Эскадрон моих мыслей...

Здесь собраны мои мысли, реплики, мнения, выдержки из личной переписки разных лет по наиболее важным, интересным и имеющим особое значение для меня вопросам.


ОБ ОТНОШЕНИИ ВЛАСТИ К НАРОДУ И НАРОДА К ВЛАСТИ

"Вместо того, чтобы заниматься решением конкретных проблем, власть усиленно изобретает себе врагов в лице тех, кто ей на эти проблемы указывает, тратя на борьбу с ними такую недюжинную энергию, какой с избытком хватило бы, чтобы давно уже тысячекратно облагодетельствовать и осчастливить весь российский народ, сделав нашу страну великой и процветающей не на словах, а на деле..."

"Никто не заслуживает большего общественного презрения и порицания, чем перевёртыши и приспособленцы во власти, которые вчера клялись в верности коммунистическим идеалам, советской системе и делу Ленина, а сегодня ради сохранения и упрочения своей карьеры перекрасились в "демократов", став опорой возродившегося в России буржуазного строя. Нет сомнений, что эти двуногие особи, не имеющие ни чести, ни достоинства, ни моральных принципов, отрекшись однажды от прежних взглядов и убеждений и исповедуя теперь совершенно противоположные идеи, с такой же лёгкостью готовы будут служить любому режиму и впредь, лишь бы остаться при своих постах и благах. И именно поэтому, на мой взгляд, их следует судить за государственную измену и циничное предательство интересов народа и страны, давших им образование и доверивших руководство собой, наказывая по самым строгим меркам и никогда больше не допускать до власти даже на пушечный выстрел. Только так можно смыть позор, которым они покрыли себя и наше государство, дискредитировав само понятие "власть" и всё, что с этим связано."

"Власть и народ в современной России никогда не поймут друг друга. Они существуют в двух параллельных измерениях, в одном из которых чёрное всегда воспринимается как белое, а в другом наоборот. И всё-таки народное восприятие действительности несравненно ближе к истине, которая неизменно была, есть и будет на стороне униженных и угнетённых, а вовсе не тех, кто унижает и угнетает."

"На что только не идут некоторые люди ради власти и денег, превращаясь при этом в полных нелюдей, которым нет и никогда не будет никакого прощения"...

"Не страшно погибнуть в бою или борьбе за правое дело. Страшно всю жизнь прожить в бездействии, апатии и равнодушии к бедам своего народа и своей страны."

"Проблема не в людях,.. а в системе. Пока не сменим капитализм на социализм и не лишим власти буржуазию, чтобы вернуть эту власть себе, то есть простому народу, ничего не изменится ни в стране, ни на местах. У капиталистов и их ставленников цель одна: выжимать из нас все соки и продолжать бессовестно обогащаться за наш счёт, оставаясь при этом абсолютно безнаказанными. О нас никто из них заботиться по определению не должен и не будет, потому что это целиком противоречит правилам и принципам буржуазного общества. А вот друг с другом несмотря на личные разногласия и расхождения эти"хозяева жизни" всегда будут заодно, так как ворон ворону глаз-то никогда не выклюет. Тем более если цель у этих воронов одна: обеспечить и защитить богатство меньшинства ( в том числе и своё положение) за счёт подавляющего большинства, то есть обычных граждан, живущих на нищенские зарплаты, пенсии, пособия и стипендии".

О МЕСТНОЙ БУРЖУАЗИИ

"Следовало бы обязать всех наших попов, монахов, местных чиновников и бизнесменов в принудительном порядке отчислять ежемесячно на благие дела и общественно полезные мероприятия не менее 25 % их несметных доходов. Под неусыпным и бдительным присмотром со стороны специально созданного в том числе и для этих целей Совета Народного Контроля, в который следовало бы включить наиболее авторитетных городских активистов (не по принципу их отношения к власти, а по реально принесённой пользе для города и алатырцев) всех возрастов и поколений. Лишь эту меру,связанную с экспроприацией части доходов тех, кто и так живёт и паразитирует за наш счёт, на мой взгляд, и можно назвать самой действенной поддержкой любых позитивных начинаний и свершений на благо Алатыря".

"Всё должно быть справедливо! До каких пор за всё будут платить бедные и неимущие, а богатые только снимать сливки, в первую очередь за счёт прибавочной стоимости (то есть платя своим работникам грошовые зарплаты в размере 6-7 тысяч рублей, а то и меньше) и сдачи в аренду возводимых ими торговых центров? Я понимаю, если бы наши местные олигархи зарабатывали свои миллионы в поте лица, а то ведь палец о палец не ударяют! И при этом ещё и скаредничают не в пример дореволюционным купцам и фабрикантам, которые активно тратили огромные деньги на благотворительность, культуру, искусство, улучшение быта своих работников и даже на поддержку революционного движения!"

О ВЕЧНОМ

"Зависть и желание справедливости - суть прямо противоположные и несовместимые друг с другом определения. Завидовать свойственно мещанам, желающим иметь больше и лучше, чем у богатого соседа, а желать справедливости присуще образованным и грамотным людям, уважающим и соблюдающим закон и стремящимся приносить пользу обществу независимо от занимаемого ими социального и должностного положения ради достижения не личного, а ОБЩЕГО блага."

"Залог прогресса в силе. Сила основывается на дисциплине. Дисциплина - на страхе. Страх - на подавлении воли и бескомпромиссности. Везде, всегда и во всём. Это жёстко и жестоко. Но такова правда жизни и подлинная цена победы и успеха в любом деле. Проявлять мягкость, слабость, уступчивость и излишнюю доброту - значит, заведомо обрекать себя на поражение"...

"Пока нам есть во что верить и на что надеяться, мы никогда не состаримся, оставаясь неизменно молодыми и сердцем, и душой"...

"Раздумья порождают сомнения. Сомнения - боязнь. Боязнь вызывает бездействие..."

"Правильность любых поступков - категория относительная. И даже субъективная. Что бы человек ни делал в определённый момент, он всегда считает, что поступает верно. И если у него всё получается на "ура" - он продолжает так считать и дальше. А если нет - то начинает размышлять над тем, где, в чём, как и почему он оказался неправ и мог ли поступить "правильно" - то есть иначе"...

