Как вычислить звезду? Олимпиада теоретиков в Рязан

Завершилась II Открытая областная теоретическая олимпиада. Первый весенний
день 2017 года стал для всех ее участников новым этапом в жизни: для
преподавателей – профессиональным, для учащихся – предпрофессиональным. Одна из
самых главных целей олимпиады, поставленной Организационным комитетом – не дать
угаснуть интересу к музыкальным знаниям, основе и фундаменту обширного
музыкального мира. Кто завтра придет в учебные аудитории на вступительные
экзамены и сможет обучаться на отделениях Рязанского музыкального колледжа?

От того времени, когда музыка была наукой, нас отделяют
тысячи лет. Пифагор, Платон, Аристотель были учеными-музыкантами. Учениям о
гармонии – основе мироздания, и гармонии, как основе воспитания, посвящены
древние трактаты.

За сотни и тысячи лет представления людей о мироздании
менялись, расширяясь и углубляясь. Любопытство и исследовательский азарт
приводили к ошеломительным открытиям. Кто-то звезды зажигает, кто-то может их
вычислить. Увидеть и услышать «звезду» на сцене легко – по голосу, по пластике,
по виртуозной координации. Куда труднее разглядеть, расслышать, почувствовать
незвездные движения рождающихся мыслей. Альберт Эйнштейн сформулировал это так:
«У природы очень тихий голос, а у меня очень хороший слух».

 Музыкознание,
музыковедение – область знаний, связанная с исследованиями: вычисления,
эксперименты и расчеты ведут в архивы библиотек и в те же концертные залы – смотреть,
слушать, анализировать, эмоционально переживать освоенное.

Рязанский музыкальный колледж им. Г. и А. Пироговых – живой
музей истории и теории музыки. Первым его директором был С.А. Заливухин. Он
работал как хормейстер и теоретик. Здесь учились Ю.Н. Холопов и В.Н. Холопова,
профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского,
авторы фундаментальных исследований во многих музыкальных областях, профессор
В.А. Васина-Гроссман – Заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор
искусствоведения, автор музыковедческих исследований.

Сегодня музыкальная наука является востребованной областью необъятного
музыкального мира, так мало исследованного в своей новой и особенно новейшей
музыкальной истории. Музыкально-педагогические методики
преподавателей-теоретиков в условиях стремительных изменений последнего времени
стремятся к соответствию современным кадровым запросам.

Проведение Олимпиад – проверенная временем форма работы для
преподавателей и учащихся всех ступеней обучения. Прошедшая в Рязани
теоретическая олимпиада уже третья по счету, если учитывать проведенную в 2002
году Всероссийскую Олимпиаду по истории и теории музыки под патронатом Ю.Н. и
В.Н. Холоповых, за ней последовали две областных.

Подготовка к теоретической Олимпиаде 2017 года заняла
несколько месяцев. Рабочая группа ПЦК «Теория музыки» Рязанского музыкального
колледжа подготовила задания для участников, состоящие из разнообразных форм
работы по сольфеджио и музыкальной литературе: музыкальные диктанты повышенной
сложности, слуховые гармонические задания, кроссворды на знания музыкальной
терминологии, музыкальные викторины и тематические вопросы.

В теоретическом состязании приняли участие учащиеся
музыкальных школ и школ искусств города и области. Лучшими себя показали дети
ДМШ №1 им. Е. Д. Аглинцевой г. Рязани: Кузнецова Елизавета, Долгишева Елизавета
и Воробьев Никита, учащиеся ОДШИ при РМК им. Г. и А. Пироговых Бастрыкин Иван и
Боронин Николай, выступавший сразу в двух номинациях и получивший Гран-При в
номинации «Музыкальная литература». Обатурова Елизавета из Чурилковской ДШИ и
Таскаев Михаил из ДМШ г. Касимова также получили звания лауреатов 1- й степени
в номинации «Сольфеджио».

