Стихотворение месяца-50 - Обзор Жиля Де Брюна
Вот мы и дожили до юбилейного конкурса, спасибо нашей дорогой ведущей Юлии Ермиловой за её благородный труд! А вам спасибо за участие ))
Ниже тройки я оценок не ставил и не ставлю, но и обилия пятёрок не ждите – в этот раз не все их заслужили.
Если кто-то сочтёт, что я жесток и бесчеловечен – пусть прочитает обзор Николая Сулимы на БЛК, ссылку желающим пришлю по запросу в личку.
Желаю всем счастья и вдохновения! И новых хороших стихов, конечно ))
1. "Весеннее настроение"
Посмотри, какое небо за окном!
"Кап-кап-кап" - звенят сосульки серебром.
"Чьи вы-чьи?" - им вторит птиц веселый гвалт.
И снова март!
А коты уходят криком на фальцет.
"Мя-ау-мя-а-а!" - на крышах праздничный концерт.
"Хруст-хруст-хруст" - сдается в плен ледовый наст.
Привет, Весна!
Пробуждаются от спячки дерева.
"Ох, ты черт!" - кружится мартом голова.
"Раз-два-три!" - мазками счастье на холсте.
Ну, здравствуйте!
*****
Милый, лёгкий стих без мудрствований и изысков. Однако не очень понятны некоторые моменты: 1. Почему звенят тающие сосульки? 2. Кому с хрустом сдаётся в плен ледовый наст? 3. «Наст – весна» - это как бы рифма такая? 4. «Ох ты черт!» - где тут место для запятой?
3 балла за технику, 4 за содержание (за весенний позитив) 3+4=7
2. "Зачем остановилось время?"
Хочу остановить я время,
зачем хочу?
Мне плохо в нём, земное бремя
не по плечу.
Я так устала, заблудившись,
кружить в лесу,
что не заметила, как вышла
в седьмом часу,
или двенадцатом? Ах, память –
две сотни стрел...
Не подбирай, что под ногами,
что на земле.
Всё мусор, даже наши мысли –
бред злых идей.
Скажи, а ты могла б не скиснуть
во славе дней?
Но эти сладостные сети –
опасный плен.
И Бога узрят только дети,
и то – во сне.
Зачем остановилось время,
в нем плохо мне...
*****
Автор, где правильное ударение в слове «узрят»? Почему память – две сотни стрел, а не три десятка топоров, например? Почему наши мысли мусор? Как соотносятся «не скиснуть» и «во славе дней»? Много вопросов вызвал у меня этот стих.
3+3=6
3. "Старик и дочь"
Украшают старика седина и шрамы.
Остальное всё ушло в дым и пепел лет.
Ум на опыт - снова ноль. Проданы хоромы.
Все поклонницы его - давний раритет.
Что останется ему? Дальний да единый,
Кто незряч и глуховат, не спешит помочь.
Все приметы старика - шрамы да седины -
Видит тот, кто рядом с ним.
Хорошо бы, дочь...
*****
Простите, автор, но «шрамы – хоромы» слабенькая рифма. «Ум на опыт - снова ноль» - это как? Опыт у старика нулевым быть не может. Стало быть, за ноль считаем ум. Почему так? Поклонницы – давний раритет? Раритет – это нечто редкое и ценное, как книга, изданная давным-давно и малым тиражом. Спасибо, что не употребили здесь слово «антиквариат». «Дальний да единый» - это что? Дальний путь и единый билет? Дальний восток и единый народ? Не понять мне отчего-то, что здесь описано.
3+3=6
4. "Позвони мне, мы немного помолчим"
Позвони мне, мы немного помолчим.
Ты попросишь поиграть на укулеле,
Бросишь в угол чьи-то старые ключи,
И расскажешь про успехи в Универе.
Ты расскажешь то, что редко видишь сны,
То, что в жизни ничего не происходит,
Что хотела бы уехать из Страны -
"Надо будет лишь одеться по погоде".
Ты расскажешь обо всём и ни о чём,
И неважно, сколько время, - длится вечность.
Я же снова думать рифмы обречён,
Потому что есть на Свете человечек.
На окно присели лунные лучи.
Ты давно уже лежишь в своей постели.
Позвони мне. Мы немного помолчим.
(Научиться бы играть на укулеле).
*****
Пытался я играть на укулеле, и даже на биримбао пытался… Не преуспел. А почему Универ, Страна и Свет у Вас с заглавных букв? Они какие-то особенные, неповторимые какие-то? А почему? Нет ответа в стихотворении. «И неважно, сколько время», «думать рифмы обречён», «на окно присели лунные лучи» - всё это нихт зер гут, это лучше бы заменить чем-то более осмысленным.
