Её Величество Женщина. Ч. 4
Ч.4
Обращаясь к творчеству художников, создавших самые разные женские образы, мы неоднократно убеждаемся, что в жизни многих авторов произведений искусства огромную роль играли их личные чувства, увлечения, яркая любовь, пылкая страсть к той, кого следует назвать Музой, Вдохновением. Именно благодаря им, этим женщинам, появлялись шедевры, которые вызывают не исчезающий со временем интерес, волнуют наши души и сердца. Так было и будет всегда.
Так было и с известным миру английским художником-иллюстратором, живописцем, поэтом и переводчиком Россетти.
Данте Габриэль Россетти (1828 – 1882) родился в Лондоне в семье итальянского политического эмигранта.
Живопись и поэтическое творчество у Россетти сливались: он писал и картины на темы собственных стихотворений, и стихи, комментирующие его картины. Он любил литературу и вдохновлялся ею в своём искусстве, был романтичной, яркой и необыкновенной личностью. Работал под влиянием европейских символистов, был главным последователем эстетической линии в искусстве. Для его творчества характерны чувственность и средневековая поэтизация. Со своими единомышленниками он основал группу «Братство Прерафаэлитов», вошедшую в историю искусства.
Первая картина Россетти «Детство Девы Марии» (1849 г.) сразу вызвала большой интерес публики. Мадонна написана с его сестры, а св. Анна – с матери. На последующую жизнь и творчество огромное влияние оказали знакомство, женитьба, а затем и ранняя трагическая смерть жены Элизабет Сиддал.
Когда они познакомились, она уже страдала от заболевания туберкулёзом. Она была его ученицей, моделью и возлюбленной. Россетти бесконечно рисовал свою огненноволосую Лизи, даже при наличии других натурщиц её образ доминировал.
Ей посвящено одно из лучших полотен Россетти – «Беатриче благословенная». Беатриче изображена сидящей, она пребывает в полусне, похожем на смерть, а птица, вестник Смерти, кладёт ей на ладони цветок мака.
Известны картины Россетти – «Портрет Элизабет Сиддал», «Возлюбленная», «Дева Святого Грааля», «Прозерпина» и другие. В «Прозерпине» - культ высшей женственности в симбиозе с идеалами Возрождения. Россетти работал над картиной семь лет, и натурщицей для неё послужила Джейн Моррис, которая после смерти жены стала его возлюбленной и музой.
Прозерпина – древнеримская богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне. По легенде, Прозерпина собирала цветы на лугу со своими подругами, когда её заметил и полюбил Плутон, бог подземного мира. Он умчал её на колеснице в подземное царство, несмотря на её любовь к Адонису. Плутон вынужден был отпустить её, но дал ей вкусить зёрнышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мёртвых и половину – в царстве живых. С приходом Прозерпины на землю возвращается весна.
Прозерпина на картине Россетти погружена в мечтательно-грустное созерцание. Это образ женщины-богини с чувственной и одновременно с мистически тревожной красотой.
***
С древних до наших времён в искусстве ( и в литературе, и в живописи, и позднее в кинематографе) уделялось немало внимания образам роковых женщин, или женщин – вамп. О значении слова «вамп» никто не задумывался.
В образе роковой женщины отождествляется представление о демонически чувственной, жестокой женщине, которая обладает невероятным очарованием, таинственностью, элегантностью и красотой. Она покоряет сердца мужчин, порой доводит возлюбленного до безумия, губит его и идёт дальше за новыми жертвами. И мужчины летят к ней, как мотыльки на огонь, готовые платить за роковую страсть любую цену.
Для примера достаточно назвать образ Саломеи, упоминаемой в Библии. Саломея известна тем, что, обольстив в танце царя Ирода, потребовала от него умерщвления Иоанна Крестителя и получила его отрубленную голову на блюде.
Эта история дала жизнь многим теологическим сюжетам. Художники разных времён каждый по-своему интерпретирует это событие. Интерес к Саломее, сыгравшей роковую роль в судьбе Предтечи Иисуса Христа, в литературе и изобразительном искусстве возрождался трижды: в раннехристианский период,
в позднем Средневековье и на рубеже XIX – XX веков.
Образ Саломеи создали в своих картинах многие художники: Боттичелли, Альбрехт Дюрер, Тициан, Рембрандт, Караваджо, Лукас Кранах Старший, Гюстав Моро, Франц фон Штук, Густав Климт и другие.
К примеру, немецкий живописец и скульптор Франц фон Штук, сочетавший в своём творчестве черты академического натурализма и стиля модерн, один из лидеров символизма, завоевал известность изображением обнажённых женских и мужских тел в аллегорически-мифологических картинах, в которых созданы архетипы женщин-вамп («Саломея», «Грех», «Фавн и русалка», «Юдифь и Олоферн»).
Продолжение: http://www.stihi.ru/2017/04/21/738
Свидетельство о публикации №117041600281
Меняются времена, нравы - и Саломея актуальнее мадонны с младенцем...
Кутина Елена 25.04.2017 15:07 Заявить о нарушении