Открытая книга
ОТКРЫТАЯ КНИГА (Начало)
Пишу я книгу жизни по ступеням,
Услышав Божий Зов – в нём есть завет. Предисловие.
Моя внучка, Машенька, когда ей исполнилось семнадцать лет, попросила меня написать о моей жизни. «Бабуля», - сказала мне она. «Мне нравится твоя дружба с одноклассниками. Прошло более полвека, а вы встречаетесь в своей любимой школе через каждые пять лет после окончания школы, пишите стихи ,посвящая их встречам одноклассников с учителями. Напиши, как вы жили в трудные послевоенные годы, как учились, любили, работали, напиши пожалуйста в своей книге об этом для меня».
«Хорошо», -подумав , ответила я. Внучка моя, которую я ласково называю Маняша, очень серьезная девочка, много читает, сама пишет неплохие стихи и очень интересуется окружающим ее миром, справедливо рассуждает о жизни. Мне уже исполнилось семьдесят шесть лет, за плечами большой жизненный путь и не знаю сколько ещё осталось. Поэтому, в самый раз мне нужно рассказать обо всем, как я прожила, можно сказать, жизнь.
Многие часто говорят: « Назад не оглядывайся, не вернуть; на завтра не откладывай, завтра может не наступить, живи только сегодняшним днем», и так далее... Но как не оглядываться назад, не представляю себе, чем ближе к концу жизни, тем чаще оглядываюсь назад, там осталось все самое родное и лучшее что есть у ч е л о в е к а детство, друзья, родители, после смерти которых образовалась пустота, которую ничем не восполнишь, годы молодости любви и радости. Как можно это вычеркнуть из жизни? Да, тяжело вспоминать, но какая цена тогда нашей прожитой жизни? Так что знаменитые люди, в своих высказываниях тоже ошибаются, по-моему. У нашего поколения все самое ценное осталось там, в прошлом...
Жизненный опыт — одна из самых важных вещей в жизни.
Из истории маминых воспоминаний.
Моя мама родилась в 1918 году и жила вместе со своими родителями на Барите(г.Урск) Кемеровской области. Эти места с давних пор привлекали людей. Находили здесь окаменевшие колоды - древние захоронения возрастом не меньше 3 тыс лет, находили предметы быта и уникальные украшения скифов. И в нашей истории возвращение русичей на землю нынешнего Кузбасса началось здесь. Первыми со стороны Алтая стали приходить старатели. Поначалу промышляли они по притокам Берди и правым притокам Чумыша. А после перешли Салаирские низкие хребты и начали промышлять на реке Ур. Основали артели. Со временем дошло дело и до поселка, который назвали - Урское.
В 1932 году поисковым отрядом Салаирского рудника под руководством Килеева Дмитрия Ивановича проводилась геологическая съемка полосы вулканогенных пород и было открыто месторождение баритовой сыпучки, одно из трех в стране. Немедленно была начата разработка. Окисленные руды, кроме золота, содержали значительное количество барита. Это обстоятельство и определило название рудника, которое сохранилось в памяти людей до сих пор. Сюда стали приезжать представители треста, главка наркомата. Шел разговор о строительстве поселка. Жилья не было, люди жили в палатках и в близлежащих деревнях. Сельское население рудника занималось в основном земледелием и старательской добычей золота. И мамин отец, мой дед, тоже работал старателем по добыче золота. В свое время он скопил для себя золото и ушел из семьи, оставив свою жену, мою бабушку с четырьмя детьми, старшей из которых была моя мама. В ранней юности мама была комсомольским вожаком. Комсомольцы участвовали в ударных субботниках и воскресниках по строительству поселка, учились на курсах, готовились поступать в техникумы, боролись с хулиганством и бандитизмом, ставили концерты и спектакли, занимались спортом. Велик был энтузиазм строителей, комсомольцев и всего населения, учавствовших в субботниках и воскресниках. Спустя много лет, в 1978 году на 45-летии Урска мама вспоминает об огромной роли комсомольцев в строительстве прииска, о работе молодежи на производственных участках: «-Молодым было не занимать огня и задора. Не случайно многие комсомольцы получали в награду за ударный труд именные ружья, часы, фотоаппараты, крупные денежные премии.» Нужны были инженерно-технические советские кадры из рабочих и крестьян и мама вместе с другими комсомольцами пошла на подготовительные курсы, а затем учится в техникум г.Томска. Там она встретила папу, который учился в горном техникуме, после окончания которго получил специальность горняка по разработке и эксплуатации месторождения руд цветных металлов и золота и был направлен на работу в город Артемовск Красноярского края.