Победителями и обладателями звания Лауреат 1- й степени
теоретической олимпиады в номинации «Музыкальная литература» стали: Кымак
Надежда филиала рп Гусь Железный Елатомской ДШИ и Липатова Дарья Искровской
ДШИ.

От души поздравляем преподавателей, подготовивших олимпийцев.
Фролова О.Ю. блестяще подготовившая Боронина Николая, обладателя Гран-При, в конце
прошлого года сама стала Лауреатом 1-й степени на Всероссийском педагогическом
конкурсе «Арт-сценарий» в Институте развития образования Республики Татарстан.

Преподаватель ПЦК «Теория музыки» РМК и УКП при ДМШ №1 им.
Аглинцевой Козлова Е.Ю. в течение многих лет является одним из самых
востребованных преподавателей-теоретиков в Рязанской области, проводит
мастер-классы (последние в Сапожке и Новомичуринске). Е. Ю. Козлова активно
готовит своих учащихся к обучению в колледже, а студентов колледжа разных
специальностей в вузы. На прошедшей олимпиаде ее ученики заняли три первых
места в номинации «Сольфеджио», одно третье и еще были участники.

Блестящие педагогические результаты у преподавателя ОДШИ при
РМК им. Г. и А. Пироговых Черничкиной Т.А. – два первых места: учащийся ОДШИ и
учащаяся Чурилковской ДШИ. Межрегиональные связи между учебными заведениями и
преподавателями укрепляются благодаря выступлениям наших преподавателей на
методических объединениях.

Лауреатов 1-й степени теоретической олимпиады в номинации
«Сольфеджио» также подготовили преподаватели Щербакова М.Н. – ДМШ г. Касимова и
Стрыгина Л.А.  – ДМШ им. Аглинцевой. В
номинации «Музыкальная литература» лучшие результаты показали учащиеся Бирюковой
С.С. филиала рп Гусь Железный Елатомской ДШИ и Потехиной Н.И. Искровской ДШИ.

Председателем жюри II Открытой областной теоретической
олимпиады была приглашена доцент кафедры теории музыки Российской академии
музыки им. Гнесиных, кандидат искусствоведения Преснякова И.А., поводившая свой
мастер-класс в РМК в прошлом году для преподавателей теоретиков. Она выразила
надежду на расширение границ общения преподавателей и учащихся, что важно для
дальнейшей совместной работы.

Интерес к мероприятиям, подобным Областной теоретической
олимпиаде всегда довольно высок. В этом году порадовало, что «мужская
составляющая» по сравнению с прошлыми годами растет. Похоже, намечается
тенденция «качать» музыкально-интеллектуальные мускулы.

 Навыки навигации в музыкальном
космосе продолжают осваивать преподаватели-теоретики и их учащиеся. Теория
музыки – фундаментальная наука, прочно утвердившаяся во времени, ее прикладные
характеристики многомерны. Феномен музыки как науки и как искусства ждет своих
исследователей. Главное, за деревьями видеть лес, за волнами – море, за
интервалами и аккордами – гармонию музыкального космоса. Кому-то достаточно
одной победы, чтобы стать звездой, на время. А кто-то пойдет дальше, открывая
«белые пятна» музыкальной вселенной и вычисляя звезды, пока не видимые глазу
остальных.

Организационный комитет и жюри Олимпиады-2017 не завершили
свою работу с вручением наград ее победителям и участникам. Аналитический  этап по выявлению типичных ошибок и новые
предложения «на вырост» - это взгляд за горизонт, туда, где сегодняшние
участники теоретической Олимпиады станут учащимися ОДШИ при РМК им. братьев
Пироговых и абитуриентами, как теоретического отделения, так и других
специальностей Рязанского музыкального колледжа, прочно держащего высокую
планку одного из лучших в России.


2017 г


На фото: теоретик РМК Е.Ю. Козлова


Рецензии