Что присуще классикам литературы?
Такой поэт (как правило):
- успел сочинить около десятка значимых, узнаваемых произведений,
- сумел отобразить степень развития цивилизации,
- осуществил конкретную привязку ко времени,
- выработал свой неподражаемый почерк,
- независим.
Первое условие настолько очевидно, что не будем на нём акцентировать своё внимание. Для примера обратимся к творчеству Александра Блока.
И ПЕРВЫЙ ВЗЛЁТ АЭРОПЛАНА
Сознанье страшное обмана
Всех прежних малых дум и вер,
И первый взлёт аэроплана
В пустыню неизвестных сфер...
И даже в прозе: "... была в особенной моде у нас авиация; все мы помним ряд красивых воздушных петель, полётов вниз головой, - падений и смертей талантливых и бездарных авиаторов".
ИДУТ ЧАСЫ, И ДНИ, И ГОДЫ...
Идут часы, и дни, и годы.
Хочу стряхнуть какой-то сон,
Взглянуть в лицо людей, природы,
Рассеять сумерки времён...
Время объективно не существует (в отличие от материи). Оно является кратковременной привязкой к жизни человека, общества, цивилизации... Частенько индивидуум ориентируется на значимые фигуры, которые ему сопутствуют.
Уж Александр Второй в могиле,
На троне - новый Александр.
Или указывает конкретно на принятые в его окружении условности.
Двадцатый век... Ещё бездомней,
Ещё страшнее жизни мгла
(Ещё чернее и огромней
Тень Люциферова крыла).
Большой художник - в чём-то пророк или хотя бы философ. Он понимает относительность временных рамок.
Жизнь - без начала и конца.
Нас всех подстерегает случай.
Над нами - сумрак неминучий,
Иль ясность Божьего лица.
Как глубока содержательность этих лаконичных строк!
Классики, проставляя даты под своими стихотворениями или поэмами, дают возможность читателю не только погрузиться в атмосферу жизни автора, но и отследить основные этапы его творческого становления и роста, как значимой личности.
Кроме времени Блок иногда указывает и место совершения тех или иных деяний. Так в предисловии к незаконченной поэме "Возмеддие" он пишет: "В Киеве произошло убийство Андрея Ющинского...", "... в Лондоне происходили грандиозные забастовки железнодорожных рабочих...", "... осенью в Киеве убит Столыпин, что знаменовало окончательный переход управления страной из рук полудворянских, получиновничьих в руки депортамента полиции".
Поэт отмечает, что "... каждая цифра кажется написанной кровью; мы и не можем забыть этих цифр; они написаны на наших собственных лицах".
И что изменилось в этом плане через сто лет?
СОТРИ СЛУЧАЙНЫЕ ЧЕРТЫ...
Сильный поэт обязательно имеет в своём запасе лирические шедевры. Обладает он и своим отличительным почерком, узнаваемостью. В этом смысле в особом ряду поэма блока "Двенадцать", а также такие стихотворения, как: "Старик", "Пристал ко мне нищий дурак...", "Я помню нежность ваших плеч...", "Женщина".
Истинного поэта отличает умение видеть на сером фоне ростки светлого, доброго.
Сотри случайные черты -
И ты увидишь: мир прекрасен.
Многим поэтам хотелось достичь некой верхней планки в своём творчестве. Им помнились стихи Лермонтова "Выхожу один я на дорогу...". Выходили многие, не понимая, что это путь между жизнью и смертью, между землёй и небом. не удержался и Блок.
Выхожу я в путь, открытый взорам,
Ветер гнёт упругие кусты...
Муза беспощадна и справедлива, она сразу же ниспровергает, указывая на то, что любой классик - это ещё далеко не гений.
ВОЙНА ГОРИТ НЕУКРОТИМО...
Взор поэта зорок и понятлив. Он с риском для своего благополучия (а иногда и жизни) вскрывает суть вещей.
Но тот, кто двигал, управляя
Марионетками всех стран, -
Тот знал, что делал, насылая
Гуманистический туман...
Или вот ещё одно злободневное и актуальное наблюдение поэта.
И власть торопится скорей
Всех тех, кто перестал быть пешкой,
В тур превращать, или в коней...
Кто из наших (тем более советских) авторов осмелился бы высказать настолько правдивую крамолу? А ведь после Великой Отечественной войны власть сделала всё с точностью наоборот: авторитетных полководцев (типа Жукова) понизила в должности до уровня "пешки". И ни один из поэтов не выступил в их защиту. Страх сопровождает рабов постоянно.
Закончу это эссе стихотворением Александра Блока, в котором он призывает всех нас задуматься хотя бы на миг.
Война горит неукротимо,
Но ты задумайся на миг, -
И голубое станет зримо,
И в голубом - Печальный Лик.
Лишь загляни смиренным оком
В непреходящую лазурь, -
Там - в тихом, в голубом, широком -
Лазурный дым - не рокот бурь.
Старик-пастух стада покинет,
Лазурный догоняя дым.
Тяжёлый щит боец отринет,
Гонясь без устали за ним.
Вот - равные, идут на воле,
На них - одной мечты наряд,
Ведь там, в широком Божьем поле,
Нет ни щитов, ни битв, ни стад.
Стоит ли нам (землянам) спешить в голубое и лазурное? Может, поживём еще под мирным ласковым небом? Не настала ли пора прислушаться к пророкам и своего отечества?
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Поэты-пророки. Развитие поэтического образа.
stihi.ru/2014/04/05/6078
2. Возраст русской поэзии.
stihi.ru/2013/11/20/5691
3. Чёрное и белое в поэме "Двенадцать". Аналитика.
proza.ru/2016/03/17/1365
Свидетельство о публикации №117040107958
Я на страничке Вашей вновь...
Здесь мысли, темы-самой изысканной Богемы!
Это волнует мою кровь.
Крутые повороты, мелодия фонемы...
Поэт,писатель,
Вас благодарю.
С глубоким уважением
Лариса
Очень понравилось!!!
Лариса Чаплыгина 02.04.2017 09:32 Заявить о нарушении
Рад Вас видеть. Всего Вам доброго и светлого.
Владимир Юденко 02.04.2017 09:49 Заявить о нарушении
Благодарю Вас!
Воспитанность-благословение Богов и признак благородства.
Лариса
Лариса Чаплыгина 03.04.2017 07:03 Заявить о нарушении