Концепции развития

             
        Концепции развития поэтического литературного процесса в России
 

        Требование освоения поэтами поэзии реализма направило, начиная с 1892 года, литературный процесс в России по нескольким параллельным путям.

 

        Основных ветвей развития литературного процесса было три:

 

    1) Освоение реализма Пушкинской традиции с ориентацией на простоту, ясность, фольклор и хороший художественный вкус, оно обращается к сознанию, использующему дедукцию и индукцию как методы познания и создания художественных образов.

 

    2) Освоение реализма через символизм с ориентацией на мистические переживания всеединения Вечной Женственности, создание множественных систем собственных языков, в основном, отвечающих запросам символического и указательного языковых полей. Определённо, система символизма, используя подсознание и обращаясь преимущественно именно к нему, зачастую, и особенно на первый взгляд, сознанию представляется говорящей на непонятном ему языке, очень сложной и путанной. Система символизма является неосознанной, подсознательной, но доступной всё же мышлению человека. Символизм пользуется операциями взаимоподмены понятий (системы дополнительных значений, снимающих основные) и сворачивания образа (по принципу: микрокосм имеет ту же структуру и подобие, что и макрокосм т.е. используя фрактальность, энергетические голограммы состояний или символы-аккректоры), суггестии-внушении при создании художественного образа, ассоциации (мышления, основанного на глубинной принципиальной связи всего существующего и действующего во Вселенной и в человеке), и идентификации (идент-символах идей).

 

     3) Освоение реализма через предложение, как основную единицу построения стиха с ориентацией на редкие языковые, в частности, синтаксические явления, слова, значения, на создание редких, раритетных, экзотичных, вызывающе вычурных стихотворных форм, конечно, в большинстве случаев, неосознанное. Причём, категория художественного вкуса очень сильно страдала от этих опытов конструктивизма и неоформизма в достаточно широком пределе, вплоть до полного его отрицания.

 

        Даже попытки полного отрицания культурной традиции, предпринятые кубо-футуристами, подчиняются в своём опыте всё тем же трём основным направлениям развития поэтического литературного процесса.

 

        У различных авторов, даже одной литературной школы, не говоря уже о представителях различных школ, наблюдается значительное смешение влияния этих трёх основных путей соответственно с доминированием одного из них или сложной компенсацией, сложного их единства, но ограниченного определёнными различиями в критериях и концепции общего художественного вкуса, в уровне развития гармонии динамичного равновесия творчества.

 

        Если Пушкинская традиция представляет собой значительно определившееся магистральное направление литературного процесса, то Символизм как путь был реализован лишь частично, и он может преподнести ещё не мало новых открытий и откровений. Путь создания больших синтаксических единиц находится пока ещё в очень слабой степени своего развития, делая лишь первые шаги к искусству пограничному между поэзией и прозой от первой к последующей. Яркий пример движения от прозы к поэзии дают Симфонии А. Белого, основанные на символах и символизме.

 

        Перед современным и будущими поэтическими поколениями стоят следующие задачи:

 

    1) Продолжать Пушкинскую литературную традицию.

 

    2) Развивать Символизм до достаточно зрелого состояния ясности передаваемых образов.



    3) Осваивать построение стиха на основе предложения как структурной единицы синтаксического оформления художественного произведения с ориентацией на высокий или достаточно высокий художественный вкус.

 

    4) Соединение всех трёх основных направлений развития поэтического литературного процесса в гармоничное, ясное, обладающее высоким художественным вкусом стилевое единство в достаточном многообразии отдельных его форм.

 

        Задачи, поставленные выше, в 20 веке были решены лишь отчасти, и поэты, живущие в век 21, имеют возможность продолжить литературные традиции в своих творческих поисках, созидать уже в наш информационный, а затем и в последующий постинформационный век искусственного интеллекта новое и гармоничное. Здесь важно отстаивать преимущества реальности перед дополнительной или же виртуальной реальностью, либо мистификацией реальности различными суррогатами и подделками - реальность незаменима, поскольку она настоящая.

 

        Основные принципы достижения успешного решения этих задач таковы:

 

    1) Точность и ясность изложения, высокая художественная ценность, значимость передаваемых образов, питание литературного языка из кладезя народного традиционного фольклора, его релевантность – способность быть всем понятным.

 

    2) Освоение точности и общепринятости значений символов всех уровней с возможностью их варьирования в достаточном спектре (от архетипов до предсимволов субъективного и от свёрнутых символов до идентов объективного через соединение их всех в абстрактном и воплощение их в относительном конкретном)

 

    3) Точное соединение границ синтаксических единиц или их самодостаточных частей без энджамбемента (переноса) с границами стиха. Следует применять цезуру или естественное замедление произношения синтаксической фразы, в том числе – эмфатической паузы, что будет соответствовать правильной передаче разговорной или литературной речи. Синтаксические границы предложения таким образом будут всегда соответствовать границам стиха и что важно: метр, и ритм стиха будут всегда находиться в гармонии.

 

    4) Нужно развивать в себе дар божий, искру таланта, гениальность исследователя и настойчивый кропотливый труд в их успешном соединении и творить гармонию в поэзии и жизни.

 

        Поэзия, да и сама жизнь – есть золотая тропа энергичности и настойчивости зрелости, способность ясного обретения, изъяснения и творения неизъяснимой гармонии любви любовью и через любовь…

 


Рецензии