Леонардо - картины
Алхимия времён – сметает сроки,
алхимия искусств – сметает Время;
в неслышимой тиши «Мадонна в гроте»
закутана в пророческую темень.
Играют Дева и Дитя с цветочком.
а мир вокруг – бушует и грохочет.
Христос на Тайной вечере – печален,
и страшным напряженьем воздух полон…
Но Дама улыбнётся в тёмной дали
сквозь Хроноса властительные волны;
за Лебедем присматривает Леда,
Креститель на холсте – подобен Вакху…
И каждый холст – как вечная Победа
на грани восхищения и страха.
1
Алхимия времён сметает сроки –
и вот пришла пора сдавать экзамен
учителю – Андреа дель Верроккьо –
ваятелю с орлиными глазами.
– «Крещение» уже почти готово;
что ж! – Ангела пиши у ног Христовых!
…И вот, на фоне сцены театральной,
где поднял Иоанн над Богом ковшик,
явился Вестник, нежен и кристален,
совсем живой – прелестен и роскошен!
Создатель «Коллеони» и «Давида»
стоит, и в изумленье чешет темя:
зашла его художества планида –
алхимия искусств сметает Время!
2
Алхимия искусств сметает Время,
а женский взор – спокойно-бесконечен;
и вечер, зачарован, молча дремлет
за нежною Джиневрою де Бенчи.
…Архангел Гавриил склонён в поклоне,
божественную весть неся Мадонне:
прекрасный лик исполнен странной тайны,
персты благословляют лоно Девы,
и ветвь белеет светлыми цветами,
и льётся тишина за каждым древом;
струятся складки тканей вечной речью,
молчанье спит в оставленной работе…
Придёт пора – дорогой встретит нечто
в неслышимой тиши Мадонна в гроте.
3
В неслышимой тиши Мадонна в гроте
увидела младенца Иоанна.
Архангел Уриэль в своей заботе
святого охраняет неустанно.
И жест его заметит каждый зритель:
«Вот будущий Пророк! Сюда смотрите!»
А тот с молитвой тянется к Младенцу,
и Сын-Господь его благословляет…
И льётся в Палестину свет Фиренцы
пролом скалы дыханьем наделяя.
А Дева их ласкает нежной дланью,
с улыбкою застыв над ними всеми,
храня своё священное молчанье,
закутана в пророческую темень…
4
Закутана в пророческую темень,
Чечилия глядит за грань картины,
и эта мгла, подобная поэме,
ласкает мир пуховым палантином;
(зверёк фуру в руках от ласки тает,
обозванный зачем-то «горностаем»)…
О ангел кареглазый – Галлерани! –
прелестный страж в девическом обличье!
Скажи нам: что ты видишь – там, за гранью?
иль, может быть, тебя любимый кличет?
Иль, может, по головке гладит Вечность?
и ты глядишь, и видится воочью
картина, где, весь мир очеловечив,
играют Дева и Дитя с цветочком?
5
Играют Дева и Дитя с цветочком –
какая симпатичная икона!
Мадонна приласкать Младенца хочет,
хоть, в сущности, Сама ещё – Ребёнок.
Она земной цветок хранит ладошкой,
и Свет небесный льётся из окошка…
В устах таится милая улыбка,
ну а Господь – младенчески-серьёзен;
и веет благодать на этих ликах
и нет причины думать об угрозе.
И Время, точно скованное лаком,
мурлычет, словно кошка ближе к ночи…
Покой покрыт уютным полумраком…
– А мир вокруг – бушует и грохочет.
6
А мир вокруг бушует и грохочет
кровавою растравою палимый…
Среди пустыни кроется, пророча,
измученная тень Иеронима.
Он борется с греховными тисками,
себе вонзая в грудь саднящий камень!
Пусть это не картина – подмалёвок,
живой мертвец, лишь язвами богатый,
но в нём воспряло огненное Слово
латинскими глаголами Вульгаты!
И лев ручной поблизости улёгся –
(монахи на зверюгу зря ворчали)…
И горестен евангельский пролог сей:
Христос на Тайной вечере – печален…
7
Христос на Тайной вечере – печален
каким-то неземным, нездешним горем…
Предвестье Смертных мук – уже в начале,
и приговор Иуде – проглаголен.
И всех слова Спасителя объяли,
и спрашивает каждый: «Кто?! Не я ли?..»