3+3=6
5. "В ночь убежать..."
В ночь убежать: затесаться в стогу иголкой,
Снежной зимою следами дорогу метить,
Летом брести босой по стерне по колкой –
Только не попадаться бы снова в сети.
Келья – приютом. Чувственное – отринуть.
Что мне – алтарь, фата? Получай вериги!
Там, где любовь обманом кладут в перины,
Даже углы святые пусты, безлики.
Ни на земле, ни в лазурном краю небесном
Не суждено пребывать нам с тобой на равных.
К Богу взываю – чтоб светлые слал тебе сны.
Вера, смирение... Время врачует раны.
Не потревожу надеждою, обещаньем.
Раз обмелел исток – не найдём и русла…
Мой господин, светает... Прощай...
Прощаю...
*
– Что ты всю ночь читала?
– "Джен Эйр"... Так грустно...
*****
Женский стих, грустно-романтичный. По технике неплохо, хотя «в краю небесном - слал тебе сны» звучит ужасно, я-то думал, что только у меня такие звуковыверты встречаются.
4+3=7
6. "Счастливый"
Мне снилось: я мастер Али Аль-Рани,
Улыбчивый, юный, красивый;
Мой дух - изумруд, моё тело - гранит,
Мой разум чудесную тайну хранит -
Что всё можно вылечить сливой.
Стрекочет кузнечик, летают жуки,
Коровы пылят по дороге...
Сегодня пять братьев пришли, старики -
Пять пальцев иссохшей, крестьянской руки -
И просят вернуть им здоровье.
Мне снилось: стекает в долину рассвет,
Рождая лиловые тени.
Сидят старики на зелёной траве -
В руках ветки сливы, а в их голове
Лиловые тени сомнений.
Тогда я сказал им такие слова,
Что ярче весеннего Солнца.
В долине от них зеленеет трава,
От радости чистой звенит голова,
А сердце стремительно бьётся...
Проснулся. Я снова Пахомов Федот,
Лежу под ровесницей-сливой.
Мну руку - жива! - а не слушалась год.
Листва шелестит, словно тихо поёт:
Счастливый, счастливый, счастливый...
*****
В целом - стих понравился. Он хорошо звучит, легко воспринимается на слух. Но сюжет вызывает оторопь – почему отнявшуюся руку (и вообще всё) можно вылечить сливой? Если пять стариков – это пять пальцев руки, то откуда у них тени сомнений в голове, и почему голова одна на пятерых? И что за слова такие, что от них «в долине трава зеленеет»? Я тоже хочу такие слова знать, буду траву на Марсовом поле растить, а то у нас вчера шёл снег, а сегодня грязь и слякоть ))
4+4=8
7. "Злость"
Осточертело. Лучше по слогам.
По буквам, притормаживая ярость.
Я не желаю ни себе, ни вам
Той злости, что с утра во мне металась -
Бессильной птицей билась мне в виски,
Искала выход, грезила свободой,
Меня спасать пыталась от тоски,
Оправдывалась мерзостной погодой.
Шарахалась от стекол и зеркал,
Взбешенной стервы видеть не желая…
Ухмылка так похожа на оскал,
Когда ты сам себя довел до края.
Меня переполняла до краев,
Шипела кислотой в моем стакане…
…Но превратилась в жалкий детский рёв.
Прильнула, словно бинт, к пустяшной ране.
*****
Так и не смог понять, о чём этот стих. Ну злость, ну ярость даже. Со многими бывает. Но отчего такое? Кто обидел? Чем помочь? Нет ответов на вопросы. Хорошо, что хотя бы читателям такого не желаете ) Кстати, «…переполняла до краёв» - не бывает. Если уж переполняла, то через край. А если до краёв – тогда наполняла.
3+3=6
8. "Март. В лесу"
Уж отыграл allegro стук колес -
Простился с нами пригородный поезд.
Идем мы, с солнцем чествуя до слёз
Лихой зимы подтаявшую совесть.
В овраге море света, и ручей
Наигрывает гимн победоносный.
Встречают словно дорогих гостей
Саврасова и Левитана вёсны.
Тропинка дальше в лес ведет и нас
Таинственно заманивает будто.
Сопровождают, ветками склонясь,
Хозяева-стволы во мшистых унтах.
И влагой полон снег, приняв, любя,
Иголок россыпь, листья и травинки.
Поверх весна – искусная швея
Теплом нашила бисеринки-льдинки.
Пришли. И вот уже костёр горит,
В дыму вальсируют снежинки пепла.
Гитара всласть мелодию творит,
И снова вера в чудеса окрепла!