"Любую мечту надо стараться воплотить в жизнь. Без этого нет смысла тратить на неё время, мысли и усилия. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. И если мы этого не можем или не хотим, то тогда никакая сказка не нужна уже сама по себе, так как в подобном случае это не что иное как пустая иллюзия и самообман, не несущая для нас ровно никакой пользы".

ОБ ОБЩЕНИИ, ДРУЖБЕ,ЛЮБВИ И ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

" Никакое виртуальное общение не может заменить знакомства и общения в живую, которое я, честно говоря, всегда предпочитаю заочному".

"Когда заканчиваются правдивые логические доводы и аргументы, переходят ко лжи. Если не помогает и ложь, то в ход идут оскорбления и эмоции. Никому не нравится, когда его уличают в обмане и возразить на это совершенно нечего. Остаётся волей-неволей показать лишь свою подлинную сущность во всей её неприглядной "красе". Одним словом, когда хочешь увидеть настоящее лицо человека - поймай его на лжи и лиши возможности и способности эту ложь опровергнуть".

"Я очень не люблю конфликтов и ссор и мне становится невыносимо грустно и противно, когда меня к ним вынуждают, потому что войны и противоречия между людьми на личной почве ведут в никуда. Здесь никогда не будет победителей и каждый обречён только на поражение и разочарование друг в друге, приводящие в лучшем случае к полному взаимному равнодушию, а в худшем - к непримиримой ненависти с самыми непредсказуемыми последствиями...Поэтому я, насколько это возможно, всегда стремлюсь как-то сгладить и загасить возникшие разногласия и сохранить взаимоотношения хотя бы на уровне дружбы, но если не встречаю понимания и ответного стремления с противоположной стороны, то просто-напросто прекращаю какое бы то ни было общение с человеком, видя в этом наилучший и оптимальный выход из создавшейся ситуации для нас обоих..."

"О любви... действительно надо говорить и кричать, хотя о ней, казалось бы, и так всё сказано...Но она, пожалуй, настолько разнообразна и многогранна, что всего о ней не скажет никто и никогда. Как и о самой жизни. Хотя любовь, это, собственно, и есть жизнь".

"Любовь - это когда признаёшь и принимаешь человека любым, независимо от того, меняется он или нет. Безусловно, что страсть со временем утихает и, возможно, переходит в привычку, но эта привычка продолжает соседствовать или даже сливаться воедино с острой необходимостью регулярно видеть, слышать, ощущать присутствие рядом того человека, которого любишь".

""...любил дважды. И оба раза "безмолвно, безнадежно"...Ну не совсем, конечно, безмолвно, но безнадежно абсолютно! При этом столь сильных по глубине, яркости и длительности чувств я не испытывал больше ни к кому и никогда. И вряд ли уже испытаю. К сожалению, любовь действительно бывает зла. Она не спрашивает, кого нам до умопомрачения обожать и не говорит и не предупреждает, чего ждать в ответ...Сердцу не прикажешь.

...А главное это всё всегда остаётся в памяти и сердце у обоих. Только у кого-то в большей, у кого-то в меньшей мере. С разным отношением и оценками. Но оно не девается никуда. Вообще, что бы ни происходило в нашей жизни - ничего никогда не забывается. Стираются краски, притупляются радость или боль, меркнет и меняется былое восприятие случившегося, но всё это по-прежнему остаётся с нами и в нас, вызывая одни только нам ведомые эмоции и ощущения. От которых мы, может, и желали бы куда-то скрыться хоть ненадолго. Но от себя не убежишь..."

О СЕБЕ И О ДРУГИХ

"Говорю,что думаю. Порой невпопад. Веду себя нередко очень порывисто, несдержанно и эмоционально. Пытаюсь найти для этого какие-то оправдания. И ничего,видимо, с этим пока не поделаешь."

"...Я просто не в состоянии стоять и молиться со свечкой в руке и напускным смирением в многолюдном месте, видя в этом что-то фарисейское, неискреннее в отношении собственного "я" и того,каков я есть на самом деле со своими взглядами и убеждениями. Лучше уж я помолюсь наедине с самим собой, под одеялом, в тёмной комнате, когда почувствую, что мне это действительно необходимо. Зато от души и Он меня точно услышит. А не услышит - значит не судьба..."

"... очень люблю военные песни, правда, слушаю их редко, потому что слёзы наворачиваются на глаза и мурашки постоянно бегают по коже. И ещё комок подступает к горлу... Одним словом, они берут меня за живое и пронзают своим звучанием насквозь. Как, наверное, и многих..."

"Писать у меня получается лучше, чем говорить. Но это не означает, что написанное мной - это вымысел. Наоборот. Обычно я пишу о том, о чём не могу или почти не в состоянии сказать, зная цену подобным словам и не желая бросать их на ветер... И не преувеличиваю. И не выдаю желаемое за действительное..."

"Драйзер... мой любимый писатель,.. Именно он и его произведения, а вовсе не Маркс, Энгельс и Ленин превратили меня в убеждённого коммуниста и по-настоящему позволили понять мне сущность буржуазного мира, где стоимость всего и вся, и даже человеческих чувств, измеряется в денежном выражении, но что тем не менее далеко не всё продаётся и покупается на этом свете, как бы этого сильным мира сего и не не хотелось...Сам я, если брать всю галерею известных персонажей Драйзера, скорее всего имею много общего с Герствудом - плохо приспособленным к жизни и витающим в облаках мечтателем, не сумевшим или не захотевшим из-за своей слабости и какой-то внутренней надломленности доказать свою любовь к Керри на деле. Хотя я, в отличие от него, по крайней мере попытался бы что-то сделать для своей возлюбленной и её счастья, не сдался бы так легко на милость судьбы и постарался вести себя более достойно. Не знаю, конечно, получилось бы это у меня, но в любом случае я бы попробовал. А будучи упрямым, возможно и не раз... "

"Зачем мне писать романы? Кто их будет издавать и читать? Ограничусь-ка я уж лучше стишками, газетными статейками да перепиской с моими реальными и виртуальными друзьями... Больше будет пользы!"

