Отличие богатства от роскоши...

Многие религиозные учения в своих теоретических выкладках настаивают на отказе от мирских благ, в то же время на практике церкви и духовенство оказываются обладателями роскоши, которая несопоставима со смиренным служением. В определенной мере это опасное лицемерие, которое отворачивает человека от служения Творцу. Многие искушаются этим несовпадением, и глядя на религиозных деятелей, впадают в стяжательство, забывая о тех опасностях, которые скрываются за подчинением корысти. Сложно утверждать, что всякое богатство есть зло, так как весь опыт нашей жизни свидетельствует об обратном. Однако не менее очевидно то, что порой стремления к материальной корысти – совершенно гибельно, ибо «неправедное богатство подобно тяжкому бремени; подобно колу, вбитому в земля, за который вяжут скот» (св. Суждений, св.3.ст.15).
Святоверие стремится избежать смешения понятий, четко различая богатство (как нейтральную категорию, которая может послужить как благу, так и злу) и роскошь, которая служит лишь искушением и развращением для душ.
Нельзя отрицать того, что богатство может быть благом. Мы все живем в материальном мире и прекрасно сознаем тот факт, что, не имея никаких средств, крайне непросто совершать добрые деяния. Кроме того, сама жизнь человека, испытывающего материальную нужду, отнюдь не способствует развитию духовных качеств.
Однако роскошь – это истинный яд для души. Она ослабляет человека, подчиняет его себе, она подталкивает его на проявление самых низменных душевных свойств. Святословие образно говорит об этом: «и лучше человеку погибнуть от меча, чем от скуки и безверия, от безнадежности задыхаться живым среди пустоты отравляющей роскоши…» (св. Писаний, св. 6, ст.15).
Какие же признаки позволяют нам разграничить богатство и роскошь?
Роскошь – это всегда излишек, то, без чего человек может обойтись, не прикладывая особых сверхусилий. При этом, то, что будет роскошью для одного человека – для другого может быть вполне допустимым, если оно действительно необходимо. Скажем, большой, расходующий много топлива внедорожник не является роскошью для фермера или лесника, но для обычного горожанина – это явная роскошь.
Второй признак роскоши – это её способность подчинять себе того, кто ей владеет. То есть, если вы даже сознаете пагубность чего-то, но не можете от этого отказаться. Так люди, спасая золотые украшения, порой бросаются в пламя пожара или идут на преступления.
Третий признак роскоши: это чувство гордыни, которое вызывает обладание ей. Если нечто становится вам нужно лишь для того, чтобы пощеголять перед кем-то, то нет сомнений в том, что это – роскошь. Кроме того, в Святословии говорится: «Сами же не завидуйте и пустой похвальбой зависти не пробуждайте, не преумножайте пред очами друзей ваших благ своих...» (св. Времен и Чисел, св. 3. ст.12).
Эти три признака позволяют четко определить, имеете ли вы дело с роскошью или с богатством. Верный святовер должен стараться отвергать роскошь и все, что ослабляет дух и делает тело изнеженным. В Святословии об этом сказано: «Кто держит тело свое в неге и в удобстве, и роскошь держит близ себя – тому сложно быть мужем верным…» (св. Новозакония. св.3. ст.3)


Рецензии