*****
«Хозяева-стволы во мшистых унтах» - понравилось. И вообще, прочитать было приятно, автор смог передать читателю дыхание весны. Но излишне высокопарный слог, непорядок с запятыми, да ещё «идем» без «ё» в одной строке со «слёз» не позволяют поставить высокий балл.
4+4=8
9. "Спина"
Как много про глаза сложили песен.
Считается, что души в них видны.
А мне, друзья, гораздо интересней
взглянуть на человека со спины.
Следы от розог, плети под рубахой
частенько на спине у гордеца.
При этом у бегущего от страха
она бывает в шрамах и рубцах.
Пусть кто-то недовольно корчит мину,
когда звенят медали на груди.
Сверлить глазами и плевать на спину
нам могут только те – кто позади.
*****
За философскую концовку – спасибо, хорошо. Почему у гордеца на спине следы от розог и плети – это объяснимо и понятно. А вот «у бегущего от страха она бывает в шрамах и рубцах» - это уже не так ясно. От страха появились шрамы и рубцы? Или это он от страха убегает, а его опять же догоняют и бьют? Тогда уж лучше гордеца хлестать – за ним бегать не нужно. А вообще-то, лично мне неинтересно чужие спины разглядывать. Не в очереди же за хлебом стоим, в самом деле.
3+4=7
10. "Письмо дворника"
Твое явленье столь необычайно:
сижу в Фейсбуке – тут такая весть!
Короткий клик, разгадка старой тайны
(сварил лапши – и аж забыл поесть)...
... Футболка цвета школьного автобуса
дразнила память слишком много лет.
Свила гнездо в зеленой хвое глобуса
ты в тех местах, где обстоятельств нет
важнее чем апгрейд автомобиля,
ремонт зонтов и теннисных ракет.
Но что мне Запад? Что бы там забыл я?
Каких услуг вместительный пакет
в себя включает запах перегноя,
неисчислимость судьбоносных дум,
фасон небес немыслимого кроя
и русской речи повседневный шум...
Ты вся блестишь – на мне суровый ватник,
тебя ждет море – я сгребаю лед,
мне б отыскать эмоций релевантных,
нащупать связи – снова не везет!
Мы разных измерений пассажиры,
мы дальше загогулин инь и ян,
и не сведешь всем миром с антимиром
нас, разнополых разнопланетян.
Ну что ж, прими сюжетом неизбитым
(наличных нет – идей на миллион)
в ответ на фото твоего бисквита
сугроб в разрезе – торт наполеон...
*****
Однако, необычный дворник нам письма пишет )) «…свила гнездо в зеленой хвое глобуса
ты в тех местах, где обстоятельств нет» - это даже для странного меня чересчур. Перечитал дважды, остался в недоумении – что хотел сказать автор читателю?
3+3=6
11. "Мистерия"
За плоть мою замолвить бы словцо,
когда шагну к провалу мирозданья,
итожа жизнь, как школьное заданье.
Вглядевшись в смерти честное лицо,
ей прошепчу решение дилемм,
где спорят вычитание с сложеньем,
на ноль умножив строгое строенье
всех теорем.
Душа познает точку «никуда»,
отматывая плёнку невозврата
из закоулков райского ли сада,
из омута ль спокойного всегда.
И вот тогда у вездесущей «ци»
в Гольфстриме Леты, тени мановеньем
я попрошу, хотя бы на мгновенье,
листок мацы!
*****
Горе мне, непонятливому! Читал-читал, а глубиной замысла не проникся. Особенно «Гольфстрим Леты» меня ошарашил. А вот «итожа жизнь, как школьное заданье» - это правда понравилось.
4+3=7
12. "Принцы, розы, георгины"
И опять - август, звёзды и дождь,
в сне знакомом и полубредовом,
ты примчишься на утреннем скором
и в объятья мои упадёшь
долгожданной счастливой звездой..
Ускользает мой сон предрассветный
на планету с названием Лето,
где я прячу от явности злой
сердце бедной обманутой розы.
Принцу ближе сейчас георгины,
так зачем же с упорством наивным
я сражаюсь одна с токсикозом...
А сегодня - пророческий сон,
голос властный: - "Спасаешь планету,
вопреки всем досужим советам,
вертопрахству повес и поэтов,
пусть останется мир много/цветным.
Роза... мир должен быть населён!"
*****
Что-то есть в этом стихотворении доброе и позитивное. Не без огрехов, но понравилось.
4+4=8
13. "И так бывает"
Ну вот и наступили перемены,
Холодный ветер сменился теплым,
И день, ещё вчера обыкновенный,
Одет сегодня в цветные стекла.