"...чувствую себя... неловко и неудобно, когда кто-то пытается сделать что-то доброе и хорошее для меня, причём у него это получается. а я не знаю как и чем потом этого человека отблагодарить... Но перед чистым и светлым желанием людей чем-то помочь мне, моё неудобство понемногу отступает, вызывая ответное чувство. И я начинаю понимать, что это просто великолепно, когда мы хоть как-то способны помогать друг другу".

"Я всего лишь слабый,жалкий и ничтожный человек, стремящийся казаться сильным и терпящий поражение от этого ничем не обоснованного стремления. И доставляющий при этом страдания и огорчения людям, которых я люблю..."

"...я как Потёмкин. Или как Обломов. Мы очень схожи с ними по темпераменту, и наверное поэтому мне так симпатичны что тот, что другой - один подлинный, а второй вымышленный. Я знаю, что давно остановился в своём развитии. Но сделал это умышленно. И не хочу уже двигаться никуда дальше, так как почти достиг своей конечной станции. Я состоялся как поэт, как публицист. Меня признали. Приняли в творческие союзы. Я издал свои сборники. Даже стал вести собственную поэтическую рубрику... Мне стали платить за мои занятия журналистикой. И если бы высшие силы спросили меня сейчас: "Что тебе нужно и что ты хочешь ещё?" я бы смело ответил: "Ничего". Я достиг всего, чего мог. А на невозможное даже и замахиваться не собираюсь".

"...Если говорить точнее, то я всего лишь обычный человек, пытающийся хоть что-то и хоть как-то предпринимать, когда делается совсем невмоготу. Причём зачастую мои попытки переломить ситуацию оказываются безуспешными или половинчатыми. А положительные достижения, увы, случаются куда реже.Другое дело, что я просто устал считать победы и поражения, идя дальше в прежнем направлении лишь потому, что изменить это направление всё равно, что совершить непростительное преступление перед своей совестью, предав самого себя и тех людей, кто мне верит и чего-то ожидает от меня..."

"... Я никогда не лезу, куда меня не просят. Не прихожу туда, куда меня не зовут. И не делаю того, чего от меня не ждут..."

"Большинство людей верят сейчас словам, слухам и всякой клевете больше, чем конкретным делам и поступкам. Плохое впитывают и раздувают с невероятным энтузиазмом, не замечая и топча при этом всё хорошее. И считают это одним из ключевых признаков собственных силы, ума, значимости и правоты. А я этого категорически не признаю и живу по совершенно противоположным правилам. Стараюсь верить не мнению окружающих о человеке, а ему самому и тому, как он себя ведёт, и что он при этом делает. Несмотря на массу негатива вокруг, пытаюсь найти и увидеть и что-то позитивное. Особенно в других. Потому что не могу иначе. И не желаю мириться с тем, что человеческие взаимоотношения стали строиться теперь, как правило, на лжи, корысти, подлости, измене, предательстве, зависти, злобе, притворстве - тех самых низменных и неприглядных качествах, которые вдруг сделались столпами современной "морали". Тогда как для меня главными и единственными моральными и духовными принципами продолжают оставаться правда, честность, добро, справедливость, сострадание, милосердие, любовь, бескорыстие, порядочность и ум. Всё то, что признаётся в наши дни устаревшим и безжалостно уничтожается и выбрасывается на обочину жизни, вытесняясь разрушающими и отравляющими сознание и душу потребительскими и антигуманными логикой мышления и отношения к миру, природе и остальным людям, . В силу же моих воспитания, взглядов и убеждений я всегда видел и до последнего вздоха буду по-прежнему видеть цель и смысл всего и вся в свете и гармонии созидания, а никак не во тьме и хаосе разрушения, и верить, что первое рано или поздно ещё непременно возьмёт силу над вторым..."

"Я не известен никому и нигде. И всем на меня плевать по большому счёту. Как в прямом, так и в переносном смысле этого слова.  На мои творческие и общественные достижения смотрят сквозь пальцы. Либо  вообще ничего не знают и знать не хотят о них. Похоже, никому это не нужно, кроме меня. Иногда возникает непреодолимое желание порвать в клочья все мои грамоты, выкинуть медали, и уничтожить все поэтические рукописи. А в Интернете удалить и все стихи, что я где-то размещал, и свои страницы в электронных сетях, и электронную почту...Ничего же от этого не изменится в конце концов!"

"...я как был нищим, так нищим и останусь. И этого ничто не изменит. За чужой счёт я жить не в состоянии. А благодаря тем профессии и способностям, которыми я располагаю, в нынешних условиях мне суждено зарабатывать сущие гроши...К которым я привык.  Как и привык жить в границах получаемых мною грошей...Такова моя судьба. И я принимаю её как должное, будучи не в силах что-то изменить, и полагая, что истинное счастье на самом деле не в деньгах и даже не в их количестве. А в ладу со своей совестью и внутренней гармонией с самим собой и окружающим миром".

ОБ ОТНОШЕНИИ ВЛАСТИ К НАРОДУ И НАРОДА К ВЛАСТИ

"...я, честно говоря, уже устал спорить и пытаться доказывать некоторым очевидные вещи. Впрочем, многие люди и так всё знают, только упорно продолжают принимать желаемое за действительное или проявлять показное равнодушие ко всему происходящему до того момента, пока их самих не коснётся суровая действительность. И связано это с тем, что людей понемногу отучают здраво мыслить, всячески внушая при помощи СМИ, Интернета и искусственно созданных непростых жизненных условий, что зарабатывание денег и погоня за прибылью любой ради собственного благополучия превыше всего остального. А под благополучием их учат понимать не удовлетворение духовных и материальных потребностей, необходимых для достойной жизни и самосовершенствования, как это было раньше, а возможность потребления во всё большем количестве всяческих подчас сомнительных благ и развращающих удовольствий, выходящих за рамки нормальных человеческих потребностей. С прививанием эгоизма и стойкого мещанского мировоззрения, основанного на принципах "живи только для себя" и "моя хата с краю - ничего не знаю" - очень удобных для буржуазной власти и заведомо нейтрализующих тех, кто мог бы и должен бы с этой властью бороться. Но ничто не вечно. Ситуация складывается так, что хранящее верность истине и прозревающее меньшинство рано или поздно обязательно станет большинством, потому что со временем люди всё окончательно поймут, а те, кто делает вид, что ничего не понимает и не хочет понимать, прекратят притворяться. Им станет ясно, что они живут во имя ложных идеалов и что сколько бы денег и как бы они ни зарабатывали, это не приносит им счастья, не рождая в них ничего, кроме пресыщенности и душевной пустоты. И когда они увидят, что труд для них сделался не в радость, а в тягость и что затрачиваемые ими усилия не дают ровно ничего положительного, топя их в пучине эгоизма и безнравственности на фоне дикого и недопустимого процветания правящих верхов и развала страны, вот тогда они и спохватятся...Главное, чтобы не было слишком поздно, когда никакое озарение уже не поможет ничего изменить..."