Датой основания Артемовска считается 1700 год. и изначально носил город имя Ольховка, которое он получил от расположения у берегов реки Ольховка, по берегам которой росло много ольхи. В 1835 году в окрестностях посёлка были обнаружены залежи золота и с этого момента Ольховка начала считаться рудничным посёлком, в котором разрабатывались рудники по добыче ценного металла, благодаря этому городок стал развиваться. В 1931 году власти ему дали статус рабочего посёлка с названием Ольховка. А уже в 1938 г. посёлку дали статус города и новое название — Артемовск в память об известном революционном деятеле Артеме. Понятно почему в то далекое время Артёмовск назывался "городом золотарей". Первое время папа работал горным инженером, а потом главным инженером комбината. Родители жили на главной улице города и называлась она ул.Ольховская в дом №144. На этой улице жило все начальство рудника. Дом был большой с огромным двором и небольшим садом. Жили очень зажиточно, по тем временам. В этом доме родилась я, моя младшая сестра Эмма и мой брат. Папа ездил в комбинат на работу на бричке, запряжённой красивой лошадью. Помню себя в раннем детском возрасте, как мы со старшим братом, папой и мамой ездили на этой бричке в золотоскупку, покупали вкусные конфеты и одежду для всей семьи. Мой брат был на два года старше меня и звали его Роберт ( перед началом войны с Германией, детей почему-то было модно называть западными именами). Мы с братом часто играли в «Золотоскупку». В то время почти в каждой семье были большие сундуки, где находились вещи и ценности. Играя, мы открывали сундук, брали пачку красных тридцаток, таких пачек в сундуке было много, и шли в другую комнату «Золотоскупку», якобы покупать шоколадные конфеты потому, что такие конфеты продавались только в «Золотоскупке.» Затем мой брат строил из этих пачек домики, о чем я ябедничала маме. «Лобка, я маме кажу»- не выговаривая букву Р, кричала тогда я ему. Еще помню, как папа брал меня на руки и несколько раз подряд подбрасывал вверх. Я заливисто смеялась, и это нравилось и маме и папе, и они тоже смеялись вместе со мной.
Мой папа очень любил футбол и играл в сборной команде комбината вратарём. Вот выписка из газеты того времени.
-«Руководство комбината большое внимание уделяло развитию спорта. Перед войной на городском стадионе проходили первенства по футболу, в которых участвовали команды всех золоторудных предприятий Дальнего Востока и Сибири, Артёмовский стадион был лучшим среди стадионов подобных предприятий. В составе сборной команды комбината играли многие главные специалисты, в том числе главный инженер.» Последние строки как раз о моём отце.
. . . В августе 1941 года папа вместе с мамиными братьями добровольцем ушел на фронт, не смотря на то, что у него была бронь, а в 1942 году погиб, защищая Ленинград. Когда папа ушел на фронт, мама осталась одна с тремя детьми. Мой брат, я и младшая сестра Эмма, которая не дожив до года, заболела и умерла. За нами стала присматривать молодая девушка, у нее была старшая сестра и мать. Моя мама устроилась работать в офицерскую столовую заведующей. Была карточная система. Все отработанные, погашенные карточки официанты сдавали заведующей, т.е. маме. Она складывала карточки в балетку, это такой маленький чемоданчик, и сдавала их с отчетом. И вот няня вместе со своей сестрой решили нас обворовать. Они связали в узлы все ценные вещи и прихватили балетку думая, что там находились деньги. На проходной, так как в то время городок был закрытый, узлы задержали, а на балетку не обратили внимание. Время было военное, судили за все строго, не разобравшись. Маму арестовали и признали врагом народа, осудив на пятнадцать лет. Все, что случилось потом, я помню очень отчетливо. Мне было тогда четыре года, а брату шесть лет. Все события откладывались одно за другим, и происходящее врезалось в мою детскую память, оставшись там на всю жизнь. Я вспоминаю как я, мой брат и мама шли долго этапом с большой колонной людей, по краям колонны шли конвоиры с собаками. Дорога проходила рядом с полем, на котором была не убрана капуста. Одна пожилая бабушка выбежала из колонны на поле, сорвала вилок капусты и вдруг упала, сраженная автоматной очередью. Вся колонна людей заметалась, раздались крики, громкий плач. Конвой криками и выстрелами вверх быстро успокоил колону людей, и мы пошли дальше.
