Письма из Сирии часть 7
17 июня 2012
Привет!
Сувэйда, теперь многие люди ночью взбираются на свои крыши и вглядываются в запад ... Когда солнце садится, исчезая вдали, последние лучи зажигают огни на скалах Ладжат, что похоже на фейерверк. Но сегодня, те, кто посещает это шоу не могут больше смотреть на запад с радостью. Они видят тысячи точек света - и это не солнечные блики, это следы минометных снарядов, которые преследуют и убивают ещё совсем молодых людей, в расцвете сил.
"Боже, благослови их, - шепчет женщина. - Боже мой, защити этих молодых людей!"
Если её спросить: за каких конкретно "молодых людей" эта молитва - она не сможет найти подходящий ответ. Её настоящий сын не попал на скалы Ладжата, но он и не ушел в армию, защищающую режим. А в его городок идут гробы драпированные флагами двух звезд: что означает, что погибшие были на стороне режима, а не защитниками достоинства сирийского народа.
Многие люди наблюдают теперь, как бомбы падают с оглушительным воем на Ладжат, на его скалистые ущелья, простирающиеся между Деръа и Сувэйда. Священное место, связанное в их памяти с героизмом предыдущих поколений.
Там, на скалах, их предок Ибрагим эль Хаджар победил великую армию Ибрагима-паши, две сотни лет назад. В тех пещерах, как это многим известно, горцы меньше ста лет назад дали достойный отпор французской колониальной армии.
Сувэйда, которая произвела на сет две трети сирийских мучеников освобождения, теперь замерла в одиноком ужасе. Где её молодежь? Большинство из них давно эмигрировали в поисках заработков на жизнь.
И здесь ещё помнят, как незадолго до Сирийской Весны, президент прибыл к ним в гости. Он заходил в дома, его угощали семейным обедом. Он раздал деньги бедным крестьянам, а затем он вернулся в свой дворец, оставив у обычных людей сказки о его скромности, его щедрости, его любви к друзам* ...
Друзы составляю в сегодняшней Сирии менее чем полмиллиона. Они живут в страхе. Их опасения не напрасны - насилие со стороны режима падает на их, как только они поднимают свои головы. Это немые свидетели происходящего в стране. Тем не менее, помня героическое прошлое, основываясь на национальных приоритетах, многие из их детей участвовали в мятеже и в Дамаске, и в Деръа, - в основном это студенты и интеллигенция. И жены их не соответствуют представлению о покорных женщинах востока.
Они собрались в субботу вечером на площади Факела. Они несли большие плакаты. Было ясно - это попытка напомнить за блокаду сирийских городов, где в эту минуту умирали дети. Отцы и матери взывали: защитим детей Хуле, где нет ничего кроме страха перед готовящейся резнёй. Они напоминали всем, что сегодняшнее молчание в будущем принесет свои горькие плоды, и все кто понимают слово, должны им воспользоваться.
Это не просто принять участие в митинге в Сувэйда без потасовки с шабиха или конфронтации с службами безопасности. Очевидно, что шабиха поняла сей низовой (женский) протест. Есть вещи которые на это указывают. Так, в субботу, в то время как женщины махали, как обычно, плакатами, неожиданно в толпе появился босой молодой человек, который пытался вырвать транспаранты, перебегая от одной женщины к другой. Вначале он кричал: "Наша жизнь, наша кровь принадлежат Башару!", потом подросток словно запнулся, словно сменилась пластинка в его голове, и послышалось другое скандирование: "Нам нужно три вещи: Бог, Сирия и Ты!"
Однако женщины защитили плакаты. Они вытолкали юношу. Тот направился к небольшой группке шабаха, требуя: разогнать женщин. Но несмотря на весь ужас происходящего в матриархальном Сувэйда, где традиции сильнее, чем закон, где запросто невозможно ударить на улице женщину. Потому шабиха, понимая, что если они рискнут атаковать женщин, тут же незамедлительно последует реакция: против них поднимется толпа не только противников режима, но и обычных горожан, короче, они так и не посмели поднять руку на женщин.