Картина их – гармонией объята,
просчитана их трапеза святая…
И всё же – болью полнится палата,
и фрески осыпь – за сердце хватает!
И сей пасхальный пир, увы, – не светел,
и предан Город – ложью и расколом!
…Уже готов пропеть заветный петел
и страшным напряженьем воздух полон…
8
И страшным напряженьем воздух полон,
когда сраженье – в бешеном разгаре:
оружием гремят просторы дола
в пыли кровавой свары при Ангьяри!
И всадники и кони перед нами
сплелись в бою за брошенное знамя!
Волной идут миланские отряды,
но маленькою лавой – флорентийцы
ворвались в гущу вражеской громады,
и яростью полны сердца и лица!
– Синьория желает видеть битву?
так вот она: страшнее не видали!
…Но высшей Тайной сумерки омыты,
но Дама улыбнётся в тёмной дали…
9
Но Дама улыбнётся в тёмной дали
видением – на грани сна и яви;
и тени – глубиною плоти стали,
улыбкой стали красочные плави.
Не мы живём – она глядит, живая,
а мы из бездны тщетно к ней взываем!
Кто вы? Елизавета Герардини,
что замужем за Франко дель Джокондо?
Иль это вещий Мрак из тайных линий
явился к нам – космической иконой?
Превыше мастерства, превыше славы,
украденный из Рая дух безмолвный –
глядит она с улыбкою лукавой
сквозь Хроноса властительные волны!..
10
Сквозь Хроноса властительные волны
глядит старик, подобный Океану;
и он не солью – мудростию солон,
в себя вобрав столетия и страны.
Постигнув сущность воздуха и плоти,
пронзает Время новый Аристотель!
В сухой странице вихрями сангины
загадочного Старца соткан очерк;
и все его открытья и картины
зеркальным шифром Будущность пророчат!
Седой знаток космического лада
он Прошлое и Вечное изведал!
…И грезится воскресшая Эллада:
за Лебедем присматривает Леда…
11
За Лебедем присматривает Леда:
потерянный шедевр – картина-призрак!..
На копии смотря – не сыщешь следа –
богиня не откликнется на вызов.
Ей некогда – напрасно не зовите;
к ней ластится поверженный Юпитер.
Властительница пламенного плена –
сама внимает ласковому кличу.
Настанет срок – Прекрасная Елена
из тонкой скорлупы родится птичьей.
Истают краски, дерево истлеет,
но снова миф рождается из праха.
Какая вера мастеру милее?
– Креститель на холсте – подобен Вакху!
12
Креститель на холсте – подобен Вакху,
и нежный лик противен ригористам.
Так что ж? Савонарола кончил крахом –
и на костре, на площади, горит он.
В очах икон – аттическая прелесть
и это – новый облик, а не ересь!
И крест в руке Пророка сходен с тирсом,
а крой верблюжий – с барсовою шкурой,
и хочется скорей бежать на пир с ним,
оставя своды готики понурой.
Смешение времён! Смешенье веры –
и с Господом, и с Космосом беседа!
И каждый миг – уход от жизни серой,
и каждый холст – как вечная победа!
13
И каждый холст – как вечная Победа
над Временем, и тлением, и смертью…
Апокриф нам художником поведан
и если веры хватит – значит верьте!
И длится бесконечное явленье:
и Анна держит Дочку на коленях
А Та опять к Спасителю склонилась,
а Он, играя, – агнца в ручках вертит.
и в этом – и судьба Его, и милость:
в тиши сокрытый символ Крестной Жертвы.
И время в этой капсуле застыло –
над ней невластна греческая Пряха.
…А мы следим полёт нездешней силы
на грани восхищения и страха.
14
На грани восхищения и страха
мы входим в мир его, в пределы Тайны…
И лишь слегка горчит, как жжёный сахар,
ночная полутьма – и утром тает.
И жизнь течёт – ступенями в Шамборе –
спиралью в бесконечном коридоре.
Задумался о чём-то мастер старый
в тени, над нескончаемым потоком,
и Время гладит волны у Луары;
и помнится о вечном и высоком.
Так стоит ли «бояться Леонардо»?
труды его темны, но не жестоки.
Венок сплетён – и в этом есть отрада:
алхимия времён – сметает сроки!
Свидетельство о публикации №117040710683