Что случилось потом, оставило страшное неизгладимое, для моего детского сознания, впечатление. Мы долго шли в колонне и очень устали. Когда проходили вдоль железной дороги, конвоиры разрешили всем отдохнуть, и где кто стоял, там велено было присесть. Где-то недалеко послышался гудок паровоза. Вдруг моя мама громко вскрикнула, я посмотрела в сторону, куда смотрела мама и увидела на рельсах белую шапочку моего брата. Он лежал головой прямо на рельсе, а тело его находилось между двумя рельсами. Поезд быстро приближался. Мама, сбросив меня с колен, рванулась к железнодорожному пути. Прогремела автоматная очередь, это конвоир выстрелил вверх, затем быстро побежал за мамой. В тот момент, когда поезд оказался почти рядом с братом, лежавшим на рельсах, конвоир, обогнав маму, выдернул его за воротник почти из под колес поезда. Затем я увидела, как конвоир, мой брат и мама упали в сторону от железнодорожного полотна. Мой брат плакал и кричал: « Я не хочу расставаться с мамой, я не хочу в детдом!»
Меня с с братом отдали в детский дом в город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области, а маму увезли в заключение.
Опаленное детство.
Детский дом был расположен в сером, мрачном двухэтажном здании. Серым и мрачным оно оказалось и внутри. В большой комнате, куда нас с братом поселили, стояли железные кровати, на сетках лежали черные матрацы и серые суконные одеяла, без простыней и подушек. Нам выдали не по размеру одежду и подшитые валенки. Нашу одежду забрали. Кормить и гулять выводили строем. Кормили очень плохо, еду давали в алюминиевых чашках и кружках.
Нас с братом не разлучали, он был всегда рядом со мной, защищал , когда у меня старшие дети отбирали еду в столовой. Как-то во время прогулки я увидела около крыльца детдома девочку, которая была одета в мою шубку, шапочку и белые фетровые валеночки. Я показала на нее брату, сказав картавя: «Лобка, а вон моя, субка, сапка у девочки». Мой брат закрыл мне рот рукой и сказал, что это дочка директора детдома. Вот так поступали с нами, ведь мы были детьми «врага народа».
При плохих условиях, которые существовали в детдоме, мы часто болели. Иногда в выходные дни нас забирали к себе домой родственники, которые жили в Ленинске-Кузнецке. Это была двоюродная сестра, мамы и звали ее тетя Муся Рубцова. Муж ее работал директором шахты. У них было две дочери, Нина и Рита. С ними жила еще бабушка Таня, мама тети Муси. Когда родственники приводили нас к себе домой, Рита презрительно смотрела на нас и фыркала, потому что мы были детдомовские в бедных одеждах и неухоженные. В семье начинался скандал из-за нас, потому что боялись репрессий, ведь мы были детьми «врага народа». Но бабушка Таня, не обращая внимание на скандалы, старалась как-то скрасить нашу детдомовскую жизнь. Она мыла нас, кормила, вычесывала нам головы, так как у всех детей в детдоме водились вши. А Рита заглядывала в комнату бабушки, с ненавистью дразнила нас. Я, отвечала ей грубостью и огрызалась с ней. Позже, когда все стали взрослыми, Рита вспоминала, что я была вредной девочкой, а мой брат все время молчал. Рита в настоящее время проживает в городе Новосибирске, но я с ней не общаюсь, нет желания. Ее сестра Нина, совсем другого характера, очень добрая и спокойная . Ее сейчас нет в живых, но с ее детьми Ольгой и Мишей, мы общаемся.