И радуга от края и до края
Висит над нами полоской яркой
Я не придумала, а просто точно знаю,
Что это тоже твои подарки.
А облачко спешит мне улыбнуться,
Всегда со мной ты, мой зонтик лучший,
Мы одолеем луж смешные блюдца,
И если надо, разгоним тучи.
А перемены пусть привычно неизбежны,
Ведь солнце всходит всегда без спроса,
А день прошедший – уже валежник,
Что завтра будет –одни вопросы.
Но если закучкуются туманы,
И станет небо сплошной заплатой,
Не загрустим мы, и как ни странно,
Всё не попросим вернуть обратно.
Нам нравятся такие перемены,
И то, что ветер стал снова теплым,
И день, ещё вчера обыкновенный,
Одет сегодня в цветные стекла.
*****
День-валежник и небо сплошной заплатой – плохо, на мой взгляд. Не говоря уже про «всё не попросим вернуть обратно». При этом настроение стиха пришлось мне по душе.
3+4=7
14. "Тополиное"
Корнями цепляясь за рыхлую почву земли,
Бездонного неба глотаю ультрамарин.
Я – дерево...Тополь...
Рождаюсь после зимы.
Дышу каждой почкой и рты открываю им.
Баюкаю гнёзда ворон на ветвях тугих,
От хриплого грая сходя по утрам с ума.
Оставлю своё сумасшествие – для других...
Раздам поголовно к майскому...
Задарма.
Не спрятать в коре свою деревянную дрожь...
Сейчас бы ладони-листья, да белый пух...
Выпить до донышка светлый апрельский дождь,
И выпустить из гнезда стаю диких Рух...
*****
«Дышу каждой почкой и рты открываю им» - кому им? И последняя строчка царапает ухо и вызывает недоумение – почему птицы Рух? Просто в рифму пришлось?
4+3=7
15. "Животная разница"
Похоже, что карма моя – меченная.
За грешные души идёт торг без конца.
Пушистая кошка во сне лечит меня,
собака – охотится, вся дёргается.
Подставивший ногу, порой падает сам.
Все разные... быть или слыть первым зачем?
Собака, виляя хвостом, радуется,
а гордая кошка – всегда нервничает.
Казалось, словами больной мир не спасти.
И даже пытаться – чего ради? Ведь я
прочувствовал поздно, что суть в искренности,
есть новая песня и та – краденная.
В дыму сенсимильи – что мне сделается? –
надеялся: худшее всё – после, но нет!
Я в зеркале вижу пятно вместо лица,
не зная ещё, что оно подлинное.
*****
Меченая пишется с одной «н». С рифмами – просто беда. Концовка провальная. О чём стих – непонятно. Автор, соберитесь, ведь это же конкурс!
3+3=6
16. "Песня о Боге"
Бог поставит рюмочку, за него и выпью,
Бог пригонит дурочку, эх, и отлюблю!
А поможет с денежкой и ему отсыплю,
В золочёны куполки навестить пойду!
Говорят, мне женщины: Бог – Любовь всё это!
Возлюби ты ближнего, вроде, как себя!
Если злые помыслы, Бог наложит вето,
И не очень сложится жизнь или судьба.
Это, вроде, хорошо и спасибо Богу!
Не забыть бы запалить свечку как-нибудь,
Только правильную я выберу дорогу
И пойду лишь по прямой, сокращая путь.
Может песню запою, Бог ведь любит песни,
Птицы-то не зря поют с самого утра,
А уж птицы ближе всех к красоте небесной
И малиновая им ближе всех заря!
Уважают люди птиц, да и сам я птица,
Вон вороной средь людей белою слыву,
Это надо ж было так в белый свет явиться,
Чтоб смотреть лишь в облака, в неба синеву!
Ну, да ладно, Бог простит, что прожил вороной,
Есть людишки и козлы, свиньи тоже есть,
Птичий ум во мне живёт, служит обороной,
Если выдаст мне земля фирменную жесть.
Так что выпьем, наливай, братия и сёстры,
Вон весна к нам в души прёт, ох, и весела!
Пусть ветра гульнут сполна, прожигая вёрсты,
И заря поднимет ввысь алы вымпела!
*****
Ох, какой ядрёный стих. Алы вымпела - это хорошо, конечно, и птичий ум-оборона, и золочёны куполки (кого в них навещают?), и вето от Бога, и «прожигая вёрсты». Не иначе, это религиозная лирика. Фирменная жесть, вы меня напугали, автор.
3+3=6
17. "Меньше квакать – больше каши!"
Отсияла синева, зазвенели квакши,
Остудило марево на закате хмарь.
Бело-дымным кутано вид, глаза пленявший.
У природы – правила, нужно принимать!
