Три концерта
Август в Наумове и в Жижице (Куньинский район Псковской области) отмечен тремя интереснейшими концертами. 5 августа в музее М.П.Мусоргского в Наумове состоялся концерт солиста Московского академического музыкального театра им.А.С.Станиславского и В.В.Немировича-Данченко Дмитрия Степановича, организованный музеем в содружестве с Клубом любителей русских басов. В Белой гостиной музея собралось около пятидесяти любителей музыки из Наумова, Жижицы и других сёл, как коренных селян, так и дачников из Москвы, Петербурга, Мурманска…
Директор музея Л.Д.Полякова рассказала о том, каким образом у музея завязались дружеские отношения с Клубом любителей русских басов и её председателем Вячеславом Алексеевичем Сидоровым, а Сидоров рассказал о певце и о музыкальной работе общества.
Но концерт – это не столько слова, сколько музыка и пение. Дмитрий Степанович - бас, обладатель не только сильного, но и подвижного голоса приятного тембра. Но главное, что показал артист – это редкостное вдумчивое, творческое и именно артистическое отношение к произведениям Мусоргского, которые составили основную часть программы концерта. Более того, нельзя не отметить их вдохновенное исполнение – и это не дежурные слова, а большое везение для слушателей, ибо вдохновенное исполнение бывает далеко не всегда и далеко не у всех. Певец в редких и скупых комментариях не скрывал своего восторженного отношения именно к Мусоргскому – и, надо сказать, что исполнение романсов и арий, трудных для исполнителей вообще (а некоторых романсов особенно, поскольку они написаны для более высоких голосов, баритонов, теноров или сопрано), удалось Дмитрию блестяще.
Большую часть программы заняли вокальные циклы, которые редко можно услышать в концертах. Во всяком случае, корреспондентке за полвека регулярных посещений концертов они до сих пор были известны преимущественно в записях. Кстати, единственный «живой» концерт произошёл в том же театре, когда вокальные циклы Мусоргского предваряли премьеру «Хованщины»; две отрывка из этой оперы Дмитрий также исполнил в концерте.
Для популярности вокальных циклов Мусорского имеется ряд препятствий: во-первых, они технически трудны для исполнения. Не случайно, что часть вокальных произведений Мусоргского русские исполнители 19 и 20 веков считали вообще невозможными пропеть; не к чести российских исполнителей, но полное собрание произведений Мусоргского впервые было записано в Италии к юбилею гениального композитора…
Во-вторых, два вокальных цикла («Без солнца» и «Песни и пляски смерти») тяжело воспринимать: пронзительные слова о тоске одиночества или о смерти по-настоящему нельзя слушать без слёз. А вся ли публика готова к этому? После романса «Серенада» (из цикла «Песни и пляски смерти») Дмитрий не удержался от вопроса–комментария, подчеркивающего парадоксальную гениальность Мусоргского: «Не правда ли, что музыка о смерти внешне красива?» Перед началом второго отделения Дмитрий заявил, что разбивать музыку гениального Мусорского в этом священном месте, музее Мусоргского, музыкой его товарищей по «Могучей кучке, он считает невозможным; поэтому произведения других авторов он исполнит в конце концерта – и нельзя не признать, что это решение было вполне оправданным.
Дмитрий действительно исполнил в конце концерта два произведения других авторов: «Серенаду Дон-Жуана» П.И.Чайковского и «Баркаролу» Шуберта. И хотя легкое и популярно произведение Чайковского было встречено публикой восторженно, но этот восторг не передался исполнителю; он прекрасно знал, что это произведение совсем другого уровня… И когда Л.Д.Полякова говорила о том, что произведения Мусорского не были глубоко поняты его современниками – то ведь это она сказала и о наших современниках. К сожалению, до глубины его гениальных произведений дойти мешает более лёгкая и популярная музыка – даже великого Чайковского.
В конце представления публика и дирекция музея попросили певца дать ещё один концерт – и певец с удовольствием согласился.
Второй концерт Степановича состоялся 12 августа. Дмитрий на этот раз исполнил вначале те произведения композиторов «Могучей кучки» (Бородина, Кюи, Балакирева, Римского-Корсакова), которые он пропустил в первом концерте, а затем несколько романсов Мусоргского, Чайковского, и, уже по просьбе зрителей, «Очи чёрные»… Если большей части публики наибольшее удовольствие доставила популярная романсовая и оперная классика, то, наибольший восторг вызвало исполнение произведений Мусоргского, особенно романса «Семинарист», исполненного Степановичем с особым юмором и артистизмом, у слушательницы сведущей, профессиональной. Чтобы не возникло представления, что корреспондентка сама себя расхваливает, она передаёт впечатления о втором концерте со слов Надежды Садовской, композитора и исполнительницы – а сейчас перейдём к третьему концерту, который Садовская дала в Жижицкой библиотеке. Вырвавшаяся в короткий отпуск в свою любимую Жижицу, Надежда предпочла скромный зал библиотеки роскошному залу музея по двум причинам – во-первых, библиотека ближе, а во-вторых, её концерт был литературно-музыкальным, и библиотека как «храм литературы» - более подходящее место для такого концерта. В литературно-музыкальной композиции Садовской вначале прозвучали произведения Бетховена, Шопена и Шуберта с проникновенными рассказами и о судьбах композиторов, и об обстоятельствах, связанных с исполненными произведениями. Затем Надежда прочитала стихотворение И.Бунина «Вечер» и исполнила ряд собственных вокальных произведений на слова А.Ахматовой, С.Есенина, а также на свои стихи. При всём несовершенстве библиотечного инструмента и голоса Надежды, живое, непосредственное и, главное, одухотворённое выступление нельзя не признать большой удачей для публики. При этом хочется отметить особо её романс «Приезд» на свои слова, замечательно передающий нетерпение девочки (в данном случае – М.Цветаевой) в ожидании приезда на любимую дачу. По мнению корреспондентки, этот романс в профессиональном исполнении должен занять заслуженное место в русской и мировой музыке.
Но в нашей жизни есть и более печальные явления, чем ненастроенное пианино в сельской библиотеке. К сожалению, эти три концерта, которые прозвучали в Наумове и в Жижице, не стали явлениями в культурной жизни района и даже волости: на концертах практически отсутствовала молодёжь, тем более – местная. Да и местные жители составляли меньшую часть слушателей; всё-таки московские, питерские и заполярные дачники – это не совсем местные, даже если они и проводят лето здесь десятилетиями. И, к сожалению, ни из райцентра, ни из Великих Лук, ни из Западной Двины зрителей тоже не было – хотя бы потому, что они просто не знали об этих концертах (а такое желание, например, было у любителей музыки из Западной Двины). Видимо, организаторам концертов следует подумать о лучшем оповещении публики.
И риторический вопрос - станет ли 21 век веком Мусоргского хотя бы на его родине? С Псковской землёй неразрывно связана жизнь и творчество двух самых великих русских гениев – Пушкина и Мусоргского. И если слава и почитание Пушкина (при том, что он до сих пор остается самым загадочным русским поэтом) установились уже более полутора веков, то гениальный пскович Мусоргский до сих пор находится где-то на обочине русской культуры. Или американо-западноевропейский (да и отечественный) музыкальный хлам, пропагандируемый СМИ, ещё на век станет духовной пищей российского обывателя? Мы об этом сказать не можем… Возможно, для этого потребуется ещё один век…
"Просвещение", №2, 2016
Свидетельство о публикации №117041203869