Сократическое отсутствие
Неужели Сократ не является главным героем всех своих собственных диалогов?
Мы привыкли приписывать Сократу позицию мудрого незнания, но быть может это ещё не всё и быть может даже не самое главное, что мы можем сказать о Сократе?! А вдруг гораздо более существенным является его необычное отсутствие в каждом диалоге - да, да, именно отсутствие чего-то такого, на что можно было бы указать пальцем, описать и сказать, к примеру, вот это Лахет))) Каждый собеседник Сократа в любом диалоге оказывается самим собой - выступает на сцену словно актёр, разыгрывающий следующую часть действия. Спустя недолгое время он становится зримым и ощутимым во всей своей ограниченности и простоте, и только с самим Сократом ничего подобного не происходит. Актёры сменяются, пьеса разыгрывается, но главный режиссёр стабильно пребывает в тени. Мы видим перед собой театральную машину, сценические подмостки, механизмы мощной постановки, куда приглашаются все желающие и как только желающий попадает в них, он преображается - начинается пьеса, названная его именем и посвящённая исключительно ему. И при том происходит ещё такое чудо, что доброволец сам рассказывает о себе, ему лишь помогают незначительными телодвижениями. Но кто же является действительным режиссёром такой чудо-машины - Сократ или же ещё нечто большее, стоящее за его спиной?!
Если бы дело заключалось только в одной логике! Тогда все диалоги Сократа можно было бы скучно именовать просто по темам. Но все эти диалоги почему-то имеют конкретные имена. Каждый диалог узнаваем прежде всего в лицах. И среди этих лиц почему-то отсутствует лицо Сократа, всякий раз оно прячется в отдалённых усмешках и иронии, отвечает в любой момент вопросами на вопрос, предлагает разумные варианты ответов и рассуждений только для того, чтобы всё дальнейшее рассуждение зашло в тупик. Какая же здесь логика и похожа ли она на то, что называем логикой мы? Не пора ли перестать видеть в этом одну лишь логику?!
Так и подмывает крикнуть - братцы, Сократ отсутствует в своих диалогах вовсе неспроста! Мы всё привыкли мерить по нашей мерке, под одним углом зрения - в русле знания и незнания, и в такой проекции Сократ, конечно же, незнающий, это его высшее определение, но если мы выйдем из этих узких рамок нашей проективности, то обнаружим, что речь нужно вести, скорее, о присутствии и отсутствии в диалогах людей. Где бы мы ни искали и куда бы мы ни заглядывали, у Сократа в диалогах нет самости. Это пугает. Среди всех присутствующих, Сократ есть отсутствующее. И в такой своей характеристике он оставлен на память истории и нам на радость чтения.
Но мы до сих пор не помыслили - ЧТО ЭТО ЕСТЬ? Почему это так?
Свидетельство о публикации №117033100495