"В советские времена у нас в городе во власти и руководстве предприятиями не было и не могло быть ни родственных, ни дружеских кланов, нацеленных лишь на разворовывание всего и вся во имя личных интересов и самые грязные махинации. А сейчас мы наблюдаем именно эту картину. И более того - нас и дальше заставляют быть свидетелями того, как представители клана, правящего Алатырем ещё с 90-х годов, снова, в очередной раз тащат наверх своего протеже и ставленника, чтобы ни под каким видом не лишиться этой власти...Всё это гнусно, грязно и мерзко. Прямо как у классика: "Бывали хуже времена, но не было подлей". Но вместе с тем:

... есть и Божий суд, наперсники разврата.
Есть грозный суд. Он ждёт.
Он недоступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперёд.

А помимо Божьего суда есть ещё суд исторический, и человеческий. Так вот история и здравомыслящие люди уже вынесли всей этой "честной компании", оккупировавшей здание городской администрации и кресла руководителей алатырских предприятий и ряда фирм свой вердикт, основанный на том, что они оставят по себе среди нас "благодаря" своим аморальным и беззаконным деяниям, человеческой несостоятельности и полнейшей профнепригодности очень и очень недобрую память..."

ОБ ИЗВЕСТНЫХ И ЗНАМЕНИТЫХ

О ВЛАДЕ ЛИСТЬЕВЕ:

"Безусловно, к личности и роли Листьева можно относиться по-разному. Но, на мой взгляд, нельзя не признать тот факт, что он обладал высоким профессиональным уровнем, несомненными лидерскими и творческими качествами и ярко выраженной гражданской позицией, позволившими ему за несколько лет обрести любовь и популярность миллионов зрителей. Ему были присущи и такие важные человеческие качества, как ум, честь, достоинство, порядочность, искренность и обаяние, которые редко встречались и до сих пор встречаются в постсоветской и современной российской телевизионной журналистской среде.

С именем Листьева связано появление первых игровых и общественно-политических ток-шоу на нашем телевидении: "Поле чудес", "Тема", "Час пик", "Угадай мелодию", которые стали его самостоятельными проектами и не были заимствованы и слепо скопированы с западных программ, как это в основном происходит сейчас. Даже если где-то и в чём-то идеи передач Листьева и пересекались с проектами европейского и американского телевидения, в большинстве своём благодаря именно его незаурядному подходу они быстро приобретали тот уникальный самобытный вид, в котором и остаются в нашей памяти и в истории отечественного телевидения.

Кроме того, Влад Листьев очень много сделал для появления и развития детско-юношеского ТВ. Никакие современные каналы для детей и подростков не сравнятся с передачами, которые готовила и выпускала телекомпания "ВИД" под руководством Листьева: "Звёздный час", "Марафон 15", "До 16 и старше", "Зов джунглей". Эти познавательно-развлекательные проекты несли в себе массу добра, улыбок, интересной и содержательной информации, создавая у юных зрителей отличное настроение, уча их дружбе, взаимопомощи, милосердию и не прививая тех ложных ценностей, к которым скатилось телевидение после гибели Листьева и его друга и коллеги, отвечавшего за детско-юношеские программы телекомпании "ВИД", Сергея Супонева.

Если же говорить о "взрослых" ток-шоу, которые создал и вёл Влад, то и этим передачам, и ему самому был чужд тот низкопробный "желтушный" подход, который процветает сегодня едва ли не на каждом российском телеканале. Листьев всегда был готов к каждой программе, не допускал шума в студии, не провоцировал скандальных ситуаций, не затрагивал "грязных" тем, которые обычно не принято "выносить из избы", и с помощью свойственных ему тонкого юмора и мягкой иронии легко в случае необходимости мог разрядить обстановку. Чуткость и понимание к собеседникам независимо от их социально-политического статуса, умение задавать корректные вопросы, неподдельный интерес к теме разговора, стремление к правде, ненавязчивое и достойное вовлечение в диалог или процесс аудитории, находившейся в студии без тех "базара" и провокаций, которые позволяют себе сейчас многие нынешние "звёзды эфира" - вот то, что отличало Владислава Листьева от ряда его как тогдашних коллег, так и теперешних "преемников", даже недостойных называться таковыми...

Никогда не забуду, как я был потрясён, узнав в тот первый весенний день 1-го марта 1995 года, о его убийстве.И в то, что его нет, мне не верится до сих пор... Особенно когда начинаю думать о том, сколько замечательных программ он мог бы ещё создать. И что листьевское телевидение было бы совсем иным, нежели то, что мы наблюдаем сейчас. Влад сумел бы обойтись без обилия рекламы. Не допустил бы непрерывного многолетнего показа одних и тех же набивших оскомину и доводящих до отупения "минут славы" и "голосов", полностью слизанных с западных аналогов. Не позволил бы править бал фальши, лжи и "желтухе". Не дал бы исчезнуть с центральных каналов задуманным им добрым и светлым передачам для детей и подростков. И об этом хорошо знали те, кто пошли на его убийство двадцать лет назад. Они прекрасно отдавали себе отчёт, на кого, почему и зачем поднимают руку.
Без Листьева наше телевидение потеряло своё цельное и достойное будущее. И боль от этой потери не проходит до сих пор. Мне, рядовому российскому зрителю очень не хватает тебя, Влад. Как жаль, что ты никогда больше не вернёшься к нам...
И как хорошо, что ты всё-таки был!.."

