Мой Париж
ЛЮКСЕМБУРГСКИЙ САД
Вдалеке от всех пешеходных стад,
В центре города, вместе с тем,
Люксембургский сад, Люксембургский сад,
О котором пел Джо Дассен.
Здесь большой бассейн свежестью бодрит,
Перекормлены утки, факт…
Здесь скамеек нет, хочешь — стул бери:
Ну, гостиная, а не парк!
Здесь царит покой, здесь прогрессу — стоп,
Вечной гонки стихает зуд;
Лишь торчит вдали сизый небоскрёб,
Одинокий гниющий зуб.
В герцогском дворце — там сидит сенат:
Вот местечко народ им дал!
А вокруг всего статуи стоят
Знаменитых французских дам.
Кто невзрачен был, толст или носат
— Идеальны, назло врагам.
Что с французов взять, тыщу лет назад
Тоже были «шерше ля фам»…
Колдовство аллей, все заботы — вон,
Но взгляни на скульптуры — страх!
Аутодафе и кошмары войн
В этих белых слепых глазах.
Сотня королев, величавость поз,
Фижмы, шлейфы и веера.
Вот стоит пастушка версальских коз —
Под топор ещё не пора…
Кто убийц лелеял и опекал
В ночь кровавую до зари,
Кто — любил вельможного чужака
И подвески ему дарил.
Ах. «шерше ля фам», вереница дам,
Гильотина, клинок и яд…
Свечи белые, и бордель, и храм,
Жанна д’Арк с Дюбарри подряд…
Вихрь балов и злая борьба за власть,
Мрак Бастилий и блеск побед…
Для чего? Чтоб нынче крошил, смеясь,
Парижанин уткам багет?..
СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ
Гаргульи
Я увидел это недавно:
Наподобие серых стрел,
Все, как есть, гаргульи Нотр-Дама
Улепётывают со стен.
Врозь торча, рвутся прочь веками,
Злая стая молча ревёт;
Только задние лапы в камне,
А тела стремятся вперёд!
Сговорившись, пишут историки
(Быть банальными — их судьба):
Это просто, мол, водостоки,
От дождей, снегов — желоба.
Но, полны безумья и блуда,
Лезут вон сквозь стенные швы
Полукошки и полулюди,
Полуптицы и полульвы.
…Из соборных исповедален,
Где полно словесной трухи,
Может, гнали попы подалей
Исповеданные грехи?
И они, уныньем объяты,
Покидали святой предел,
И прокладывал им ваятель
Русла в форме бесовских тел.
Алтарь
В том лихом девяносто третьем
Люд торговый и подмастерья
С непривычным душевным трепетом
Здесь толпой глядели мистерию.
Колпаки рубиново-красны,
В лапах пики — сейчас колоть бы!
Но старались не топать напрасно
Дровяными сабо санкюлоты.
Той порой в кострах догорали
Мощи вместе с крестами, рясами,
И девица шаткой морали
Воплощала богиню Разума.
Знаменуя собой свободу,
Братство, равенство иль погибель,
С высоты алтаря собора
Потрясала копьём богиня.
Весь Конвент серьёзно и строго
Гимны пел. Не время для прозы.
И миманс в классических тогах
Принимал античные позы.
Так стояли и пели гордо,
И, казалось, исчезнут скоро
Вражьих армий кольцо, и голод,
И предателей-принцев свора.
Храм гремел чеканными фразами…
Из угла — куда ещё деться! —
Улыбнулась богине Разума
Уцелевшая Мать с Младенцем.
Неф
Здесь хранить бы безумные тайны разведок —
Толщина этих стен, полутьма и, возможно, подпол…
Только льются лучи через калейдоскопы розеток
Да фигуры святых обрисованы светом в упор.
Тут звенели клинки, и звучали органные ноты,
И венчать Бонапарта — пленённого папу вели,
И, спалив тамплиеров и в фарш искрошив гугенотов,
Покаянно молились, колени склонив, короли.
Образ черни явив стройным принцам, объятый заботой
О малиновом звоне, чтоб слышался он далеко,
В колокольню свою шустрым крабом взбегал Квазимодо,
Если только его не придумал провидец Гюго.
Ох, широк человек, верно Митя сказал Карамазов!
Гений с лютым злодейством, видать, без труда совместим.
Здесь клубится, как ладанный дым, вся история разом —
Так кого же осудим, кого безусловно простим?..
Светлый лик Нашей Дамы, как блик из божественной выси;
Вот старинный весёлый вертеп; но из сумрака, ах,
Мне навстречу идёт страж Парижа, святой Дионисий,
Предвещая террор, со своей головою в руках.
Для оценок не хватит простой обывательской меры,
Был ведь остров Ситэ обиталищем древних богов…
Где-то там, понад сводом, премудрые дремлют химеры,
Пару ангельских крыл сочетая с четою рогов.
Потеряешься, право же, тут, если слаб твой характер,
Видно, классик недаром сказал: правды нет на земле…
Но розетки, подобья спиральных галактик,
Драгоценные россыпи, блещут волшебно во мгле.
