Её Величество Женщина. Ч. 2
Ч.2
К числу четырёх женских портретов кисти Леонардо да Винчи, наряду с "Джокондой", относятся «Портрет Джиневры де Бенчи», «Прекрасная Ферроньера» и «Дама с горностаем».
Картина «Дама с горностаем» написана художником ближе к концу XV века, когда Леонардо находился на службе у герцога Миланского – Лодовико Сфорца, по прозвищу Иль Моро.
Предположительно, на картине изображена 17-летняя Чечилия Галлерани, фаворитка миланского дворца, одна из любовниц герцога.
Это один из самых красивых женских портретов. Одухотворённые черты, полная достоинства осанка, поворот головы, модная по тем временам одежда, гладко зачёсанные волосы, шея и красивая плавная линия плеч, украшенная двойной ниткой чёрного жемчуга - всё говорит о том, что перед зрителем девушка, обладающая изысканными манерами юной дамы. Она простая и сложная, стыдливая и фривольная, нежная и мудрая одновременно.
Особенность портрета – изображение рук. Они поражают своей тонкостью и изяществом. Девушка, у которой на коленях мирно устроилось обычно плохо приручаемое дикое животное (горностай, а скорее всего, хорёк-альбинос), выглядит довольно эффектно и мило. Привлекает внимание её утончённое и необыкновенно чувственное прикосновение рук к шубке зверька.
«Дама с горностаем» - это своего рода настоящий прорыв в искусстве психологического портрета того времени.
Картина написана маслом по дереву. Сдержанная колористика и композиция картины характерна для Леонардо да Винчи, не боявшегося вносить новшества в искусство портрета и талантливо выразившего свои возвышенные чувства.
В настоящее время картина находится в Польше в Галерее Чарторыжских.
***
Эпоха Возрождения (Ренессанс) подарила миру великих людей. Деятелями этой эпохи, наряду с Леонардо да Винчи, считаются и такие всемирно известные художники, как Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти, Тициан Вечеллио, Сандро Боттичелли и другие. Эпоха пришла на смену Средним векам и стала промежуточным звеном между ними и эпохой Просвещения.
Это была эпоха бурного самоутверждения человеческой личности, идей гуманизма. Возрождался интерес к забытой античной культуре. Центральное место во всех научных и культурных изысканиях занимал человек, его мудрость, достижения разума и интеллекта в области науки, философии, искусства. Художников привлекал образ прекрасного, гармонически развитого человека.
Почему произведения искусства эпохи Возрождения, созданные столь давно, до сих пор трогают нашу душу и вызывают у нас такой интерес? Ответ прост. Для произведений искусства эпохи Возрождения характерны глубочайшая человечность, совершенство исполнения, культ красоты, прежде всего красоты человека. И, конечно, красоты женщины. Художники того «золотого времени» изображали в своих картинах не просто женщину, а мадонну.
Один из искуснейших художников и архитекторов эпохи Возрождения – Рафаэль Санти (1483-1520).
В творчестве художника слились традиции античности и дух христианства. Его «Флорентийские мадонны» - изящные, трогательные, миловидные юные матери. Рафаэль на протяжении всей жизни искал совершенный гармоничный образ мадонны.
Вершиной его мастерства стала картина «Сикстинская Мадонна». Тип лица Мадонны соединяет античный идеал красоты с духовностью христианского идеала.
Образ Мадонны глубок и гармоничен. Мария идёт по облакам, неся своего ребёнка. Взгляд матери серьёзен и тревожен. Ноги босы. Она идёт к людям, юная и величавая, затаив тревогу в душе. Она исполнена сознания великого и горестного предназначения - несёт своего сына людям как искупительную жертву. Слева от Мадонны – святой Сикст. Он преклонил колени и не отрывает восторженного взора от Богоматери. Святая Варвара смотрит на Марию с благоговением. И два маленьких ангелочка с умилением взирают на неё, идущую по облакам.
Зрелище, возвышающее душу своей абсолютной гармонией, где сочетаются и взаимодействуют человечность и идеальность, уравновешенность композиции и ощущение движения, простота и возвышенность.
Картина была написана для монастыря Святого Сикста. Первоначально она должна была висеть над местом захоронения папы Юлия II, поэтому в чертах Сикста, по замыслу художника, есть сходство с покойным Папой.
В настоящее время «Сикстинская Мадонна» хранится в Дрезденской галерее.
ИЛЛЮСТРАЦИЯ:
Рафаэль Санти. "Сикстинская Мадонна".
Продолжение: http://www.stihi.ru/2017/04/14/4119
Свидетельство о публикации №117041112230
Олег Гетьманцев 03.05.2017 12:03 Заявить о нарушении
эпоха Возрождения вернула античную культуру, веру в Человека,
в его ценность и возможности. И она (эпоха) дала миру Шекспира,
Сервантеса, Данте Алигъери, Петрарку, Боккаччо и др. гениев
(не отношу к гениям утопистов).
В каждой эпохе есть свои минусы и плюсы, и с этим не поспоришь.
Да,Олег,насколько я тебя уже поняла, тебе ближе античный мир,
греки,римляне. Не ошибаюсь? ))
Евгения Лем 03.05.2017 16:19 Заявить о нарушении