Неделя Цветоносная Великого поста

Галина Храбрая

Вербочка пушистая – почка серебристая,
Ты наполни светом луч в моей руке!
Господа я встретила, Спаса я приветила,
И теперь я рядом с Ним, а не вдалеке!

Спас увидит веточку – нежную, пушистую,
И моё сердеченько громко застучит!
Душеньку-голубушку – лилию душистую,
Сберегу для Господа – бес пусть замолчит!

Я отдам всю искренность тела безучастного,
Поверну я Господа нужною тропой,
В дом, где буду в изморозь греть Его несчастного,
Господи, родименький, буду век с Тобой!

«Много людей празднуют праздники и знают их названия, но не знают причин,
почему они установлены» (свт. Иоанн Златоуст).

В понедельник начинается шестая неделя Великого поста — цветоносная.
Особенностью этой недели является то, что она завершается сразу
двумя крупными событиями.

В субботу этой недели празднуется «Лазарева суббота», в которую наша Церковь
вспоминает воскрешение Господом Иисусом Христом Своего друга Лазаря,
который на момент воскресения четыре дня был мертвым.

В воскресенье шестой недели православные отмечают двунадесятый праздник —
«Вход Господень в Иерусалим», Неделю Ваий или, как называют его на Руси,
«Вербное воскресенье».

Суть этого праздника заключается в воспоминании торжественного въезда
Господа Иисуса Христа в Иерусалим накануне Своих Страстей.

Освящается в первую очередь не верба, а христианин, держащий в руке вербу!

Истинная добродетель всегда выражается в доброделании,
внутренние добрые побуждения выражаются во внешних знаках.

Одним из примеров служит традиция «Вербного воскресения»
приходить на богослужение с веточками вербы.

Веточка в руках — знак того, что «Вход Господень в Иерусалим»
на вольные страдания для нас, так же важен и трогателен, как и для тех,
кто две тысячи лет назад приветствовал его пальмовыми ветвями и кричал «Осанна!».

«И мы, яко отроцы, победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием:
осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне», — поётся в тропаре
этого праздника, — то есть, «И мы, как те дети, что встречали Тебя пальмовыми
ветвями — символом победы — Тебе, Господи, как Победителю смерти взываем «осанна».

Церковь вообще вневременна. На богослужениях практически невозможно услышать,
что-либо о священных событиях в прошедшем времени, к примеру, что Господь
входил в Иерусалим.

Реже можно услышать, что Он «восшёл в Иерусалим», но чаще всего — «входит»,
и причём «днесь», сейчас.

В душах людей евангельские события переживаются каждый раз по-новому.
Поэтому и приносят вербы в храм, стоят с ними во время богослужения,
чтобы показать, что и мы приветствуем Господа, как своего Царя и Мессию.

К сожалению, эта прекрасная традиция со временем была переосмыслена в категориях
внешней обрядности. Если богослужебные тексты весь акцент делали на «Грядущем
во имя Господне» — Христе и людях, Его встречавших, то народная традиция
весь смысл праздника свела к освящению вербы.

Приносить в храм вербу (а, вернее, уносить из храма), получается, нужно
не для того, чтобы засвидетельствовать перед Господом свою любовь,
а для того, чтобы запастись хорошим оберегом.

Из года в год повторяется одна и та же история: на протяжении дня,
когда праздничная Литургия давно закончилась, в храм заходит множество людей
с вопросом: «А где здесь раздают вербу?»

Вербы не жалко, но почему-то всегда от этого становится грустно.

В книжечках и устных беседах можно встретить множество советов, что делать
с вербой, куда её ставить, сколько лет хранить, даже в каких случаях
желательно съесть вербную почку.

Люди надеются получить от вербы помощь, ведь верба освящённая.
Но если разобрать текст молитвы, то окажется, что в ней нет ни одного слова
о том, что освящается верба, её смысл сводится к фразе:

«… и нас, по подражанию онех (т.е. нас, в подражание людей, встречавших Господа
ветками), в предпразднственный сей день, ваия и ветви древес в руках носящих,
соблюди и сохрани».

Оказывается, что, в первую очередь, объектом освящения Церковь видела
не вербу, а самого человека.

В Требнике — сборнике священнических молитв, содержащем последования
Таинств и обрядов — даже нет указания окроплять вербу святой водой.

Это указание есть в Служебнике — книге, содержащей последования Литургии,
вечерни, утрени, но там оно появилось намного позже, как отображение
установившейся практики.

Сейчас мало, кто осмелится нарушать традицию освящения вербы,
но забывать внутренний смысл этого обряда мы не имеем права.

Нельзя всё свое внимание сосредотачивать лишь на внешнем,
забывая о главном: куда идёт Господь и ради чего.

Верба может (и должна) приносить благословение, но важно, не сколько ждать
от неё чуда, сколько задуматься о том, что ждёт от нас Господь.

Пусть эти мысли чаще приходят нам, когда взгляд падает на веточку засохшей вербы…

* Х *
http://www.stihi.ru/2017/04/03/8334
«Средь Дивного Леса»


Рецензии
Молитва возвышает,
Любовь даёт нам Свет -
В веках приумножает
Величие побед -

Вновь затаив дыханье
Чудес от Неба ждём -
Осанну, Величанье
Мы Господу поём!

Махов Александр   18.04.2018 20:19     Заявить о нарушении
На это произведение написано 30 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.