В один из выходных дней, когда бабушка Таня пришла за нами в детдом ей сообщили, что мы заразились брюшным тифом, и нас больше нет. О подробностях , где и куда нас отправили или похоронили, в детдоме ей не сообщили. Все это было передано маме в заключение. Сейчас я представляю, что было с мамой, когда она получила такое известие. Когда мы заболели, нас положили в больницу в изолятор умирать, мы почему-то выжили, но были очень ослабленные, поэтому нас отправили выздоравливать в сельскую местность в село Михайловку.
В Михайловке местное население состояло из чувашской нации. Детдом находился в трех деревянных больших домах. Два одноэтажных дома стояли на пригорке, справа от них находилась школа, а через дорогу под горкой находился третий двухэтажный большой дом. На первом этаже находилась столовая , а на втором - кабинет заведующей детдома и красный уголок, где старшие дети рисовали стенгазеты. В детдоме имелось свое хозяйство, небольшое стадо коров и телят, которые были закреплены за каждым из ребят детдома. За мной и братом закрепили бычка по кличке Васька-Сивый, потому что он был серого цвета и у него был весёлый нрав. Мы пасли с братом бычка, а к вечеру пригоняли его. Бычок был очень блудливый и часто терялся. Мы с братом бегали по лесу, искали бычка, звали громко - «Васька, Васька», наконец находили, и усталые, но довольные обнимали его, бычок лизал шершавым языком наши лица, а мы плакали и смеялись от радости, что нашли его. Затемно мы возвращались домой в детдом, поэтому часто оставались без ужина, но у нас в запасе всегда был жмых, мы ели его и ложились спать. Жмых – это выжимки от семечек подсолнуха после их переработки получают подсолнечное ароматное масло, а отработка – это жмых. Недалеко от детдома находился склад, где было много этого жмыха, мы бегали туда, набирали его полные карманы и питались им. И если у нас был в запасе жмых, то голод нам был нипочем.
Летом детдомовские ребята работали в поле, выращивали овощи: картофель, капусту, свеклу и морковь. Дежурили в столовой, чистили картошку, мыли посуду, ухаживали за закрепленным скотом: кормили, поили, чистили в сараях, так приучали нас к труду. Среди ребят детдома были установлены свои законы, младшие ребята должны были выносить из столовой после обеда и ужина хлеб, старшие встречали младших у ворот на улице и отбирали хлеб. Воспитатели строго следили в столовой, чтобы все съедали хлеб, но младшие ребята ухитрялись прятать его, иначе получали бы от старших подзатыльники. Страх быть избитым присутствовал у младших ребят, в том числе и у меня, постоянно.
В Михайловском детдоме я пошла в школу в первый класс. В школе учились мы детдомовские дети и дети местного населения чувашей. Детдомовские дети с первого по седьмой класс занимались в одном классе, а дети-чуваши занимались отдельно. Я сидела за партой с моим братом, он учился в третьем классе, у каждого из нас было по одной тетради. Брат подписывал свою тетрадь чужой фамилией, потому, что наша фамилия считалась, фамилией «врага народа». Я зачеркивала надпись на тетради, которую делал мой брат и подписывала тетрадь своей фамилией, брат меня ругал очень и снова писал чужую — Васильков. Не знаю почему Васильков, позже я спросила об этом брата и он ответил потому, что мы ухаживали за бычком, которого звали Васька.