Он коралловым рифом и рос, и слагался веками,
Нотр-Дам, образ мира, где нет однозначных идей…
…Надпись есть на плите, что увидел я вдруг под ногами:
Здесь уверовал в Бога безбожный поэт Поль Клодель.
ЭЙФЕЛЕВА БАШНЯ
Это сам, во плоти, девятнадцатый век,
Век железный, как звал его классик.
Это рельсы и фермы, что тянутся вверх,
Прямо к небу, к божественной власти.
Это блюминги, домны, мартен и прокат
Восстают обелиском единым;
Это распят чумазый пролетариат,
Пригвождённый к стальным крестовинам.
Это символ прогресса. Законный вопрос:
Он воздвигнут, скажите на милость,
Чтобы Робур причалил к нему «Альбатрос»
Иль по Сене подплыл «Наутилус»?..
По колено — соборы. За давностью лет
Чахнет вера в святое зачатье.
Встал, мечтою анатомов, голый скелет
Человечества — всласть изучайте!
В пику римским руинам и древним мостам,
Утвердился спокойно и мощно…
Говорят, из Парижа сбежал Мопассан,
Чтоб не видеть железного монстра.
Но, презрев оглушительный вопль старины,
Равновесием ей, — пусть не злится, —
Для себя, а с годами для целой страны
Избирает эмблемой столица
Эту башню…
Площадки минуя подряд,
Лифт ползёт сквозь объёмную схему,
А над нами — такие колёса гудят,
Что вращать бы им звёздную сферу!
Вот и уровень наш. Исковеркана тишь
Болтовнёю туристов. Под дымкой
Вижу реку, мосты и мозаику крыш.
Где-то там, притаясь невидимкой,
Чудо-улица дышит, мала и тесна.
Вспоминается снова и снова:
Сразу двух её стен я касался. Она
Носит имя Кота-Рыболова.
Гигантизм и прогресс — позабыты вконец…
Доброй сказке поверить могли бы?
Здесь в домишке своём жил бедняга-слепец .
Кот из Сены таскал ему рыбу.
ПАРИЖАНКИ
Какие девочки в Париже, чёрт возьми!..
Они так ослепительны, как залпы…
Евгений Евтушенко
Красоток буйных воспел поэт,
Но нынче… что за дела?
Неужто за прошлых полсотни лет
Мутация произошла?
Где вызов, хлещущий по глазам,
И секс, как удар волны?
Навстречу девушки — видел сам —
Идут, стройны и скромны.
У женщин, право, отличный вкус!
Ты, классик, меня прости:
В «ковбойских брючках» — лишь первый курс,
У старших — строгость и стиль.
Неявный вызов, неброский шарм;
Танцуя, летит стопа;
Быть может, лихо повязан шарф,
Чтоб утвердить себя.
Забавной шапочкой набекрень,
Деталью милой одной —
Уже запомнится на весь день
Та, что поравнялась со мной.
Стальные щиколотки — на все сто!
Есть сила в тонкой руке.
Она тяжёлую сумку несёт,
Как веер или букет…
Пускай спешит. Но замедлит бег
Она на пару минут,
Чтобы с улыбкой сказать тебе
Любой искомый маршрут.
Видать, Париж помудреть сумел,
Былых клоунад — не жалко…
У города — элегантный мэр,
Поскольку мэр — парижанка.
БОЛЬШИЕ БУЛЬВАРЫ
В них нет величия. Столетних нет платанов.
(Но, правда, пальмы есть, хотя невелики.)
По ним на склоне дня гуляют неустанно,
Ведя под ручку жён, седые старики.
Обычай славный, что ж, — ходить так вечной парой…
Смеясь, бежит с утра в Сорбонну молодёжь,
На кресле инвалид проехал. Лист опалый
Метут уборщики.
И пробирает дрожь,
Когда припомнишь тех, кто здесь бродил когда-то,
Кто краски собирал с неярких цветников,
Обдумывал роман — иль, грёзами объятый,
Плёл тихо на ходу узорочье стихов.
…Фиакры в два ряда, под стук копыт, солидно
Плывут. От мостовых струится сизый пар.
И, тросточки вертя, идут месье в цилиндрах,
И юбками медам шлифуют тротуар.
Горит фонарный газ, вернейший знак прогресса;
С мольбертом — Писарро, а может, Клод Моне…
Но всё это старо, как чудеса Мельеса;
Под рябью бурных лет лежит на тёмном дне.
А нынче — с двух сторон — парад секс-шопов шалый:
Входи, хоть натурал, хоть садо-содомит!
И прорысит патруль, раскланявшись с клошаром,
И целый полк бродяг на лавках мирно спит.
Течёт себе народ, беспечно и приветно…
Так что же делать мне — понять, принять, простить?..
Сломалась ось времён и сращена неверно;
Не надо ль вновь сломать — и правильно срастить?..
I-III. 2017
Свидетельство о публикации №117040205073