Человек рождается счастливым...
Пушкин, в сущности великий поэт, уверяет нас, что в раннем детстве он был счастлив, как счастлив всякий здоровый ребёнок! Даже в унылейшем послании "Князю А.М.Горчакову" поэт, говоря о своём печальном жребии, презрев требования жанра, сделал исключение для раннего детства: "Две-три весны, младенцем, может быть, я счастлив был, не понимая счастья! Как поэт, он понял, что в его жизни было счастье, и не собирается от него отказываться! Эти две-три весны всегда с ним, они нужны ему: "Они прошли. Но можно ль их забыть?" Тогда же в послании к Дельвигу Пушкин писал: "Я лирных звуков наслаждение младенцем чувствовать умел!" То есть он в эти годы: "две-три весны", говоря словами поэта-лицеиста, "от двух до пяти", говоря словами Чуйковского испытал, а мы теперь знаем, что это происходит со всяким младенцем этого возраста, счастье, связанное с овладением словом, наслаждение поэтическим словом, которое, как он настаивает, и предопределило его судьбу: "И лира стала мой удел". Часы детской беспечности названы золотыми. И как по-пушкински сказано о времени, даже самом счастливом: "тратил". Неужели и эти строки из "Воспоминаний в Царском Селе" были поэтическим преувеличением, одическим штампом? А возьмём странные строки из стихотворения "Мечтатель". Они обращены к музе: "На слабом утре дней златых! Певца ты
осенила! Венком из миртов молодых чело его прикрыла..." Что это значит? Ведь муза прилетает к тому, кто бряцает на лире, то есть пишет. Зачем она младенцу, лежащему в колыбели? И за что она увенчала этого младенца венком из молодых миртов? Ведь он ещё ничего не создал! И не слишком ли много берёт на себя поэт, не в первый и не последний раз утверждая, что богиня песнопений увенчала его ещё в колыбели, склонялась над ним и даже преклонялась перед ним
подобно тому, как цари, пастухи и волхвы преклонялись перед избранным младенцем? Минуты рождения поэт ещё назвал в лицейских стихах бесчувственными. Он помнил другое время, когда маленький человек уже способен упиваться колыбельными, а потом сказками бабушек и мамушек. Пушкин не говорит, что человек рождён для счастья. Он утверждает нечто другое: Человек рождается счастливым. Даже если он сирота, подкидыш. В жестоком "Романсе", в том самом, где "Под вечер осенью ненастной в далёких дева шла местах", несчастная мать, кладя "тайный плод любви несчастной" на порог чужого дома, баюкает его последней материнской колыбельной:
ПОКА ЛЕТА НЕ ОТОГНАЛИ
БЕСПЕЧНОЙ РАДОСТИ ТВОЕЙ,
СПИ, МИЛЫЙ! ГОРЬКИЕ ПЕЧАЛИ
НЕ ТРОНУТ ДЕТСТВА ТИХИХ ДНЕЙ!!!
Рецензии