ОБ ИЗВЕСТНЫХ И ЗНАМЕНИТЫХ. О ВАЛЕНТИНЕ РАСПУТИНЕ

"...Моим любимым писателем он не был, но я читал его произведения, которые заставляли задуматься очень о многом. В первую очередь о человеке и человечности в современном мире. Несомненно, что ушёл из жизни один из последних подлинно великих классиков русской и советской литературы и настоящих Патриотов Российской земли с заглавной буквы. И горько, что на смену таким титанам, как Пикуль, Распутин, Залыгин, Астафьев и другие сегодня не придёт никто. Время столпов в русской литературе подошло к концу. Остаётся одна бездарная бульварщина, которая похоронила под собой всё и вся и не даёт пробиться из-под своей груды ничему сколько-нибудь значимому, самостоятельно мыслящему, глубоко и правдиво пишущему. Вот отчего по-настоящему больно и обидно!"

О ЛЕНИНЕ

"Равных Ленину по уровню интеллекта, по несгибаемости воли и характера, по умению добиваться поставленных перед собой целей, по его необычайной прозорливости, по личной скромности и по многим другим параметрам не было, нет и не будет! Сама его личность, его деятельность и вся его жизнь призывают нас равняться на него и сверять свои часы именно с эпохой и временем Ленина. Он для нас главный маяк в пучине нынешних мрака, смуты и хаоса!"

О ТВОРЧЕСТВЕ

"...настроение автора - это постоянно и сугубо его настроение. Я всегда пишу так, как я сам чувствую. Если мне плохо - у меня и стихи выходят печальные и мрачные. Если хорошо - бодрые и оптимистичные. Я не скрываю того, что у меня на душе и не улыбаюсь тогда, когда мне хочется плакать. И не плачу, если охота радоваться и смеяться. А ничего не чувствуя, невозможно ни писать, ни петь, ни рисовать, ни вообще что-то делать...Потому что там, где нет души, сердца и чувств - там нет творчества, а значит, нет жизни".

"Иногда ведь мало просто написать стихи. Немало времени тратится потом на их шлифовку, переделку и приведение формы и содержания в соответствие друг с другом. Причём бывает, что чем чаще читаешь потом написанные какое-то время тому назад строки, тем больше видишь в них изъянов и недочётов, незаметных на первый взгляд. И здесь, безусловно, очень большую роль играет самокритика. Чем она обострённее, тем неумолимее будет дальнейшая правка написанного. И наоборот. Чем меньше, тем несовершеннее останутся стихи. К сожалению, жёсткая самокритика приходит лишь с опытом. А опыт с годами. И сейчас многие мои произведения далеки от идеала, но если бы мне писать хотя бы так, как теперь в самом начале - лет 15-20 назад, то тогда у меня не было бы массы совершенно наивных и беспомощных подростковых и юношеских стихов. Но с другой стороны не возник бы и опыт, давший мне возможность писать сегодня даже на том несовершенном уровне, на каком я это делаю сейчас".

"...я когда-то...временами писал сложно и непонятно. Да и сейчас иногда бывает не без витиеватости...Постоянно стремясь при этом к лаконичности и простоте."

"...меня несколько раз называли "Маяковским наших дней"...Я его, безусловно, уважаю, но моим особо любимым поэтом он никогда не был...Если у меня и прослеживаются чьи-то интонации, то скорее блоковские.."

"...пусть иногда где-то рифма, например. может оказаться неточной или ритм не совсем такой, каким должен быть, это не столь существенно! Куда важнее, если стихи наполнены жизнью, теплом, переживаниями и эмоциями автора. Если они, даже несмотря порой на трагизм их содержания, излучают свет..."

"Я всегда стараюсь... писать, пропуская каждое стихотворение через себя, собственные переживания, мысли, эмоции и впечатления. А потому всё написанное мною - это неотъемлемая часть меня и того, чем я дышу и живу!"

"Талантливые и гениальные альтруисты создают бессмертные произведения и совершают удивительные открытия, а бездарные, но зато практичные дельцы не менее талантливо и гениально зарабатывают на этом деньги".

"Я предпочитаю писать о любви в стихах. Прекрасно зная, что то, о чём я пишу, причём порой очень даже порывисто, искренне и страстно, на самом деле не существует. В жизни, к сожалению, вообще невероятно мало поэзии. Поэтому приходится нередко искать её в себе, своих мыслях и мечтах, книгах, музыке, живописи, идеализируя и пытаясь сделать в том, что я пишу окружающий мир хоть немного лучше, чтобы вконец не сойти с ума от его серости, обыденности, предсказуемости, прозаичности, равнодушия, цинизма и жестокости..."

О СЕБЕ И О ДРУГИХ

"...вступить в правящую партию, чтобы стать депутатом или занять какой-то пост - это, в моём представлении, по меньшей мере, безнравственно. И я на это не пойду. В своё время моим деду и маме предлагали вступить в КПСС, чтобы сделать карьеру, а деду обещали даже должность заместителя председателя горисполкома. Но они оба категорически отказались от подобной перспективы, а дед вообще заявил: "Ради карьеры я в партию никогда не вступлю!" Эти слова, можно сказать, стали и моим кредо. Хотя я всё прекрасно понимаю. Но для меня такая цена с позиций собственных чести и достоинства абсолютно неприемлема. В КПРФ же я вступил не из-за того, что её возглавляют Зюганов и Шурчанов и даже не из-за тех людей, которые там находятся. И уж тем более не по причине ностальгии по-прошлому, которого не вернуть, поскольку прошлое на то и прошлое, что оно безвозвратно. А по той простой причине, что я поддерживаю Программу КПРФ в её нынешнем виде и считаю, что реализация заложенных в ней пунктов по социально-экономическим и политическим преобразованиям способна принести реальную пользу России и нашему народу. И альтернатив этой научно обоснованной и выверенной программе я пока не вижу".

