Анри Волохонский

Не густо ли... Сегодня не стало поэта Анри Волохонского. Это он написал то самое стихотворение «Рай», из которого они вместе с Лешей Хвостенко (Хвост) создали песню, замечательный "Город золотой", написанную на лютневую музыку Франческо де Милано. Пластинка фирмы "Мелодия" «Лютневая музыка XVI—XVII веков» была хитом 70-х, но мало кто знал, что на самом деле это была классная мистификация советского лютниста Владимира Вавилова, который и явился фактическим автором музыки. Думаю, ни Анри, ни Леша тогда об этом не знали, как и мы все. Песня получилась поистине божественная. Когда Хвостенко уезжал ( Анри уже был в Париже), он на прощании пел ее, еще не совсем готовую. Такая странная судьба у этой удивительной песни-кометы. Ее мистификато-хвост (да простит меня мой любимый, так рано ушедший Хвост за этот каламбур) потянулся дальше. Песню, на какой-то период ставшую "ничьей", подобрал и освоил спокойно и без комплексов Б.Гребенщиков (БГ). Так бывает частенько. Кто-то записал певшего на прощании с друзьями Хвоста, и песня "пошла" по рукам... Докатилась она и до гуру БГ. В принципе, ничего такого, ну нашел "туфля" значит, мое. Красивая ж песня. Но мало того, что он дал песне свою фамилию, так он еще угробил самое дивное - первую строку: вместо НАД небом голубым, запел душевно и как полагается ходящему по тверди земной человеку - ПОД небом... Все позднейшие "выкрутасы" насчет того, чтобы чего не подумали власти и не обвинили в "религиозной пропаганде" полная чушь. Если певец  и пиит БГ не почувствовал бездну между предлогами, то чиновники уж точно ни фига не поняли бы. Довольно жалкая попытка, если честно. А дальше - под его фамилией и в его исполнении, с перевранным текстом она украсила   фильм С.Соловьева "Асса". Я сказала Сергею Александровичу после премьеры, чья на самом деле песня. А он мне ответил: а что теперь делать? Не буду же я титры переделывать, пусть в суд на него подают авторы... Потом БГ умудрился так сродниться с чужой вещью, что под своим же именем выпустил ее текст в  альманахе  "Поэзия". Когда я сказала Гене Красникову, главреду альманаха, про это, он возмутился. Тут уже взъярился в Париже и Хвост, с которым мы не раз на эту тему разговаривали по телефону. Короче, БГ в следующем выпуске альманаха принес публичные извинения. Мудрый Анри вроде даже благодарил Гребенщикова за раскрутку песни, но если вчитаться в его текст по этому поводу, горькая ирония проступает...  И самое обидное, лично для меня: гениальное "НАД небом голубым" исчезло, что напрочь убило дивную суть. Но, видимо, это и есть тест на степень дарования. Спустя много лет, в свой последний роковой приезд в Россию, Хвост и БГ замирились. Может, так и правильно -прощать, как оказалось, перед самой смертью Леши.
А Анри ушел сегодня. Надеюсь, они встретятся там, над небом голубым...Во всяком случае, я на это очень уповаю.
На фото Анри Волохонский. 70-е.


Рецензии
Русская литература понесла невосполнимую утрату...
Приношу свои искренние соболезнования.
.
Анри, вы уже там... "Над Небом голубым..."!
Царствие Небесное!
.

Доброго времени суток, Елена!
Христос Воскресе!

Как-то так получилось, что только сегодня набрела на вашу коротенькую заметку на смерть поэта Анри Волохонского...
Прискорбно, что популярные певцы-музыканты нисколько не стесняясь, позволяют себе воровать и принародно присваивать чужие вещи.
Лично мне всегда было странным, то, что некоторые известные личности претендующие на гениальность, не гнушаются прибирать к своим рукам чужой творческий труд. Смею думать, что у этих людей есть проблемы с интеллектом - как ни странно звучит, этот факт, но они сами признают свою недалекость при всем честном народе, выдавая чужое за свое, т.о. подписываясь под своей бездарностью.
Иначе, для любого, у кого есть развитый интеллект и разум унизительно присваивать чужой интеллектуальный труд, как например сделал Гребенщиков (м.б. при более глубоком анализе его произведений все они могут оказаться присвоенными им и принадлежать другим малоизвестным или вообще не известным авторам) - титры в фильме появились не по наитию и не потому, что "перепутали", а потому что, возможно, С.А. на самом деле не знал (все знать невозможно) кто является автором этой песни, а Гребенщиков представил ему этот в своем роде уникальный труд, как свое собственное сочинение от "А" до "Я" - Гребенщикову же еще и гонорар выплатили, возможно, что и до сих пор выплачивают...
А вот почему С.А. так отреагировал на ваше замечание, странно... Получается, что он не захотел сознаться, что из-за своей неосведомленности в этом вопросе, материально пострадали конкретные люди, именно, потому, возможно, он и не признал свою ошибку. В те времена внести правку в титры с извинениями, предполагаю, не составляло труда. Другое дело - как быть с выплаченными гонорарами - автору и композитору причиталось, а за них уже все с лихвой получил товаристч Гребенщиков.
Как-то так...
.

Не так давно я тоже столкнулась с подобным - Григорий Лепс исполняет, как автор песню Олега Кошелева "Ангел ушел в запой" - нигде не нашла, что бы Лепс упомянул имя Олега. Но это еще не все - Григорий посмел и текст исказить...
Не знаю, был ли поставлен в известность сам Олег (он болел и умер 10.02.2014г.), но после такой наглости со стороны Г.Л. для меня умер, как творческая личность навсегда, смею надеяться не для меня одной.
Я уже говорила, что человек присваивающий чужой интеллектуальный труд - это недалекий человек, это раб своей собственной звяздатости, его личный интеллект им же самим поставлен под сомнение на обозрение любознательного народа.

Если будет интересно эссе "Памяти Олега Кошелева" можно прочесть на моей страничке.

С уважением,

Марина Влада-Верасень   16.04.2017 16:19     Заявить о нарушении