Я прожигаю жизнь свою и трачу!

Галина Храбрая

 «Я ПРОЖИГАЮ ЖИЗНЬ СВОЮ И ТРАЧУ!»

 Я прожигаю жизнь свою и трачу,
 Я увядаю, не сумев цвести,
 Я в долг живу потребностью, а значит –
 Ответ пред ГОСПОДОМ суровый мне нести!

 Я сею беды и ращу растрату,
 Огонь ТВОРЦА сожжёт меня не зря!   
 Закат придёт, неся с собой расплату,
 Я проспала твой час, моя Заря!

 Чем больше я борюсь, тем меньше сил,
 Бессилье клонит к Вечному Покою,
 Под вой сирен и свет ночных светил,
 Себя казню своею же рукою!

 Я знаю, эта тяжесть так фальшива!
 Надежду вдруг теряю и мечту,
 Любовь теряю и творить – ленива,       
 И жизнь живу чужую, иль не ту?

 Но веру в Правосудье – не теряю,
 И страха нет, и боли не боюсь,
 И правильно, что я не доверяю
 Сомненьям и над глупостью смеюсь!

 Я не поддамся на соблазны ада,         
 И палачам не дам себя жалеть!
 Смятению души отчасти рада,
 Но не желаю я душой болеть!

 Хочу вне смерти возродить горенье,
 Вновь криком первым в творчестве кричать,
 Любовь сберечь! Родить стихотворенье!
 И, если надо, СНОВА всё НАЧАТЬ!!!

«Неделя Марии Египетской»

Святая Мария Египетская – полвека была на пути к Свету!

В пятое воскресенье Великого поста Православная Церковь вспоминает
преподобную Марию Египетскую: бывшая блудница стала одной из самых почитаемых
святых в Православии, огромно значение её опыта для современных христиан.

«Кто такая Мария Египетская?»

Согласно преданию, преподобная Мария родилась в Египте в середине V века н. э.
Совсем юной, а точнее 12-ти лет отроду, она покинула родительский дом
и отправилась в Александрию, где на протяжение 17-ти лет вела греховную жизнь,
с головой окунаясь в разврат.

Однажды Мария оказалась на корабле среди паломников, которые ехали в Иерусалим
на праздник Воздвижения Креста Господня. На берегу Мария решила пойти вместе
с остальными людьми в храм, но не смогла переступить порог – какая-то сила
не пускала её. Мария осознала, что она недостойная войти в чистый храм,
и начала молиться Пресвятой Богородице о прощении, ведь даже на корабле она
предавалась разгулу.

После молитвы девушка смогла зайти в храм, где она вновь обратилась с молитвой
к Богородице, поблагодарив Её. Тогда девушка услышала голос, говорящий ей,
что она найдёт покой, если перейдёт через реку Иордан.

Причастившись в монастыре святого Иоанна Предтечи, Мария перешла реку и ушла
в пустыню. Очень много искушений пришлось испытать ей, но она всё сумела
преодолеть с помощью Божией:

«Когда я принималась за пищу, то мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте;
мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина,
а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня
являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла.
Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною
при удалении в пустыню», – рассказывала Мария старцу Зосиме.

Только через 47 лет покаяния Мария поняла, что мирские страсти отпустили её.
В пустыне Марию встретил старец Зосима. Увидев нагую женщину (одежда её давно
истлела от ветхости), монах отдал ей половину своего плаща, чтобы она прикрыла
свою наготу. Женщина рассказала монаху о своей жизни и попросила его, чтобы
в Великий четверг он доставил ей Святые Дары из монастыря и причастил её.

Но при этом попросила его не переходить реку. В назначенное время старец увидел,
как Мария подошла к реке, перекрестила её и пошла по воде. Удивленный старец
хотел поклониться Марии, но она не позволила ему этого сделать.

После причащения Мария попросила старца вновь прийти к ней через год.
Когда монах пришёл к ней, то увидел, что Мария умерла. Тело старец захоронил
в песках, а затем вернулся в монастырь и рассказал другим монахам об этой
женщине. Это предание передавалось из уст в уста. В VII веке н. э
святой Софроний его записал.

«Как происходит богослужение на Мариино стояние?»

Только раз в году в храмах бывает продолжительная служба, которую обычно называют
«Мариино стояние», или «Стояние Марии Египетской». Она проводится на пятой
неделе Великого поста, в среду вечером.

Мариино стояние — так в народе называют службу, посвящённую подвигу преподобной
Марии Египетской, которая после греховной молодости провела 47 лет в пустыне
в полном покаянии.