"О большинстве...местных депутатов даже не хочу говорить. Они как бездействовали всё это время, так будут бездействовать и дальше... Ибо старый пень пышным деревом никогда не станет".

"...моё кредо с самого детства - быть таким, какой я есть. И не меняться в угоду никому. И никогда. В конце концов на всех угодишь. Поэтому важнее всего и всегда оставаться самим собой. И внутренне, и внешне. Что я и стараюсь делать".

"... у меня есть несколько знакомых, которые в глаза говорят одно, за спиной другое и сеют разные неправдоподобные сплетни. Причём не только обо мне, но и обо всех остальных, с кем они общаются. Я не могу назвать их врагами. Это слишком громкое и почётное определение для них. Его тоже ещё надо заслужить. Тем более что я их таковыми не считаю и отношусь к ним, по меньшей мере, равнодушно. Но считать их недругами у меня есть все основания,.."

"С глубочайшим сожалением очень часто подмечаю, что наши люди в массе своей по-прежнему остаются очень далеки от искусства цивилизованной полемики, основанной на аргументах, фактах, показателях статистики и документальных данных. Той полемики, которая издавна взята за основу в научном и политическом мире и которой, к примеру, всегда придерживался в спорах с оппонентами тот же Ленин. Да и не только он. А и многие его соратники и противники. А у нас по-прежнему почти ничего, кроме одних эмоций, перехода на личности, "благостных" пожеланий, оскорблений или даже как самого крайнего довода - драк, отчего лично мне делается неизбывно, безысходно и безнадёжно грустно...И я начинаю в итоге соглашаться с довольно мудрой мыслью о том, что каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает. И больше того - не только правительство, но и социально-экономический строй, и условия жизни...Удручает только то, что из-за этого особенно страдает лишь думающее, мыслящее и разбирающееся в ситуации меньшинство, в то время как беспробудно спящему и погрязшему во тьме неслыханного озлобления и невежества большинству и так хорошо!"..

О "ЕДИНОЙ РОССИИ".

"...очевидно, что в "Единой России" многие из тех, кто рвётся к власти, или уже находится у неё, состоят не просто так. А те из них, кому за 50, уже не раз меняли свой окрас. Ради личной выгоды. Вот от этого и становится тошно и противно. Ведь сегодня они меняют партии, а завтра и Родину запросто предадут и продадут. Да, собственно, и предают, и продают. И пытаются привить свою мораль и другим. Внушить, что так и надо. Но ведь подобные представления идут вразрез и с человеческими, и с религиозными, и с теми же политическими нормами. Так действовать нельзя. У всего есть свои рамки и пределы, переход за которые недопустим. А мерилами нашего поведения в любой сфере обязаны оставаться честность, порядочность, воспитанность, благородство, сострадание, чувство собственного достоинства, но ни в коем случае не беспринципность, не жажда наживы и власти любой ценой и не жестокость, возведённые сегодня в ранг добродетели теми, кто их исповедует"...

ОБ ИСТОРИИ

"Всё, что подтверждается фактами, документами, вещественными артефактами, было, существовало и сомнению не подлежит. Можно и нужно сомневаться в истинности религии, но в истинности истории - никогда! Потому что это наука. А наука изучает только то, что было и является подлинным".

"Наша история вообще насколько героическая и славная, настолько и страшная. В династии Рюриковичей в ходе междоусобиц и борьбы за власть братья убивали братьев, дяди племянников и наоборот.Почти ни один царь из династии Романовых не взошёл на престол, не запачкав себя кровью своего предшественника или приближённых...И как ни печально, но каждый истинный государственник в истории нашей страны, взять хоть Владимира Красное Солнышко, Ивана III, Ивана Грозного, Петра и Екатерину Великих или Ленина и Сталина, был и жесток, и беспощаден. Чтобы удержать власть в своих руках и произвести необходимые преобразования на благо страны. Хотя, впрочем, в истории других великих государств всё ровно то же самое...

Но история у нас одна и другой нам и не надо. Да другой она и не может быть по определению. Поэтому давайте будем принимать её, наконец, такой, какая она есть - со всеми её взлётами и падениями, страницами славы и позора, процветания и упадка, свободы и угнетения. Не оправдывая при этом наших прежних правителей. А стараясь понять, почему они действовали так, а не иначе. Признавать их заслуги и прощать им ошибки и просчёты, если они смогли принести хоть какую-то реальную пользу стране и народу, искупив тем самым то плохое, что могли совершить и совершали. И вот когда у нас получится сделать то, о чём я говорю, тогда наша жизнь точно начнёт меняться в лучшую сторону. И мы вернём тем самым уважение к самим себе и своим предкам. Уважение к нам грядущих поколений. Уважение других государств и народов мира. А значит и главные источники жизненного и творческого вдохновения - мир, любовь, согласие и гармонию всегда, везде и во всём."

О РЕЛИГИИ

"Я... никому не навязываю своих взглядов, однако отношусь к тем, кто верит в легенды и мифы Древнего Израиля как к детям, верящим в подлинность Деда Мороза и иных сказочных персонажей, и полагая при этом, что если уж на свете нельзя прожить без веры, то верить тогда лучше всего в такие вечные и непреходящие земные идеалы, как Добро, Честь, Правда, Истина, Справедливость. И добиваться по мере своих сил их торжества!"

"С таким же успехом как в то, что написано в Библии, можно верить в легенды и мифы Древних Греции, Рима, Скандинавии, древних славян и других народов...Всё это ровно то же самое. За исключением разве что реальности и подлинности некоторых персонажей. Например, всех древнеизраильских царей и их жён.А в остальном - та же самая мифология".

О ВЫБОРАХ

"...благодаря тем, кто не ходит голосовать, нынешняя власть и творит, что хочет. Пригоняя на выборы запуганных бюджетников и почти недееспособных пенсионеров, которые голосуют так, как им скажут. А большая часть населения, на которую никто не давит и которая может голосовать самостоятельно, сидит у нас при этом дома, а потом жалуется, как всё плохо, начисто забывая при этом, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих..."