В школе на переменах все дети детдома водили хороводы, пели песни, а домашние дети стояли у окон и ели пироги и булки, принесённые из дома. Мы, детдомовские, всегда хотели есть, и чтобы подавить голод не смотрели на домашних детей, а водили хоровод и громко пели песни о нашем «счастливом детстве». Со всеми учениками с первого по седьмой в классе занимался один учитель. Он объяснял и давал задание одним ученикам, переходил к другим и так далее. Все слушали и ничего не понимали, для кого учитель объясняет. Старшие ребята кидались записками, передавали по рядам, и одна записка упала мне на парту. Я взяла ее и стала рассматривать. Учитель увидел у меня в руках записку, отобрал ее и ударил меня больно по лицу. Затем вышвырнул меня из-за парты и отправил к директору школы. Не знаю, о чем было в этой записке написано, но директор схватил меня и потащил в школьный сад. Там он так избил меня сапогами, что я обмочилась. Затем он бросил меня и ушел. Я долгое время пролежала на голой земле, потом меня нашел мой брат, принес мне воды обмыться, хлеба и банку кабачковой икры. Роберт успокоил меня и сказал: «Не плачь Нэля, я ему за тебя буду мстить». Спустя несколько дней в детдоме стали говорить, что сгорел дом директора школы. В детдом приехала милиция, допрашивали всех старших ребят. Но закон детдома был таков – «Один за всех и все за одного». Ребята говорили, что так и надо директору школы потому, что он был очень плохой и жестоко избивал всех детдомовских ребят. И только спустя годы, мой брат признался мне, что это он с ребятами поджег дом директора, отомстив за меня.
Дети, особенно мальчики в детдоме не доедали и росли жестокими. Я помню как они травили друг на друга собак, отбирали у младших хлеб, устраивали темную, тем ребятам, которые не подчинялись. Порядки поведения ребят в детдоме были похожими на тюремные, население детдома подчинялось одному главарю, который отвечал за дисциплину в детдоме. И среди девочек, также была главная. Поэтому ребята постоянно боялись и были замкнутыми и не разговорчивыми. Но против детей местного поселения все объединялись и не давали в обиду своих.
Военное, суровое время оставило в памяти детей войны горькие воспоминания, наложило на наши хрупкие, детские плечи большие и трудные испытания, но не смотря на эти трудности мы выстояли и выжили.
Мы с братом жили в детдоме и стали забывать, что у нас была мама. Когда мне исполнилось восемь лет, нас вызвала к себе заведующая детдомом и сказала, что нас разыскала наша мама. Прошло четыре года, и я конечно забыла маму, но мой брат хорошо помнил ее и часто рассказывал как мы жили, как играли с ним, много рассказывал про папу и маму.
В детдоме был такой случай, приехала чья-то очень старенькая мама. Она не видела своего сына десять лет. При их встрече вышли во двор все ребята детдома. Произошло ужасное. Старенькая женщина увидела своего сына и когда он к ней подошел, вскинула руки, протянула их к сыну и рухнула на пол замертво. Поэтому такую же картину я представила при встрече с нашей мамой. И когда мне сказали, что приехала мама, я убежала и спряталась под крыльцо. Меня нашел мой брат и убедил меня, что наша мама не старушка и повел меня в комнату заведующей. Там я увидела молодую, очень красивую и хорошо одетую женщину. И когда она назвала меня по имени:"Неличка, иди ко мне",- я сразу вспомнила мамин голос и бросилась к ней в объятия с криком-"Мама".
Вот что произошло с мамой в заключение, по рассказу мамы. В первый год заключения, как и все другие заключенные женщины, мама работала в тайге и пилила лес. Там она повредила ногу поваленным деревом и ее перевели работать в пекарню рабочей. Находясь в заключении, мама получила известие от родственников, что наш папа погиб в 1942 году, защищая г. Ленинград. Последний год своего заключения мама работала старшей рабочей пекарни. Среди рабочих женщин она случайно встретила девушку, которая работала в нашей семье домработницей и которая обворовала нас, украв балетку с погашенными карточками. Карточки, конечно же, они выбросили, так как они были уже использованы и никому не нужны. А попались они с сестрой и матерью на другой краже. Все это она подтвердила в присутствии начальника тюрьмы. На основании этого, начальник направил письмо в Москву, в котором дал объяснение о невиновности нашей мамы и ходатайствовал об её освобождении. Прошло три месяца после запроса , и затем пришел приказ об её освобождении за подписью Молотова. Маму освободили после заключения под стражу, через четыре года, а спустя время сняли судимость. После освобождения мама сразу же поехала разыскивать нас в детдом города Ленинска-Кузнецкого, затем приехала в Михайловский детдом, где мы находились.
