  Особо уставшие, в частности дети, а также пенсионеры, инвалиды и беременные женщины передвигались при помощи ног близких и иных окружающих их людей.
Не многим предстояло выдержать столь тяжелое и засушливое испытание. У нас не было ни воды, ни еды… Позади себя мы оставляли трупы тех кто когда являлись нашими соседями по лестничной площадке. Пустыню покинуло лишь жалкая горстка жителей моего потонувшего города. Странно, что я не умер. Ведь мне так ярко казалось, что я не вытерплю и вот-вот упаду обжигаться горячим песком. Но бессознательная воля вновь выпрямляла скрюченные ноги, чтобы они несли меня навстречу еще невиданному.
Вышедшие живьем из пустыни не проявляют желание идти дальше со мной. Они хотят вернуться обратно, туда, где прежде находился мой город. Я же не желаю возвращаться, а хочу продолжать свое путешествие, тем более, мой город утонул, и возвращаться не имеет смысла. Но они настояли на своем и, развернувшись в обратную от меня сторону, пошли туда, откуда пришли. Пускай идут, может быть, жители города, в котором мне довелось когда-то жить, найдут куда вернуться. А я найду куда уйти.   
© Павел Свободный, 2017
Павел Свободный "Мой город "  http://www.proza.ru/2017/09/24/1930


город
Автор:  Наталья Глазунова-Моисеева
Авторская страница:  http://stihi.ru/avtor/natija

город поднявшихся к небу колоссов
спит беспокойно и дышит туманом
стелется дым от огней,
караваном
мимо плывущих машин
абрикосы
спеют в долинах жемчужного края
вышиты лентами синие горы
там, за горами, есть синее море
с лунной дорожкой и криками чаек
город построенных временем зданий
город, украсивший окнами стены,
между песками кочует вселенной
           в камне
© Наталья Глазунова-Моисеева, 2020
Первоисточник:   http://stihi.ru/2020/05/03/1691


Рецензии
Спасибо, Ирина, за замечательную подборку жемчужин!
И творчество Н.К.Рериха мне очень нравится.

Аристарх Басаргин   04.09.2020 20:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.