О ВЕЧНОМ

"...Иногда проще, мне кажется, попытаться убежать от самого себя, чем победить какой-то собственный страх. Но бороться со страхами всё равно нужно. Пробуя и рискуя. Идя наперекор себе. Чтобы потом "не было мучительно больно за напрасно прожитые годы", как сказал однажды классик".

О ПОЭЗИИ И ПОЭТАХ

"Поэты у нас зарабатывали в основном только в XIX веке и в годы Советской власти. Их кредо были слова Пушкина: "Талант не продаётся, но можно рукопись продать". Именно за счёт продажи своих рукописей различным частным издателям и получения крупных гонораров от публикаций и издававшихся книг и жили литераторы пушкинской эпохи. В советское время вообще существовала такая специальность, как профессиональный писатель. Люди заканчивали Литинститут имени Горького и всю свою сознательную жизнь посвящали исключительно литературе, опять же получая неплохие деньги за публикации и издание своих книг, а также различные льготы от писательских союзов, которые являлись государственными инстанциями, в виде квартир, дач, автомобилей. Нередко, конечно, и в царское, и в советское время писателей ограничивала цензура и государство само определяло, о чём и на какие темы им писать. В этом смысле у профессиональных писателей было меньше свободы, чем у"вольных художников". Но зато они имели реальную возможность зарабатывать с помощью своего таланта. Сегодня же такой возможности нет. Сейчас поэт или писатель вынужден сам изыскивать деньги и платить за издание собственных произведений - как на Западе. С другой стороны - писать можно о чём угодно и безо всяких ограничений. Но заниматься этим уже только в качестве хобби, обязательно имея какую-то другую работу. Крупные издатели сегодня готовы платить лишь "бульварным" авторам наподобие Донцовых, Марининых, Дашковых и т.д., пишущих всякую чепуху для домохозяек и ориентированных на самые низкопробные и невзыскательные вкусы. В то время как серьёзная литература у нас уже практически пропала, поскольку бизнес в ней не заинтересован, так как количество думающих и серьёзных читателей в стране резко сократилось. К тому же они, эти самые читатели, не менее резко обеднели и оказались лишены возможности покупать очень подорожавшие книги. А значит что-то писать и издавать для них не стало с точки зрения рыночной экономики никакого резона..."

"Вообще думаю, что в поэзии банальных тем нет. Это как в шахматах - вроде бы об этой игре всё давно известно, она проанализирована и изучена, а каждая новая партия в неё - уникальна и неповторима. Потому что шахматные комбинации неисчерпаемы! Так и в поэзии! Ведь она вся, по сути, строится на нескольких вечных темах - любви, природы, философии, гражданственности и патриотизма, и сатиры. Но как раз они-то и служат тем неиссякаемым источником для каждого по-настоящему пишущего, откуда можно извлекать и извлекать ещё столько интересного!"

"...сегодня очень многие грешат приблизительностью, неточностью и простотой рифм, нарушением и ломкой ритмического размера стиха. И самое печальное, что ведь это зачастую проистекает не из-за незнания элементарных основ стихосложения, а делается умышленно. Тогда как технически безупречные стихи нередко подвергаются остракизму, а их авторы обвиняются в том, что их произведения лишены "души".Вот так очень стремительно белое становится чёрным, а чёрное белым в сфере поэтического творчества и это воспринимается как должное и нечто нормальное. Не говоря уже обо всех остальных сферах, что свидетельствует о явном наличии целенаправленной, продуманной и неумолимой деградации всего и вся, призванной не оставить камня на камне не только от литературы, но и от нас, как от личностей, способных думать, созидать, приумножать свои знания и опыт. И весь смысл этой деградации - вернуть человечество в конечном итоге в то первобытное животное состояние, из которого оно с невероятным трудом однажды вышло".

О МОЁМ РОДНОМ ГОРОДЕ

"Как бы мы порой ни критиковали наш город и то, что творится в нём, как бы нам ни казалось иногда, насколько здесь всё плохо, но это наша Родина, без которой нам бывает очень трудно и даже подчас невозможно обойтись. Причём понимаем мы это, как правило, когда уезжаем отсюда и у нас появляется возможность сравнить, где же действительно лучше. И несмотря на манящие и призывные огни больших городов и новых мест, сердцем мы понимаем и чувствуем, что лучше всё-таки дома. А сердце не обманешь. Кто-то может преодолеть и подавить в себе эти сердечные порывы, стиснуть зубы и вопреки всему остаться там, куда уехал. А кто-то нет. И вот я как раз не смог. Уж не знаю, хорошо это или плохо, но тем не менее скажу одно: поговорка "Где родился, там и пригодился" возникла в своё время далеко не зря. Как и другая: "Хорошо там, где нас нет". Но нередко для того, чтобы осознать эти очевидные истины, видимо требуется хотя бы на какое-то время покинуть родные места"...

"Всё-таки куда бы я ни уезжал, но мой дом здесь. И только тут я ощущаю себя спокойно и дышу свободно".

О ТВОРЧЕСТВЕ

"Человек, которого я считаю одним из моих поэтических наставников, наш ныне уже покойный алатырский поэт старшего поколения, руководивший городским творческим объединением "Литературное Засурье" Александр Геннадьевич Самохвалов рекомендовал мне в своё время читать побольше стихов великих поэтов. Но, как он говорил, не для того, чтобы им подражать, а чтобы понять, каким языком и какими способами они говорили и писали о том, что их волнует. И, чтобы как я потом уже понял сам, находить в их творчестве дополнительный источник вдохновения. Этот его совет стал для меня во многом определяющим. Читая классиков и разные варианты их произведений, я видел и чувствовал, как строго и порой беспощадно они относились к себе и сколько усилий прилагали для поиска нужных слов, фраз, рифм, образов. В итоге я пришёл к закономерному выводу, что настоящее творчество - это и впрямь, пожалуй, лишь 1 % таланта и вдохновения и 99 % работы над собой и над тем, что ты пишешь..."