Богослужение на «Мариино стояние» начинается вечером в среду пятой седмицы
Великого поста: по православной традиции утреня четверга приходится на вечер
предыдущего дня. Служба очень длинная – около 5–7 часов. Во время неё полностью
читается Великий покаянный канон св. Андрея Критского, который читался по частям
в первые четыре дня 1-й седмицы Великого поста, а также житие преподобной
Марии Египетской.

Великий Покаянный Канон состоит из 250 тропарей. Однако великим он называется
не из-за большого числа стихов, а по внутреннему достоинству, по высоте мыслей
и силе их выражения. Канон напоминает, что пост – это время покаяния и очищения.
Он направлен на то, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов
и к исправлению жизни.

В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров,
за которой можно причащаться.

«Чему учит нас Мариино стояние?»

Предание о Марии Египетской учит нас тому, что покаяние требует от нас таких
трудов, каких не требуют наши добрые дела. Покаяние приводит нас к воскресению.

Пятая седмица Великого поста. Ещё немного и будет Воскресение Христово, Пасха.

Но Пасха – это не земной праздник, Пасха – праздник небесный!
И по небесному, через покаяние, мы к нему должны готовиться!

* Х *

Проповедь в день памяти Марии Египетской
протоиерея Дмитрия Смирнова:

Сегодняшний воскресный день, который мы начинаем праздновать с вечера,
посвящён преподобной Марии Египетской.

В Православной Церкви Марии Египетской честь особенная, её память бывает
несколько раз в году. На этой неделе мы совершали службу Стояние Марии
Египетской и читали её житие, а ещё она прославляется в день своей блаженной
кончины.

Раз Церковь так торжествует её память, значит, её жизнь для нас назидательна.
Чему же она нас учит?

Конечно, мы не можем подражать её подвигу, ни один человек, живущий на земле,
повторить его теперь не в состоянии.

Нам, людям XX века, он кажется фантастическим, потому что мы живём в совершенно
другую эпоху. Никто из нас не способен с полутора краюхами орловского хлеба
пойти в пустыню и там прожить 47 лет.

А возможно ли нам обойтись без одежды или оставить московскую прописку?
Нет, для нас это непосильно.

Ну, а что же мы можем? Что мы можем из её жития взять для того,
чтобы нам приближаться к тому высокому идеалу, к которому нас зовет Христос?
 
Что двигало жизнью преподобной Марии? Какая главная добродетель была в ней?
Мы знаем, что она начала свою жизнь проживать грешно. Ну, и все мы тоже начали
жизнь грешно, за исключением тех, которые с детства в Церкви, среди нас таких
единицы.

Но дальше она нашла в себе мужество свою жизнь переменить. И она её исправила
так радикально, как мы не можем. Она переменила жизнь принципиально в каждом
пункте, изменила её во всём. Она погубила душу свою ради Евангелия,
как Господь к этому призывает.

Раньше вообще люди были более простодушны.
Они истину евангельскую воспринимали прямо.

Вот, например, мы праздновали память мучеников Севастийских. Стражник смотрит
на воинов, которые обнажёнными стоят на льду зимой и замерзают, и видит:
спускаются венцы.

И он, так это просто воспринял, что если он сейчас разденется и бросится к ним,
то тоже венец от Бога получит, и не подумал, что ему будет холодно или больно.

Такая у него была жажда спасения, красоты духовной, такая жажда приблизиться
к Богу, что он ни о чём не задумался, разделся и встал вместе с ними –
и за одну ночь стал святым, хотя не был даже крещён.

За одно такое устремление он сподобился дара Духа Святаго, и причислен
к лику святых сорока Севастийских мучеников, память которых Церковь
торжествует на протяжении стольких столетий.

Так же и Мария – она входила в храм, чтобы поклониться Кресту Господню,
Животворящему Древу, и никак не могла войти: Господь её отвергал,
вот, как интересна психология жительницы VI века.

Когда у нас в жизни, что-то не получается, мы обычно начинаем винить всех
вокруг: людей, обстоятельства, власти, ещё что-то. Мы хотим в борьбу вступить,
перебороть, чего-то достичь.

Она же восприняла это совершенно правильно: ибо поняла, что её не пускает в храм
собственный грех. А желание прикоснуться к Древу было огромное, и Мария решила
помолиться Богородице и дать обет, что, если Она её допустит в храм,
тогда она, грешница, свою жизнь переменит.

И была допущена тут же, и прикоснулась к Древу Животворящего Креста,
и причастилась на следующий день – то есть, Господь принял грешницу
и дал ей благодать за то, что она решилась повернуть свою жизнь
в сторону спасения.

