Сущность кризиса 2

При современном высоком уровне развития научно-технического прогресса, объективно проблемой является не производство и потребление, а формирование людей и развитие их разумных отношений к миру и самим себе. Это сто лет тому назад, когда производительные силы общества действительно были низкими и в соответствии с этим еще не выросли и интеллект человека, и его ум, можно было говорить об экономических проблемах, раздиравших общество капиталистической эксплуатацией и классовыми конфликтами. Но этот уровень преодолен. Ведь вопрос состоит именно в том, почему падают производительные силы общества и почему человечество катится вниз и не может использовать разумно все свои возможности для блага и совершенствования жизни человека на земле? Ибо в связи с распадом общества впервые возникли собственно человеческие проблемы, проблемы психологические, которые должны быть разрешены, и не просто на основе «экономического процветания», а на основе обуздания власти денег над людьми.  Ведь уже нужно продвигать развитие людей.И вот именно эту глобальную задачу и будет решать новое объединение людей, которое и сосредоточится на человеке и его способностях к всестороннему развитию. И вещи и их производство, имевшие стратегическое значение для классовых обществ, здесь будут использованы для этой очень важной цели.
 В этом смысле, с исторической точки зрения, мы никуда не переходим, и тем более к капитализму. Таким мифом просто мистифицируют сознание людей, , сознания, которое по сути является именно продуктом этого, умирающего устройства жизни. И у нас все так и произошло: оторвавшись от социализма, мы действительно катимся вниз и падаем во всех отношениях. И об этом мы говорим ежедневно и его переживаем, во всем видя только «трудное становление капиталистических форм», но, далеко не осмыслив реальное положение вещей. Поэтому мы и висим между социализмом и капитализмом, не зная, на какую почву  наступить в своем падении. И западная идеология нас обучает на капиталистический лад, прикладывая к нам собственные измерения. И им вряд ли выгодно наше прозрение и самобытность, если наш мир основан на столь же жестокой конкуренции и стремлении каждого к своему собственному благу.  И вовсе не случайно, что мы в собственном отечестве живем, как в чужой стране, и проявляем безразличие ко всему народному, общественному и совершенно сознательно стремимся утвердить блага отдельных людей и тем самым подчинить интересы всего общества интересам индивидов. И мы оказываемся неспособными трезво оценить свою обстановку, обманутые названной идеологией и раздираемые внутренними противоречиями.
Поэтому все, что происходит у нас и вообще во всем мире, происходит  объективно и независимо от сознания и воли людей, и  все общественно-политические и культурные процессы развертываются как необходимость и обусловлены внутренними потребностями развития общества, и какого-либо иного расклада дел здесь и быть не может. У нас же все это происходит по-особому. Иными словами, мы «обречены» на это и, возможно,  еще долго будем пребывать на почве иностранного капитала и воображать, что при его помощи «переходим к капитализму». И поймем иллюзорность этого положения, по-видимому, только тогда, когда иностранный капитал откатит по причине, может быть, обострения мирового кризиса. Но какова его действительная роль в нашей жизни и чему он способствует? -– это тот вопрос, над которым нам следует размышлять вместе.

Каждый народ развивается только во взаимодействии с другими.  Это является необходимым условием и для нас. Сейчас каждый ученик знает, что монголо-татарское иго сыграло прогрессивную роль в образовании и развитии русского народа. Оно устранило феодальную раздробленность, установившуюся на территории Руси, в которой люди гибли бессмысленно в междоусобных войнах и где прекращалось всякое прогрессивное развитие. Преодоление феодальной раздробленности во всей Европе составило целую эпоху, и только те страны, которые преодолели ее, выдвинулись вперед. Да и сила монголо-татарских полчищ состояла в их монолитности, обусловленной родоплеменными связями, точно так же,  как слабость и бессилие передовых к тому времени покоренных стран  Азии и Европы состояли в их разобщенности, обусловленной междоусобными распрями. Страны Востока долгое время оставались в рамках этой раздробленности и не были цивилизованы на западный лад, а, напротив, в силу этого оказались под игом Запада. И это свидетельствует, что тем самым монголо-татарское порабощение способствовало объединению «всея Руси» и образованию сильного централизованного государства, способного отражать внешние натиски и вести захватнические войны. И вместе с тем это же порабощение задержало развитие Руси на целое трехсотлетие и тем предопределило отставание России от Запада. Может быть, нам следует задуматься, чему способствовал приток иностранного капитала после распада социализма и как будет происходить его отток в будущем? Каким образом мы должны использовать свою национальную независимость на почве зависимости от иностранного капитала?
 Кризис не нужно рассматривать как временного явления. Напротив, он развивается в «цикличности», идя от низшего к более высшим проявлениям. Мы упорно не хотим видеть именно то развитие, которое происходит спиралеобразно, когда кризисы, на время спадающие, на новом этапе возобновляются с возросшей силой. Это сейчас наблюдается и во всем мире. А это говорит о том, что, в сущности, в содержательном отношении мы имеем дело с новым развитием, происходящим в новом направлении и отрицающим предыдущее состояние. Стало быть, мы имеем дело не просто с переходом, а с болезненным развитием нового качественного состояния, следовательно, не с кризисом, а с реальным превращением, поднимающим общество на более высокую ступень. Одним словом, мы имеем дело с диалектическим развитием. Отсюда ясно, что  нам нужна теория развития, а не просто теория оправдания и обоснования заранее созданной умозрительной модели, с которой якобы должна сообразоваться действительность.


Рецензии