Я приму с поклонами и погоды картами:
Сентябрями-мартами поиграю всласть!
...по зиме завьюженной (вороньё не каркает!)
На «поляну» вынесу козырную масть:
Трёхлитровку вишення с ароматом сливочным,
"Огонёк-хреновинку", заливных груздей,
Из угля печёночки...
Жив по божьей милости –
Знать, играю благостно, без дурных затей!
*****
Ещё один стих, который сложно читать, но ещё более сложно комментировать. «Остудило марево на закате хмарь», но мне не полегчало, не благостно мне как-то.
3+3=6
18. "От и до"
За спиной оставляя крошево
Из мгновений, минут, годов,
Я иду по осколкам прошлого,
Как предписано, от и до.
В обеспеченность из беспечности
Персональный маршрут ведёт.
Бесконечно гудят конечности,
Отдаляясь от пункта От.
Неуёмный и непокладистый,
Прошибаю преграды лбом,
Чтобы глянец минувших радостей
Поместить напоказ в альбом.
На лице залегают борозды,
Но достаток растёт зато.
Превышая лимит по скорости,
Добираюсь до пункта До,
Где уставшая плоть опустится
На колени, молясь в тиши,
А душа упорхнёт капустницей
Очищаться от слоя лжи.
*****
При всей незамысловатости и заштампованности образов здесь хотя бы видна мысль. И душа-капустница понравилась.
3+4=7
19. "Прятать шиповник"
Расцветает нежданный шиповник,
оплетает меня, как вьюнок.
Будто мне сумасшедший садовник
тайной страсти привил черенок.
Я боролся с ростками упорно,
но попытки, по правде, глупы -
у шиповника цепкие корни,
а на ветках густые шипы.
Не унять этой ласковой дрожи,
безрассудных поступков следы
нам не спрятать под вежливой кожей -
прорастут от тепла и воды
эти нежные петли на шее.
Мы выходим вслепую на край -
не спеши становиться умнее,
безумия не умаляй.
*****
В последней строке не хватает слога для ровного звучания. Шиповник как вьюнок - звучит странно. В остальном всё не так плохо.
4+4=8
20. "Весенние радости"
Ещё быть может будут холода
И талая весенняя вода
Застынет в лужах тонким слоем льда.
Но в сердце у меня уже весна,
И грудь моя от радости тесна.
И сам я весь, охваченный весной,
Прощаюсь с надоевшей тишиной,
По-новому смотрю на мир земной,
И улыбаюсь солнцу надо мной.
Я радуюсь весенней теплоте,
И неба голубого красоте,
И маленьким белесым облакам,
И на земле зелёненьким росткам.
Я радуюсь и солнечным лучам,
И по двору гуляющим грачам.
Я рад всему, что вызвано весной,
И только жаль, что нет тебя со мной.
Я радуюсь тому, что скоро май –
Зелёным станет мой любимый край.
И буду я ещё сильнее рад,
Когда приеду в мой цветущий сад.
В саду нарву красивейших цветов.
Я их дарить тебе всегда готов.
Я подарю тебе большой букет
И приоткрою мой большой секрет.
Ну а пока на улице ручьи,
И мы с тобой пока ещё ничьи...
*****
Надо полагать, это у нас лирика любовная. Не ужасно и не прекрасно, серединка наполовинку. Знаки препинания автор расставляет очень избирательно, как будто у него они в дефиците.
3+4=7
21. "Возможное"
Как трудно оторваться от земли,
От серого и мокрого асфальта.
Под звуки заполошенного альта
Не режут больше небо журавли.
Всё тяжелей держать в руке синиц,
Как символы несбывшейся надежды,
И мерить блекло-серые одежды
Несущих старость перелетных птиц.
Там не гремит уже оркестров медь,
Там гаснет день с забытыми стихами…
Листок с катреном сложен в оригами –
Тебе помочь пытается взлететь.
*****
Понравилось. И как звучит, и как сложено. Надежды-одежды не гут, а вот стихами-оригами уже лучше ))
4+5=9
22. "Предвкушенье"
Хотя ещё деревья в неглиже,
А свежеталое - сбирай лоханями,
Весна давно цветёт в твоей душе -
Всё ощутимей нежное дыхание!
А в акварельной прели без границ
Всё явственней тревожащие запахи.
И ярче и светлее от зарниц,
Зажжённых на востоке и на западе.
И ты поймёшь, что снова влюблена,
Пусть нынче март безбожно декабрится, но:
Зацвётшее в душе - приметный знак
Забиться в предвкушенье счастья птицею...
*****
Странное впечатление оставил этот стих. Вроде и неплохо, но чего-то не хватает для читательского восторга. И «акварельная прель» царапнула глаз.