Провожали нас всем детдомом, дети выстроились во дворе вместе с воспитателями. Мне запомнились их грустные и печальные глаза. В дорогу нам дали одежду, валенки, белый хлеб молоко и вареные яйца, которые мама положила в валенки. Мы с мамой долго шли пешком из Михайловки до станции Белово. По дороге мы останавливались, ели белый хлеб и яйца, запивая молоком. Это было непередаваемое насыщение такой едой за весь период, который мы находились в детдоме.
. . .
Началась наша новая жизнь с мамой. Мы приехали жить в город Прокопьевск, на Красную Горку, где мама устроилась работать в ФЗУ(фабричное заводское училище) завхозом. Жили в небольшой квартире с соседями. Весь день мама находилась на работе, а мы с братом хозяйничали по дому. Когда мама приходила с работы, у нас уже был готов ужин. Мы ели жареную картошку, пили чай с конфетами и разговаривали. Спать ложились обязательно с мамой, укладывались на ее руки с двух сторон, и она рассказывала нам интересные истории. Нам было так спокойно с мамой, что вскоре мы забыли о не легкой жизни в детдоме. В Прокопьевске мы прожили до 1949 года.
Летом 1949 года мы переехали в г. Сталинск. Жили на квартире в Старо-Кузнецке в районе Советской площади. Мы с братом пошли в 42ю школу он в четвертый, а я во второй класс. Затем мы переехали жить на форштадт на улицу Шолохова и училась я в 40ой школе один год. Своего жилья у нас не было и маме пришлось снимать его. Затем мы переехали с форштадта на фасплощадку. Я пошла в школу №50 в пятый класс, а брат в школу №10 тоже в Старо-Кузнецком районе. Учиться нам пришлось трудно, потому что знания, которые мы получили в детдоме, были весьма приближенными. После военные годы в школе было много детей полусирот у которых отцы погибли на фронте и учителя это понимали. Особенно я любила Захарову Надежду Ивановну, учителя русского языка и литературы. Она очень терпеливо, с пониманием по-доброму относилась ко всем детям и дети её любили. Наш класс был очень дружный, нам повезло с классным руководителем Надеждой Ивановной Захаровой. Но не все учителя мне нравились. Очень строгая и сердитая была учительница по физике Кириленко Вера Андреевна.
Директором школы в то время был Сычев Инокентий Васильевич, небольшого роста, но очень требовательный и строгий, ученики его боялись. Учителем немецкого языка была Роза Яковлевна Гуменник, её брат - знаменитый шахтер изобрёл комбайн для добычи угля и этим прославил город Сталинск. Комбайн так и назван был именем Гуменника. Историю преподавал Силичев Алексей Иванович, очень интересный и общительный человек. Любил ученикам давать юморные характеристики. Был такой случай: из-за болезни одного из учителей объединили два класса вместе 8-Б и 8-Г, вел урок истории А.И.Силичев. В 8-Г классе училась полненькая девочка и звали её Капа Слепцова, которую Силичев вызвал к доске, сказав: - «К доске пойдет будующая народная артистка Советского Союза, балерина Капиталина Слепцова». Класс так и грохнул от смеха. К стати Капа Слепцова закончила Красноярский технологичекий институт и проработала более 30 лет на Алюминиевом заводе (НКАЗ) в отделе снабжения, закончив работу ведущим экономистом завода. В настоящее время находится на пенсии.
Помню еще такой случай в школе. В старших классах девочки и мальчики занимались физкультурой отдельно. Мальчики занимались с военруком, которого звали Борис Иванович Козлов. В одно из занятий мальчики занимались строевой подготовкой в коридоре школы, во время занятий присутствовал инструктор из райкома. Военрук решил отличиться перед инструктором, научил ребят как отвечать после строевого марша, объявив благодарность ученикам. Они должны были ответить дружно - служу Советскому Союзу. Но вышла аказия. Ребята дружно отчеканили: - «Рады стараться!» (Как при царском режиме). За что Борис Петрович получил выговор, а ребят он позже долго заставил маршировать, пока те не научились отвечать правильно. Самые лучшие годы жизни, это школьные, беззаботные годы. Помню почти всех своих учителей. Я очень любила заниматься спортом. В школе секцией акробатики руководил Михаил Иванович Воробьев, очень талантливый спортсмен, раньше работал в цирке акробатом. Он так заразил ребят акробатикой, что в этой секции было больше всех участников.