Протестующие запомнили этот день, когда они не испугались и настояли на своем движении, - навсегда, даже сильнее, чем в день памяти героической женщины друзов - Бустан Шельгин. Это имя не упоминается в книгах по сирийской истории, которые заинтересованы прославлять только мужчин. А Бустан был мужественной женщиной, которая переодевшись в мужское платье по ночам на лошади развозила хлеб и воду воюющим с французами революционерам, причем продукты она покупал продавая собственные драгоценности.
Сегодня женщины не остановится пред трудностями в помощи и поддержке своего народа, и их героизм скоро принесет свои плоды: независимой и свободной стране.
* в 1954 г. друзы пытались устроить в Сирии военный переворот. И хотя, это дело прошлое, воинственный дух друзов ещё даёт о себе знать.
=====
18 июня 2012
Привет ...
Сегодня Куйя - город-призрак. Его жители не спали прошлой ночью. Дети запуганы, магазины закрыты, улицы погружены во мрак, молодежи нет. Вечером все прячутся по домам. Закрывают жалюзи и ставни. Они готовятся к новой ночи террора.
Вчера, город был обстрелян из минометов.
Молодежь кричала: "Мусорщики! У вас нет здесь сторонников! Ваши атаки не поддерживают даже свои!" Снаряды рвались на въезде в город, не разбирая: гибнут свои или враги. Пивзавод был сожжен. На следующий день, сторонники обстрела везде трубили, что поджигателями были "салафиты, которые ненавидели пиво." Но руины, вызванные шквальным минометным огнём никого не могли ввести в обман. ... Даже послушав свидетелей, становится очевидно: атаковавших предместья не волнует ни государственная собственность, ни жизни сограждан.
В час ночи с мечетей стал подниматься " Аллах Акбар ". Они умоляли Бога спасти бедных людей. Но Бог не реагировал. Бомбардировки продолжались до 5:00 утра.
Мужской голос взывал с мечети, обращаясь к офицерам в Массакене, алавитских окрестностях, рядом с Куйя: "Вы, офицеры, которые видели, что мы не вооружены. Единственное наша требование: свобода и соблюдение нашего достоинства. Возьмитесь за ум! Измените положение вещей. Прекратите поддерживать Асада! Этот человек хочет уничтожить страну!" Этот голос был громким и четким. Жители Массакена притаились за окнами в ожидании. И один из офицеров, поддерживавших президентскую семью, поднялся на крышу дома со стороны Куйя и разрядил весь ствол в воздух...
На следующий день в разгромленном городе работало лишь несколько магазинов. У витрины одного остановилась женщина, которая перебирая кучу увядших листьев, пыталась отобрать уцелевшие овощи, годные в пищу: "я могу взять?" - попросила она владельца.
Эта женщина пришла в Хомс три месяца назад в поисках мирного неба и достойной жизни. Бомбардировки украли последний сон: где найти безопасное место, где прокормить своих детей. Ей некуда идти. Вялые листья салата и гнилые помидоры, да еще брошенный сердобольным хозяином кусок посоленного хлеба - это все....
В восьмидесятые годы, у нас было трудное время. Наша мама готовила нам из дня в день одно блюдо - фатуш. Салат из жаренных кусочков лаваша с добавлением овощей. Подавая его на стол, она преувеличенно хвалила блюдо: "Тот, кто изобрел фатуш, безусловно жил в Сирии " ...
=====
19 июня 2012
Привет,
Чтобы ответить на ваш вопрос о выезде алавитов из Куйя, который для них давно был словно дом, то вот что они говорили сами на это:
- Я теперь в Тартусе.
- Мною арендован дом в Баб Тума.
- Я теперь перебрался в Массакен, прямо к зданию "президентской гвардии".
Почему они ушли? Это долгая история. Я постараюсь подробно рассказать Вам в следующем письме.
Если вы хотите избежать религиозной промывки мозгов, нужно обратить внимание на "смешанные пары". Вот о Самер. Я спрашиваю его о его жене - Рана. Он ответил, что она оставила его после того, как он смирился со всем этим унижением. Она сказала: "Когда я захочу замуж - то выберу алавита."
Вспоминаю Тауфик, молодого человека , из деревушки на побережье. Он никогда не был склонен к религии. А теперь я узнала, что его избили и он в больнице, и изуродовали его жители его же деревушки, потому как он был не их веры, а следовательно помогал «террористам». Как и многие другие до него, Тауфик оставит свою деревню фанатиков под Дамаском. И однажды, я встречу его имя на странице Face Book среди тех, кто поносит режим и оскорбляет сектантство. И это возможно будет в Бейруте, или Каире, но, возможно, еще дальше ...
