Славянофил Аксаков о раскольниках и православных

Для молодого юриста Ивана Аксакова (1823-1886) во время его гос службы в Бессарабской и Ярославской губерниях было великим открытием , что большая часть народа целых уездов только формально числилась православными, а фактически принадлежа к расколу, то есть к староверам. В письме к родным от 30 октября 1850 Иван Сергеевич писал: "Право, Россия скоро разделится на две половины: православие будет на стороне Казны, Правительства, неверующего дворянства и отвращающего от веры духовенства, а все прочие обратятся к расколы. Берущие взятку будут православные, дающие взятку – раскольники. В здешней губернии православный значит гуляка, пьяница, табачник и невежда. Если бы Вы знали, как иногда делается страшно. Кора все больше и больше сдирается, и язва является Вашим глазам во всем отвратительном могуществе. Причины язвы – в крови. Все соки испорчены и едва ли есть исцеление. Кажется, нам суждено только понять болезнь и созерцать, как она пожирает постепенно еще не вполне зараженные члены».
Аксаков боролся против насильственного обращения староверов в православных, против их дискриминации, проводимой на уровне государства: "... церковь, разумеется, не может быть терпима к тому, что с ее точки зрения есть ложь. Но ограждение от лжи не должно производиться полицейскими средствами...".
Большинство русских купцов до правления Николая Первого были староверами разных согласий. Оборачивая огромные капиталы, они были как бы смотрящими - назначенными на управление деньгами своими общинами и прибыль с их оборотов распределялась в интересах всей общины. Николай Первый увидел в этом опасные предпосылки социализма и ввёл закон по которому купец лишался права заниматься купеческим делом если он не был православным. Эта политика проводилась с подачи тогдашних православных иерархов.
Аксаков писал : «Если… церковь в деле веры прибегает к орудиям не духовным, к грубому вещественному насилию, то это значит, что она отрекается от своей собственной духовной стихии, сама себя отрицает, перестает быть “церковью”, а значит становится инструментом кесаря и сама обрекает себя на судьбу мирских царств. Вот почему РПЦ так легко рухнула в 1917 году.


Рецензии