Мой брат тоже любил заниматься спортом, играл хорошо в футбол, а в старших классах увлекался фехтованием. Прошло одиннадцать лет после Великой Отечественной войны, бурными темпами восстанавливалось народное хозяйство страны, строились жилые дома, кинотеатры. И в Сталинске, в Кузнецком районе развернулось строительство красивого здания, дворца культуры Алюминиевого завода.
В школе мне очень хорошо запомнился 1953 год 5 марта, когда умер И.В.Сталин. Уроки отменили, учителя все плакали, ученики испуганно смотрели на учителей и тоже утирали слёзы, но были рады, что занятия отменили. Я помню Витя Пичакчи радостно крикнул: - «Ребята, завтра уроков не будет, в школе объявили траур, Ура!»
Но как бы то ни было всё-таки И.В.Сталин остаётся одной из величайших фигур мировой истории. И таковой останется навсегда, поскольку последствия его деятельности до сегодняшнего момента влияют на нашу жизнь.
Мы с мамой жили вместе с семьей Зверинцевых в однокомнатной квартире. В те послевоенные годы люди были очень дружные, помогали друг другу выживать. Наши мамы работали экспедиторами на хлебных машинах и почти всегда были заняты на работе, а мы с моей лучшей подругой Элей Зверинцевой хозяйничали дома. Наши братья Роберт и Толя Зверинцев постоянно проподали на улице во дворах. Все девчонки завидывали нам, что у нас такие ребята во дворе, с которыми мы летом все вместе ходили в походы в школы ближних поселков и деревень: Абагур, Щедруху, Елань, Есауловку. Встречались со школьными ребятами и учителями. Незабываемая и интересная жизнь была в летних пионерских лагерях, пионерские костры, игры, занятия в различных кружках, походы, пионерские слеты, торжественные линейки. А какие новогодние праздники устраивали в школе! Я помню в шестом классе на новый год мне мама сшила костюм из марли, корону из ваты, на которой золотинками было написано миру-мир и в руках у меня был живой белый голубь. За этот костюм я получила первое место и мне подарили лото. Вот было радости в нашей семье! Все соседи собирались к нам по вечерам играть в лото.
У нас не было игровых приставок, компьютеров, 165 каналов спутникового телевидения, компакт дисков, сотовых телефонов, интернета, мы неслись смотреть мультфильмы всей толпой в ближайший дом, ведь видиков тоже не было.
Как хочется вернуться в детство,
Все то, что было, снова пережить.
Единственный мирок, где нету места
Предательству, пороку, грустной лжи;
Где начатая жизнь так интересна,
И дни струятся в розовых мечтах,
И кажется, что счастье бесконечно.
И часто так случается, что дети,
С невинною и чистою душой, Не ценят золотые годы эти
Познать стремятся взрослый мир иной;
И повзрослеть в наивности желанья
Стараемся мы время подгонять,
И лишь потом приходит понимание,
Что время уж не повернется вспять...
В восьмом классе мне понравился мальчик Великих Сергей. Он сидел в классе в первом ряду на второй парте, а я во втором на третьей парте. Когда он оглядывался назад, то мы обязательно встречались с ним взглядами. Сергей нравился почти всем девочкам. Стройный и аккуратный, ходил в хорошем костюме и отличался от других ребят. Он жил рядом со школой в двухэтажном доме и бегал в школу в одной шапке без пальто. Как-то на перемене Сергей спросил меня: - « Ты почему на меня смотришь, когда я оглядываюсь?» Я растерялась и ответила: - «Наверное потому что ты на меня тоже смотришь когда оглядываешься.» Вот так мы проявляли свои чувства друг к другу.
Ну прямо как в песне -Я оглянулся посмотреть, не оглянулась ли она, чтоб посмотреть не оглянулся ли я.-
После окончания школы он поступил в СМИ Сибирский металлургический институт и работал на Алюминиевом заводе в ЦЗЛ инженером. Женился, затем развелся, начал гулять и пить, затем тяжело заболел и умер как раз в тот день, когда мы отмечали 30ти летний юбилей после окончания школы, но об этом ниже...
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №117040806192