о Вагнере бедном
- вот. 155 и 157.
- МихаалПалыч! это Вагнер!
- ну и что?
- не надо Вагнера.
- почему? потому что он был антисемитом?
- а он был антисемитом? [ля-ля пара минут про его книжки, которые я на тот момент не читала]. не, безотносительно.
- чем же он так тебе не угодил?
- он никак может кончить.
- что? ..бедный Вагнер..
МихалПалыч уткнулся в клавиатуру. судя по звукам и подрагивающим плечам, он аж даже плакал, сожалея бедного Вагнера. я начала злиться, потому что не понимала, в чём дело.
- не, ну правда. бесконечная мелодия, бесконечная гармония, бесконечная ария, бесконечная сцена, бесконечная опера, всё это вообще никогда не заканчивается, и слушать это невозможно! он ещё хуже Чайковского.
МихалПалыч сел ровнее и утёр слёзы.
- убедила. так, я должен дать вам на дом 2 примера. здесь есть 4, 2 - из Вагнера и 2 - из Чайковского. выбирай.
- [тяжкий вздох]. ну, ладно. пусть будет Чайковский. у него хотя бы изредка кадансы бывают.
МихалПалыч снова всхлипнул.
26 июня 2013
// бесконечная мелодия, бесконечная гармония, бесконечное то и сё и всё остальное - термины, которые предваряли и которыми следовало предварять любое повествование, сколько-нибудь касающееся произведений Вагнера и его, им придуманной/произведенной, теории.
спустя примерно год. где-то в начале весны. поездка в Москву на реконгносцировку с верительными письмами к педагогам в Консе и Гнесинке, с целью побеседовать-типа прослушаться. ну там, чё подучить, на что обратить внимание, т.д.т.п. никто не отказался/лась, все помнили бывших студенток и состуденток-на тот момент моих преподавателей, от которых приветы и письма. ЛарисПетровна вспомнила какие-то завязки и в Питере, но туда меня не собиралось.
мадам-историк с кафедры русской музыки в Гнесинке отдельно позвонила лектору с кафедры истории зарубежки. КонстатинКонстантинович любезно согласился встретиться.
всё было мило и замечательно, пока речь не зашла о Вагнере. изложив, что думаю о его гармонии, мелодике и структурной драматургии, под аккомпанемент всё более удивлённого взгляда собеседника, заявила, что оперы Вагнера - даже больший абсурд, чем чьи-либо. или без дефиса.
- возьмём хотя бы школьную программу, "Лоэнгрин". "тыыыы все сомненья броооосишь, тыыыы никогда не спроооосишь". что это такое? от прям закрыв глаза-очертя голову, без никаких вопросов, не рассуждая, не спрашивая ни в коем случае ничего и ни о чём, ни откуда взялся, ни кто такой, ни как звать - бац и замуж, и тогда, может быть, если будешь себя хорошо вести и не усомнишься и в какую-нибудь синебородую комнату не вляпаешься, вернётся твой пропавший малолетний брат, в убийстве которого тебя обвиняют. ооочень логично и разумно.
КонстатинКонстантинович натурально рыдал всю дорогу по ходу моей филиппики. просто, непосредственно, не скрываясь. божемой. хрупкая какая психика у мужчин-музыкантов-историков-и-теоретиков. или это Вагнер на них так влияет. слезами обливаются, уткнувшишь в пианины, аки девицы, Гурилёва-Алябьева-Варламова слушающие.
излив душевные страдания по поводу Эльзы и её пропавшего малолетнего братца, КонстатинКонстантинович обернулся ко мне, сообщил, что такой свежей интерпретации и непредвзятого глубокого анализа круга художественных образов и средств выразительности вагнеровских опер ему слышать до сей поры не доводилось. это прекрасно, но на экзамене лучше такого не говорить.
- конечно-конечно [кивнула я], на экзамене надо говорить про новаторский подход к тому, сему и этому, о лейтмотивной системе, об обращении к исконно германским народно-фольклорным сюжетам, о развитии и расширении классико-романтической мажоро-минорной системы, эллипсисах и энгармонизмах, о Тристан-аккорде, о необыкновенной инструментовке и скрипках divisi в лейттеме Лоэнгрина, об Увертюре к Тангейзеру и арии Кундри. и о том, что libretti он писал сам.
КонстатинКонстантинович, после небольшого экскурса в чешскую музыку и краткого плодотворного диспута о различном, в целом и среднем, музыкальном мат. обеспечении в культуре разных этносов и различной склонности различных этносов к различным видам наук и искусств, сказал, что вряд ли может чем-либо мне помочь. пожелал успеха и удачи. протянул руку. по сю пору, когда и если вспоминается, радуюсь своей выдержке, реакции и сообразительности одновременно в контрапункте. не отшатнулась и не замахнулась. догадалась, чего это он. а нечего тут, руками размахивать, профессор, понимаешь. вагнерианец !! я-то - не профессор, я ж могу двинуть нечаянно с испугу от всех этих зигмундов, зигфридов, "Кальсонов Белугой" и прочих локканутых зиглиндо-валькирий.
30/03/2017
// поступала и поступила в Консу. по независящим от Вагнера причинам )
#Журден #от_примы_до_октавы
Свидетельство о публикации №117033100549