Отличие богатства от роскоши...
Святоверие стремится избежать смешения понятий, четко различая богатство (как нейтральную категорию, которая может послужить как благу, так и злу) и роскошь, которая служит лишь искушением и развращением для душ.
Нельзя отрицать того, что богатство может быть благом. Мы все живем в материальном мире и прекрасно сознаем тот факт, что, не имея никаких средств, крайне непросто совершать добрые деяния. Кроме того, сама жизнь человека, испытывающего материальную нужду, отнюдь не способствует развитию духовных качеств.
Однако роскошь – это истинный яд для души. Она ослабляет человека, подчиняет его себе, она подталкивает его на проявление самых низменных душевных свойств. Святословие образно говорит об этом: «и лучше человеку погибнуть от меча, чем от скуки и безверия, от безнадежности задыхаться живым среди пустоты отравляющей роскоши…» (св. Писаний, св. 6, ст.15).
Какие же признаки позволяют нам разграничить богатство и роскошь?
Роскошь – это всегда излишек, то, без чего человек может обойтись, не прикладывая особых сверхусилий. При этом, то, что будет роскошью для одного человека – для другого может быть вполне допустимым, если оно действительно необходимо. Скажем, большой, расходующий много топлива внедорожник не является роскошью для фермера или лесника, но для обычного горожанина – это явная роскошь.
Второй признак роскоши – это её способность подчинять себе того, кто ей владеет. То есть, если вы даже сознаете пагубность чего-то, но не можете от этого отказаться. Так люди, спасая золотые украшения, порой бросаются в пламя пожара или идут на преступления.
Третий признак роскоши: это чувство гордыни, которое вызывает обладание ей. Если нечто становится вам нужно лишь для того, чтобы пощеголять перед кем-то, то нет сомнений в том, что это – роскошь. Кроме того, в Святословии говорится: «Сами же не завидуйте и пустой похвальбой зависти не пробуждайте, не преумножайте пред очами друзей ваших благ своих...» (св. Времен и Чисел, св. 3. ст.12).
Эти три признака позволяют четко определить, имеете ли вы дело с роскошью или с богатством. Верный святовер должен стараться отвергать роскошь и все, что ослабляет дух и делает тело изнеженным. В Святословии об этом сказано: «Кто держит тело свое в неге и в удобстве, и роскошь держит близ себя – тому сложно быть мужем верным…» (св. Новозакония. св.3. ст.3)
Свидетельство о публикации №117040906858