4+4=8
23. "Апокалипсис"
…Ведь если планета очень маленькая, а баобабов очень много,
они разорвут её на клочки.
/Антуан де Сент-Экзюпери/
С этой планетой что-то не так.
Кружит над городом ядерный стронций.
Падает день в беспросветный мрак,
Гаснет усталое Солнце.
Смотрит с престола разгневанный бог
На мегаполиса рваные плечи:
То ли восстал из чистилища Босх,
То ли очнулся Малевич?
Чёрная, чёрная, чёрная смоль,
Смятых кварталов немые пунктиры.
Льёт апокалипсис огненный смог
В чёрные, чёрные дыры.
Ищет ответы Маленький принц,
Трудно ступая по рослым ухабам -
Значит, не выжил ни лётчик, ни Лис
В этой войне баобабов?
Значит, пять тысяч обиженных роз
Медленно канули в лету?
Тонет наивного сердца вопрос
В крике безмолвной планеты.
Время свернулось застывшим клубком
В чёрный космический ящик.
Только не спит и грустит ни о ком
В небе упрямый фонарщик.
*****
Не понравилось. Путано и бессвязно, Лис с заглавной, а Лета отчего-то с прописной. Апокалипсис – это явление, Апокалипсис ничего никуда лить не может. И прочие рослые ухабы очень напрягают, уважаемый автор.
3+3=6
24. "Я жутко не люблю нравоучений…"
Я жутко не люблю нравоучений,
И мне совсем не нравятся стихи,
О том, что плохо совершать грехи,
Не сдерживать в себе плохих влечений,
О том, что делать так-то нам не нужно,
А эдак делать никогда нельзя…
Я авторов хочу спросить: друзья,
Вы думаете, люди так послушны?
Когда младые девы в интернете
В претенциозных учат нас стишках,
Мне грустно и смешно: им о мечтах
Писать бы, да о вздохах на рассвете…
А, впрочем, и солидные поэты
Порой впадают в тот же самый грех
И поучают, поучают всех,
И мне, ей-богу, грустно видеть это.
Признаться честно, я и сам когда-то
Подобное однажды написал.
Потом сказал себе: пойми, нахал,
Поэт читателю быть должен братом,
А никаким не лектором вельможным,
И менторский тут тон не применим.
Коль сможешь, души рань стихом своим,
Но делай это всё же осторожно!
*****
Пусть сам я и не поэт, впаду «в тот же самый грех», что и «младые девы в интернете»: когда автору не нравится, что его поучают, ему не следует призывать других ни «ранить души осторожно», ни «быть читателю братом». Или хотя бы делать это менее серьёзным тоном.
3+3=6
25. "Неудавшийся блокбастер"
Увидишь титры на экране,
Считая - лента в монтаже,
Зал засвистит, а время встанет -
Как воздух в лопнувшей гортани -
Недосягаемо уже.
- Актер - бездарен! Снято плохо!
Сюжет - ни сердцу, ни уму.
Позор! Не фильм - а катастрофа!
А ты не в силах сделать вдоха...
- Позвольте, я пересниму?
...Но доктор вмажет непечатным,
И правду скажет шприц в груди:
Есть путь "туда", но нет - "обратно",
Из миллиона вероятных
Остался тот, что позади.
В холодном пламени заката
Замерзло небо, ты - один,
Пока цела "ума палата",
Глядишь из точки невозврата
На груды сбывшихся руин.
Кричишь, дурак? Не слышит мальчик,
Что был сто лет назад тобой.
- Живи - не так, полней и ярче,
Руби - сплеча, люби - без фальши,
Стремись, борись,, бросайся в бой!
Иди по грани тьмы и света,
Пусть даже мимо алтарей,
Но хоть кого-то в мире этом,
Пока в душе есть силы лета,
Своей любовью обогрей.
...Сыграв последнее стаккато
На бис - волшебники врачи!
- Твоё ли сердце, болью сжато,
Так оглушительно молчит?
*****
Это прекрасный стих – яркий, мощный, впечатляющий. Не хочу вдаваться в скучные детали, лучше перечитаю его ещё несколько раз с нескрываемым удовольствием. И в литдневник заберу, да ))
5+5=10
26. «Курдту К.»
Звуки ночью остры до боли,
их проявленья несносны.
Не играет погода роли
там, где грязью заляпаны сосны.
Это реверсный инженеринг
в день твоего юбилея.
Бледно слово, как сивый мерин,
В стойле топчется, выйти не смея
Зверь бессонный о прутья клетки
бьётся размеренно, гулко.
Зло скребутся гледичий ветки
в стены вымершего переулка
Шмаль и щупленькая фигура
могут ли вызвать восторги?