Гьат живет в одной из деревень, окружающих Аффе. Алавиты из близлежащих селений пошли осаждать центр города, подстрекаемые башаровскими культурными деятелями, таким как художник Башар Исмаэль, считающийся вторым комиком страны. Он никогда не переставал заявлять: "Никто не имеет право спрашивать со священной армии-защитницы нашей Родины: как она зачищает террористов ... Вы, храбрые люди Кардаа*, не позволяйте международным наблюдателям войти в аль-Аффе. Никто не имеет право требовать счет с нашей священной армии! "
В то время как люди из его деревни и члены его рода осадили город, разрушая его и не позволяя женщинам и детям покинуть его, сам Исмаэль с друзьями потихоньку покинули город вместе с семьями.
Говорят, что мужчина попросил жену покинуть дом, чтобы навестить её семью. Потому что он боялся, что жена донесёт шабаха на мужа... В её отсутствие он приютил двух женщин с детьми, на время пока ему удастся организовать им безопасный коридор для выхода из города. Этим женщинам он сообщил, что хочет бежать как только поможет им. И тут одна из женщин спросила его в упор: «Вы алавит?" Он признался: да. Чуть только они услышали это: да, как обе женщины упали на колени, прижимая к себе детишек, сквозь слезы они просили: «Мы ничего не сделали вам! Не делайте нам больно! "
Человек, который провел десять лет в тюрьмах режима за призывы к демократии в восьмидесятых годах, также начал плакать. "Этот момент был самым ужасным из тех, что мне довелось испытать в жизни", - говорил он позже другу.
Таким образом, можно бесконечно множить рассказы о взаимном страхе между суннитами и алавитами. И этот разрыв всё увеличивается ... у меня будет возможность вернуться к этому ...
* деревня в северо-западной Сирии, населена преимущественно алавитами рода Асада, основана черкесами Сирии, с черкесского : "добро пожаловать"
=====
20 июня 2012
Дорогой друг, привет.
Изменение демографической карты Дамаска происходит с головокружительной скоростью. Квартал реально разделяются по конфессиональном признаку. Тем не менее, многие не могут покинуть свои дома. Другие отказываются подчиняться такому порядку. Они цепляются за свои жилища, до тех пока пока новая реальность не врывается в их двери новым порядком.
Вы помните нашу подругу Сахар? Помните, она живет в неформальной зоне урегулирования. Вчера она позвонила мне и рассказала:
- Каждую ночь мы выходим женским обществом попить кофе, пока детишки играют. Говорим о разном, и лишь изредка о политике. Дети тоже. Но в эти дни, печали и тревоги ни о чем другом говорить не хочется. Только об этих стреляющих по нашим домам людях. Каждую ночь. Никто не может уснуть. И это входит в привычку - бессонница."
Она поведала мне, что случилось несколько дней назад:
"Нас пять женщин, от четырех конфессий, из четырех совершенно разных регионов. Но мы живем вместе, потому что нет денег, чтобы купить дом в другом месте. Сегодня, мы не можем оставить наши дома, даже если крыши станут падать на наши головы. Нам некуда идти. Мы говорили о наших надеждах на достойную и безопасную жизнь для себя и детишек... Неожиданно тема перебросилась на семью президента и его клику. Ещё несколько месяцев, поверишь, ни одной бы не пришло в голову принять идею отстранения Башара аль Асада. Но сегодня вечером , мы говорили о происходящем: убийствах, шальных пулях, похищениях людей, снайперах ... Мы говорили об издевательствах солдат над манифестантами, сиротами и вдовами, о том что мы не можем рассчитывать ни на какое нормальное будущее ... И вы мне поверите? В конце, когда был задан вопрос о решении наших проблем, то все был единодушны: он должен уйти. "
на плакате надпись
"Мы христиане на протяжении 2000 лет. Мы мусульмане для более чем 1400 лет. Но мы, сирийцы уже более 10000 лет" (Al Tall, 01.04. 2012)
© Copyright: Татьяна Ульянина-Васта, 2014
Свидетельство о публикации №114073104781
Свидетельство о публикации №117040705783