"Раньше, в глубокой юности, я мог писать довольно быстро и по 3-4 "опуса" в день, причём почти без помарок, ничего не исправляя, чем очень гордился. Но буквально через несколько лет я понял, что гордиться тут особо было нечем, так как большая часть из этого ровно никуда не годилась. С другой стороны, появился опыт, без которого бы у меня не возникло и понимания того, что писать надо не для количества, а во имя качества. Поэтому вот уже около десяти лет пишу я гораздо меньше, времени на доработку и корректировку стихов трачу гораздо больше, но зато эти усилия и самокритика себя оправдывают".

"...пишу я зачастую о том, что мне интересно, что меня волнует, даже не думая, насколько нова или стара может быть та или иная тема. Главное, на мой взгляд, не в этом, а в том, что если есть потребность высказаться и излить душу, то нужно обязательно это сделать, невзирая на то, что тематическая составляющая такой потребности может оказаться стара как мир. Хотя с учётом того, что каждый человек по-разному видит и передаёт одно и то же явление, то ни одна тема не может считаться старой для творчества и тех, кто им занимается...

Стихи-поздравления мне тоже иногда приходится писать, но я их не очень люблю. Хотя кое-какие из них потом навсегда остаются в моём багаже".

"Публиковаться я начал с декабря 1997 года. А пробовать сочинять всерьёз - с марта-апреля 1995-го. Поначалу я писал очень заумно - тяжёлым слогом, "высоким штилем". Многие вирши были очень длинными. И я не решался их показывать почти никому, кроме моих близких да учительницы русского языка и литературы, которой очень доверял. Но в конце концов настал момент, когда я решил - "была не была", набрался смелости и отправился в редакцию местной газеты, которая находилась в соседнем доме. Меня там встретил уже упоминавшийся мной Александр Геннадьевич Самохвалов, заведовавший литературной страничкой. Он отнёсся ко мне очень доброжелательно и напечатал тогда мои стихи почти без правки, хотя над ними ещё следовало бы поработать. И так с тех пор и пошло..."

""...единственное, что вечно на этой земле, пока существует жизнь - это Творчество во всех его проявлениях. Как известно, люди умирают. Их дети, внуки и правнуки тоже. Идея о продлении жизни в своих потомках - это миф. Спустя три-четыре поколения память о предках у нас почти полностью стирается. Исчезают страны и целые народы. Развеиваются в пыль и прах огромные состояния. Сменяют друг друга политические и социально-экономические системы. Уходят в небытиё миллиарды людей, от которых не остаётся вообще ничего... И только стихи, проза, музыка, живопись и их авторы по-настоящему бессмертны. Причём бессмертны даже те, о ком знает и помнит лишь небольшой круг их ценителей, поклонников, последователей и коллег по творческому поприщу. Недаром же Пушкин написал: "И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит!" И к этому ещё можно добавить - и хоть один читатель, который его прочтёт. И хоть один слушатель или зритель, способный оценить чьи-то музыкальные или живописные произведения..."

О СЕБЕ И О ДРУГИХ

"Каждое мнение субъективно. То, от чего в восторге вы или я,, может не понравиться кому-то другому...Но помните золотую истину: надо опираться на тех, кто нас одобряет и поддерживает, а мимо осуждающих и критикующих стараться проходить мимо. Если критика конструктивна, человек никогда не станет выражать её в резкой и поучающей форме, а мягко и деликатно скажет, что и где не так, и посоветует, как это исправить..."

ОБ АВТОРСКОМ И АКТЁРСКОМ ЧТЕНИИ СТИХОВ

"...авторское чтение тем и отличается от классического и актёрского, что оно непрофессионально и передаёт исключительно личное видение и восприятие поэтом его стихов. А потому в корне может расходиться с "правильным" прочтением, которому учатся и учат. И это закономерно. Никто, думаю, лучше самого поэта не может лучше прочувствовать его стихи и погрузиться в них. Он читает их так же, как и пишет, передавая собственные впечатления и смысловые интонации, но уже в звуке и живом слове, которые исходят непосредственно от него. И он, и только он, независимо от наличия или отсутствия у него артистизма и навыков сценической речи и публичных выступлений неизменный ПЕРВОИСТОЧНИК произносимых им вслух строк в любом случае и несмотря ни на что. А всё остальное, каким бы безукоризненным и классическим ни было, это уже трактовки и версии других людей, их взгляд и их понимание того, что они исполняют..."

О КУЛЬТУРЕ И ИСКУССТВЕ

"Я скажу так: любая "псевдокультура", взращиваемая на деньгах и ради получения денег, то есть прибыли, недолговечна. Её век очень короток. И порастает она сорной травой забвения очень быстро, потому что не представляет никакой художественной ценности. А вот  настоящее искусство, в основе которого лежат талант, мастерство, душа, искренние порывы вдохновения, настоящие чувства и переживания - бессмертно. И круг почитателей такого искусства всегда будет лишь неуклонно расти, так как оно схоже с хорошим вином долговременной выдержки, чей вкус с годами становится только лучше. Тогда как вся бездарщина, напоминающая дешёвое поддельное пиво или сомнительный энергетик, и созданная исключительно на одних деньгах для извлечения из неё других, дополнительных денег, будет полностью, благополучно и заслуженно забыта, и ветер истории и людского признания безжалостно развеет её в пух и прах."

"Для меня "навороченнность" никогда не была и не будет признаком поэтической да и прозаической крутости и виртуозности, поскольку поэзия и проза (то есть литература в целом) не могут и не должны быть элитарной культурой и уделом для избранных. В моём понимании культура и искусство предназначены для того, чтобы служить народу и воспитывать и пробуждать в нём лучшие духовные и эстетические чувства и начала, а не заставлять ломать голову в бессильных попытках понять и разгадать, что же именно имел в виду автор за нескончаемой шелухой различных заумных образов и словесных нагромождений".


Рецензии
Чувство благодарности вызывают искренность написанного и правдивость мысли.
Счастливого творчества!

Станислав Андреев-Гренин   30.07.2018 15:41     Заявить о нарушении
Большое спасибо за добрые отзывы и искренние пожелания, Станислав.

Удачи Вам и всего самого наилучшего!

Александр Валерьевич Киреев   30.07.2018 16:34   Заявить о нарушении