Пальцы, жёлтые от прокура,
звук из гитарной струны исторгли:
«Write some words». Чтоб зарифмовать их,
вырви слова из-под кожи!
И не важно, кого охватит
наша музыка, «если ты должен».
Нерв не лжёт. Надрывает мысли
ветер. Разгневаны крыши.
Мир по горло в грязь погрузился.
Динозавры охотиться вышли.
*****
Не понравилось. Мысль не вполне прослеживается, динозавры в финальной строке очень неожиданны, и это не комплимент. «Бледно слово, как сивый мерин» - лучше и не скажешь.
3+3=6
27. "Годива"
Голубя груди густо-жёлтой гривой,
Гневя главу горластых гульбищ голоском,
Годину гнёта горожан глуша грешком,
Гарцует голой гордая Годива.
Грум, грезящий Годивой горделивой,
Гостинцем Господа, гулявшей голышом,
Глотая глади грустной госпожи глазком,
Грешит гонимый гладом … граф гулливый.
Голубя гладкие границы глуби,
Гуляка горести графини губит,
Губами грев горячие глотки.
Гордыню горним градом гамм громя,
Гласят гарцующие голубки,
Гармонией греха гормя горя.
--------
*го’рний – небесный
*гулли’вый – разгульный, охочий до гульбы, праздности
*****
Как минимум, это интересно. Не знаю, чем автору так полюбилась буква номер четыре, но вышло достаточно авангардно. Серебряный век в хлебниковском восприятии, не иначе ))
4+4=8
28."Божья коровка, дай молока"
Война будет повторяться до тех пор,
пока вопрос о ней будет решаться не теми,
кто умирает на полях сражений.
Анри Барбюс
Тёплое лето. Алёшка успел загореть,
Мяч с пацанами гоняя весёлой гурьбой.
К речке бегут искупаться, ловить пескарей…
Вдруг чей-то крик: «Просыпайся, браток, ближний бой.»
Боги наживы ни вопля не слышат, ни просьб,
Взрывы орудий изранили облик земной.
Кровью сошла виноградная спелая гроздь,
Сад зашатался и рухнул, убитый войной.
Охнуло небо, нависло, как огненный ковш…
Кажется Лёшке: букашка ползёт под рукой.
Он её тихо спросил: «Ты ведь в небе живёшь,
Божья коровушка, жить мне, лететь за тобой?» *
Жарко солдату, во рту пересохло невмочь:
«Божья коровушка, милая, дай молока…»
Он обязательно маме напишет письмо,
Как здесь красиво, и дышится вольно у скал.
К отчему дому в мечтах подошёл невзначай…
Выстрел – и близко надвинулась светлая мгла…
Солнце держало парнишку на тёплых лучах,
Гладило сердце, которое пуля прожгла.
--------
*На Руси славяне издавна «гадали» с помощь коровки.
*****
Эпиграф Барбюса понравился. Больше мне приятного автору сказать нечего. На подобные темы следует писать только хорошие стихи.
3+3=6
29. "Что после?"
Для него это просто игра в пикник
на обочине мира – уже чужого.
По сюжету одной из любимых книг
он в запретную зону вернётся снова.
Вспомнит – небо срывалось сухим дождём
из осколков и пыли, гремели взрывы.
Под прицельным ударом был каждый дом,
чьи скелеты сейчас изогнулись криво.
Золотится зарёй городской каркас,
трафаретом впечатанный в стылый воздух,
тёмный свет в битых окнах давно погас –
миномётным огнём город-призрак создан.
Юный сталкер!.. Лихой покоритель зон!..
Он отсюда уйдёт бесконечно взрослым.
Счастье даром, для всех? А в ответ лишь сон:
Мёртвый город… ребёнок… война…
Что после?
*****
Неплохо, автор. Вот только «миномётным огнём город-призрак создан» - сомнительное утверждение. Я стрелял из миномёта, я знаю.
4+4=8
30. "Ответы"
Темно в прихожей, холод захлестнул.
Все остальное помню и не помню:
Измятая постель в одной из комнат,
Ключи небрежно брошены на стул,
Меня знобит, глаза твои темны,
Горячих губ блуждание по телу,
Волна переполняющих пределов,
Звенящие изломы тишины.
Ты после спишь, я льну к твоей спине
Прохладной, утомленной, мускулистой,
И клены прижимают руки-листья
К оконным стеклам, закрывая свет.
Сон не идет, мне снова нет тепла.
Бесшумно одеваюсь и на воздух
С твоим ключом иду. Ты спросишь после:
Куда ты выходила, где была?
