Проводники в будущее. Нина Александровна Колдаева

Рассказать о человеке, чья жизнь через профессию связана с ценнейшими отечественными культурно-историческими пластами, значит затронуть вопросы связи нескольких эпох. Рязанскому музыкальному колледжу (училищу) имени Григория и Александра Пироговых скоро исполнится сто лет. Старшее поколение преподавательского состава колледжа, чей рабочий стаж исчисляется десятками лет, является свидетелями явлений и событий, о которых сегодня не будет лишним знать молодым преподавателям. Время меняет людей, но вопросы культурных ценностей из разряда «вечных» остаются.

Нина Александровна Колдаева, преподаватель отделения специального фортепиано, заведующая этим отделением в течение 17 лет, окончила знаменитую «Гнесинку» - Государственный музыкально-педагогический институт имени Гнесиных в пятидесятые. Именно тогда происходил небывалый музыкальный «бум», всплеск интереса к музыкальному обучению.

Самым первым проводником в музыку для маленькой Нины стала родная бабушка, которая превосходно играла на рояле. Тяжелые времена не оставляли времени на музицирование: заведование детским домом в Солотче, учительствование в школах, заботы о подрастающей дочери, матери Нины, и ее будущем. Игольно-швейная школа в Рязани располагалась в самом центре города: двухэтажный особнячок в Почтовом переулке теперь страшит прохожих своим полу сгоревшим остовом, заросшим кустарником. Но накануне страшной войны швейное дело казалось надежной для жизни профессией. Во время войны люди расставались с любыми ценностями, лишь бы выжить. Так бабушка узнала, что кто-то продает рояль. И семья решилась на эту покупку, ведь не хлебом единым жив человек.

Но не только приобретение рояля предопределило судьбу Нины Колдаевой, которой в 1943 году исполнилось 10 лет. Работая в Солотче, бабушка Нины познакомилась с семьей Заливухиных, приезжаюших на отдых среди золотых сосен. Не один раз она обращалась за советом к Семену Александровичу Заливухину, тогда уже директору Рязанского музыкального училища.

Сначала Нина Колдаева под руководством бабушки осваивала свои первые шаги по клавишам. Явные музыкальные способности стали поводом попросить для внучки места в музыкальной школе, первой во всех отношениях, не только по номеру. Распределение в класс М. М. Беньяш – блистательного педагога начальной школы и лучшего концертмейстера Рязанской филармонии, можно считать настоящей удачей. Беньяш не только учила играть на фортепиано, она виртуозно вовлекала своих учеников в музыкальную жизнь, общалась так, будто каждый, кто у нее учится – самый лучший. За короткие сроки были освоены начальные классы и уже очевидна неизбежность перехода к другим педагогам – Т.И. Полуэктовой, ученице Гондельвейзера и И.В. Шумской, ученице Нейгауза. Знаменитая российско-советская фортепианная школа всегда славилась многосторонним подходом к ученикам – в первую очередь человеческому, во всех остальных профессионально-избирательному, ведь каждый уникален и неповторим.

В музыкальное училище Нина Колдаева была зачислена на исполнительское отделение, как пианистка, в единственном числе, легко обошла остальных претендентов и «подкупила» приемную комиссию виртуозной игрой и полным отсутствием трясущихся от страха рук и ног. Для первой ступени профессионализма достаточно, но впереди еще много лет учебы и мечта. Поступление в прославленную «Гнесинку» с ее богатейшими музыкально-педагогическими традициями стала целью и смыслом. Нина Александровна Колдаева за всю свою жизнь ни разу не усомнилась в правильности выбранного пути, хотя была альтернатива – математика, которую она любила не меньше музыки.

В Москве, обучаясь в гнесинском институте в классе М.А. Гурвич, ведущего педагога класса специального фортепиано (одним из ее выпускников в 40-е годы был Евгений Светланов), Нина Колдаева поняла главное, преподаватель – профессия творческая. Многие гнесинцы стали не только блестящими музыкальными педагогами, но еще исполнителями и организаторами, как и сама основатель этой школы музыкального мастерства Е.Ф. Гнесина.

Взрослая самостоятельная жизнь, замужество, рождение дочери Елены, названной в честь Елены Гнесиной, возвращение в Рязань с профессиональным дипломом и начало преподавательской жизни в Рязанском музыкальном училище: Нину Александровну Колдаеву эти события формируют как самостоятельную, волевую личность, очень сдержанную на внешние проявления эмоций. Эти качества позволили в музыкальном училище возглавить со временем отделение фортепиано, став одним из самых авторитетных педагогов училища. Сила ее авторитета была в профессионализме, в умении ладить с людьми и из непростых ситуаций выходить достойно. Жизненные примеры ее любимых педагогов стали хорошей школой жизни. Увы, авторитет силы, которым нередко грешат некоторые руководители идут не на пользу делу. 70-е и 80-е годы – непростое время, жесткий контроль, дисциплина и «ничего личного». Но так не бывает, чтобы гнесинец, звание, которое в музыкальном мире стало синонимом порядочности, не участвовал в судьбе близких – коллег и учеников.

В классе Н.А. Колдаевой в разное время учились Галина Ганина и Марина Чернышова – люди с яркой артистической судьбой, Г.М. Болховитинова, сменившая ее на должности зав. отделом, О.В. Бишенкова, Н.Ф. Сидорова, И.А. Макарова, ставшие преподавателями училища (колледжа), преподаватели рязанских ДМШ – целый пласт рязанской музыкальной истории. Ученики становились коллегами, очень немногие друзьями. Когда Н.А. Колдаева в числе своих любимых учениц называет Н.К. Чуркину, преподавшую в ДМШ №1, учившую меня в детстве в этой школе до самого выпуска, становится ясно – случайностей не бывает, мои музыкальные корни расположены очень близко к мощным гнесинским корням. Педагогическая родословная для человека важна не меньше, чем семейная.

Казалось, еще совсем недавно профессия учителя музыки была одной из самых престижных, конкурсы в ДМШ в несколько человек на место никого не удивляли, популярность, доступность и массовость музыкального образования в советское время формировали солидный культурный слой. Н.А. Колдаева, которой сегодня за восемьдесят, сохранила в себе самые ценные для человека качества – разумность, доброжелательность и живой взгляд на изменившуюся реальность. Она следит за музыкальными новостями, интересуется жизнью музыкальных школ, которых с тех пор, как она преподавала, стало больше. Но не дает покоя вопрос: если настанут лихие времена, станут ли выбирать будущие поколения между роялем и буханкой хлеба? Кажется, такие времена настают и файлы памяти уникальных рязанцев, таких, как Н.А. Колдаева, могут подсказать непопулярный сегодня ответ – не хлебом единым жив человек.

«Времена не выбирают, в них живут…» Эти строки поэт Александр Кушнер написал в конце 70-х прошлого века о тех временах, которые пережил сам. Музыка тоже может многое рассказать о времени, в котором она была создана и исполнена. Но без проводников не обойтись. Чтобы зазвучала музыка, нужен исполнитель, обученный передавать звуковой портрет времени и места ее написания. Проводники были, есть и, надеюсь, будут.


Рецензии