Судьба и голоса-посылы

     Наша судьба - это прежде всего судьба бытия. Как обстоит дело с бытием, так в конечном счёте, обстоит дело и с нами. От бытия идут посылы и к нам, как светлые, так и мрачные. Эти посылы мы можем вообще не узнать и не захотеть считаться с ними, но они всё равно заставят нас с ними считаться и тем более горько, чем менее осознанно они представлены для нас.
Добраться хотя бы до уровня таких посылов, не говоря уже до уровня прямого видения бытия - это и значит быть человеком. Идти мимо - в точном смысле слова - не быть.
     Когда мы говорим, что только существуем, а наша судьба за нашей спиной, мы вместо повелений получаем удары, но и наказание - не самое худшее из того, что может случиться с нами. Самое худшее, когда и наказание нет, в крайнем случае, так считали древние греки. Тот, кого наказывают боги - ещё счастливчик, миновавший же даже наказание - вот воистину жалкий тип.
То есть любой посыл, в виде пускай и жёсткого удара, или давления ещё след бытия, катастрофа же наступает тогда, когда даже такие посылы до нас не доходят. Более приближённый посыл - это зов, голос, например, тот голос, что слышал от своего даймония Сократ, голос, которого он всегда трепетно слушался. Более глупых учат несчастья, так кажется и в народе говорят, но учат ли?! Или просто хлещут, а человек всё что может так это роптать.
Как у Гомера: опять смертные считают, что это боги виноваты, а на самом деле это ведь они сами всё делают, боги тут ни при чём.
     Значит Сократ есть слышащий голос судьбы, ведомый ею и соответственно, способный ответить судьбе, вести с ней диалог. Но те, кого хлещут наказания не в состоянии ответить, они божественным образом - безответны, а отвечают своим глупым человеческим голосом. Тщетно сетуют, будучи ничего не в состоянии изменить.
     Сократ приобщён бытию, поэтому не теряет связи с ним, слышит его голос. Такие же голоса-посылы слышала и Жанна дАрк и она слушалась их, была им послушна, она внимала и верила им. Но ведь человек в состоянии взбунтоваться и не послушаться. Он обладает такой дурной свободой и тем самым не исполняет свою же судьбу. Но не исполняющий свою судьбу - проживает чужую, подобное грозит человеку потерей лица и своего места в мире.
     Ещё один пример Пруст, который двигался по посылам-следам к обретению себя и своего места, или иными словами, в поисках утраченного времени, движение в таком направлении единственно верно, хотя и всегда безумно трудно: и чуткость, и усилие, и творчество предполагает оно, и хромает, если какая-нибудь из этих составляющих вдруг теряется.
Кьеркегор всю жизнь разгадывал каково его предназначение на земле, он почти физически ощущал, что ему направлено какое-то послание "свыше", которое он должен сделать явственным для себя.
     Таким образом, окрасок и тональностей диалогов с бытием у великих людей было множество и при том самых различных, а по существу с ними происходило приблизительно одно и тоже - они непосредственно были задействованы своей судьбой, увлечены ею и добровольно ведомы, они имели живую нить с судьбой бытия, связывающую их судьбу с нею в один узел, переплетающую этот комок и материально-чувственно ощущаемую ими. Все эти "вещи" не были для них лишь придуманными и не становились исключительно одними фантазиями, но переживались как самое реальное из всего, что только может быть или как то, что источается самой первичной реальностью.


Рецензии