Мы пили чай и ели, что припас
Твой холодильник в полутемной кухне.
Ты предлагал забыть дела и рухнуть
Вдвоем в постель, но город жаждал нас
Получше рассмотреть сквозь облака
Стремительного северного лета.
И нам казалось найдены ответы
К вопросам, что не заданы пока.
*****
Прекрасное, волшебное, проникающее в читателя произведение. Чистый восторг и высший балл.
5+5=10
31. "Фибровое"
В огромном, сытом брюхе антресолей
среди солений и компотов разных,
подшивок старых "Юность" и "Здоровье"
ютился чемодан, хранящий праздник.
A для меня, балованной не слишком,
он в детстве был, как чемоданчик мага,
а магом - папа, открывавший крышку,
где прятались под ватой и бумагой
нарядные, блестящие игрушки,
мерцающие волшебством и тайной.
Сначала, папа доставал верхушку
с налётом снегa- этот снег не таял,
потом шары, цветной шуршащий дождик,
гирлянды бус, фонарик из Китая -
я их носила маме осторожно,
но мысленно, от важности, взлетая.
Года летели - новый год за старым,
всё, как у всех - успехи, неудачи.
И если доживу до мемуаров,
то первым словом будет "Чемоданчик".
Очень достойный стих. Я был бы счастлив видеть в конкурсном лонге больше произведений такого уровня. Спасибо, автор!
5+5=10
Свидетельство о публикации №117040800115
почему Вы оценили на троечку технику моего стиха "От и до" номер 18?
Заранее Вам признателен. С уважением,
Виктор Воскресенский 09.04.2017 15:28 Заявить о нарушении
Для начала определимся с терминами. Под техникой стиха я понимаю не только пунктуацию и орфографию, но и весь инструментарий автора, все задействованные средства художественной выразительности. Проще говоря, вопрос "как это написано?" в моём понимании относится именно к технической стороне процесса, а вопрос "о чём это написано?" - к содержанию, смыслу, мессиджу в адрес читателя. Следует понимать, что обе оценки субъективны, но первая в меньшей степени.
Произведение "От и до" мне понравилось, хотя лидерам лонг-листа оно уступает на порядок. Послание автора читателю достаточно тривиально, но мысль не петляет, всё изложено последовательно и логично. Оценка "хорошо", четыре балла из пяти.
Теперь несколько слов о технике. Орфографических и пунктуационных ошибок я в тексте не нашёл. Уже неплохо, не все конкурсанты свои стихи перед публикацией проверили. Далее вопросы по пунктам:
1. "беспечности-конечности" - слабая грамматическая рифма. Это допустимо, если оправдано эффектом выразительности. Но в данном случае такого эффекта не наблюдается.
2. "бесконечно гудят конечности, отдаляясь от пункта От" - здесь и "бесконечно" с "конечности" довольно комично сочетается, и сами конечности словно бы отдельно перемещаются. Это вызывает улыбку, как "пить чай из подстаканника".
3. "чтобы глянец минувших радостей поместить напоказ в альбом" - это не ошибка, но фраза более чем неловкая, я такое писал классе примерно во втором. Ровно то же самое могу сказать про фразу "на лице залегают борозды, но достаток растёт зато".
4. И вот стих дочитан до финального катрена.
Где уставшая плоть опустится
На колени, молясь в тиши,
А душа упорхнёт капустницей
Очищаться от слоя лжи.
Ещё раз повторюсь, по мысли всё логично: человек пришёл в пункт До, его тело устало, душа рассталась с телом и упорхнула. Но "плоть опустится на колени, молясь в тиши" - это очень плохо, совсем никуда не годится. Человек может встать на колени, плоть не может. И молиться плоть не может, ни в тиши не может, ни в шуме. Это примерно как сказать "самка Homo Sapiens Аглая Немоглаева стала губернатором Тмутараканской области". Про "душа упорхнёт" тоже можно высказаться на предмет правдоподобия, но как-то это уже в традиции, так выражаться.
Итого - оценка за технику "удовлетворительно", три балла из пяти.
Это я Вам, Виктор, как технарь технарю говорю, не обессудьте. Не с целью поглумиться, отнюдь. Мои собственные стишки пока не слишком хороши, но я продолжаю учиться, и надеюсь на лучшее.
Спасибо Вам за участие в конкурсе. Счастья Вам и успехов!
С уважением,
Жиль
Жиль Де Брюн 09.04.2017 18:25 Заявить о нарушении
Приятно было с Вами познакомиться и пообщаться.
С признательностью и уважением,
Виктор Воскресенский 09.04.2017 19:39 Заявить о нарушении
Жиль Де Брюн 09.04.2017 20:34 Заявить о нарушении