Это её решение – есть покаяние. Мария пошла в пустыню и там, конечно,
очень тяжело страдала. Она терпела голод, жажду, а помимо этого мучилась
от помыслов, от своих желаний, от страстей, которые её страшно  терзали,
но всё-таки в мир не вернулась.

Она бросалась на землю, грызла песок, рвала на себе волосы, била себя в грудь,
она не спала, молилась, но не переступила Иордан и назад не пошла.

Вот, такое мужество показала, и такое великое терпение. Она терпела самоё себя,
свои страсти, не давала им воли до тех пор, пока они не умерли в ней.
Она стала могилой для них.

И когда страсти умерли, Мария стала восходить на духовную высоту
и достигла удивительной святости, абсолютной прозорливости,
полного знания Священного Писания, не умев читать и писать.

Из жития мы знаем, что она даже смогла по воде пройти, когда в том была нужда;
и Зосима удивился, как она за день проделала путь, на который ему потребовалось
20 дней.

Ей не нужны были ни автомобиль, ни самолёт, ни вертолёт, это всё не нужно
для человека духовного. А мы окружены всякими игрушками, как нам, кажется,
для жизни очень важными и необходимыми, потому что мы стали слабыми
и ничего не можем сделать с собой.

Какое-то элементарное действие, допустим, родить всех детей, которых зачнёшь,
для многих непосильный подвиг. На женщину, у которой более трёх детей,
смотрят как на какое-то чудо. А что здесь, собственно, особенного?

Ещё в прошлом веке рожали по 7-8 детей и великосветские барыни,
и простые крестьянки, и богатые, и бедные. И никому в голову не приходило,
что от детей, как-то можно избавляться. Хотя бывали случаи, что их подкидывали;
редко, крайне редко детей убивали или плод вытравляли. А так рожали сами и сами
же их воспитывали.

Но для современного человека просто родить своих собственных детей – это,
что-то такое невозможное. Или, допустим, жить в коммунальной квартире,
а тридцать лет назад люди вполне так жили, это было общее явление.
И так во всём, куда не взглянешь.

Человек утратил всякое мужество, всякую волю к жизни оттого, что он утратил
духовный стержень. А стержень этот даёт нам только вера в Бога
и благодать Духа Святаго.

Что же нам делать, если мы хотим быть учениками Христовыми? Господь,
зная наши немощи, зная нашу слабость, конечно, не требует от нас
подвигов Марии Египетской.

Он хочет от нас просто элементарной порядочности, чтобы мы были нормальными
людьми. Требования к нам сейчас – это просто требования к обычному человеку:
чтобы мы ради какой-то сиюминутной выгоды, не делали зла, не шли на сговор
со своей совестью, не убаюкивали её; чтобы не мстили, научились поступать
благородно; чтобы сильные не обижали слабого.

То, что для человека, жившего сто лет назад, было элементарно и в порядке вещей,
для современного человека является выдающимся подвигом.

Ну, как так, он меня ущемил, он меня обругал, а я должен стерпеть,
промолчать или даже простить? Это невозможно.

Но если я хочу наследовать Царство Небесное, то, несмотря на то, что он меня
обидел, что он ко мне плохо относится, я найду в себе мужество и его прощу.

Некоторые духовные люди говорят, что в наш век можно спастись совершением малых
добрых дел. Надо нам учиться совершать это малое добро, то есть, постоянно
в мелочах быть верными Богу.

Как в сегодняшнем Евангелии Господь Фоме сказал: возьми свою руку и вложи Мне
в рёбра, и с этого момента не будь неверен, но верен. То есть, не будь
неверующим, но верующим.

В Бога веруют все, за редким-редким исключением. Веруют и дьявол, и бесы,
веруют в Бога и люди разных религий, противоположных христианству: 
буддисты, сатанисты, конфуцианцы.

Конфуцианство вообще даже не вера, но всё равно, какое-то понятие о Боге,
о высшей силе, о Творце вселенной и там есть. Поэтому сама вера в Бога
не дает ничего. Вера должна быть Богу Истинному.

А вот здесь начинается разногласица. Например, Христос говорит, что перед Богом
нет ни мужского пола, ни женского, все одинаково равны, нет никакого
предпочтения. А мусульмане к женщине, вообще, не относятся, как к полноценному
человеку, считают, что только мужской пол наследует жизнь и бессмертие,
а женщина – это как рабочий скот, который должен давать потомство.

И очень важно, какому Богу человек верит. Какое учение для своего сердца
он принимает как истину, являющуюся его движущей силой.

Если мы христиане, то мы должны движущей силой нашей жизни сделать Христовы
заповеди. И жизнь свою строить, не по тому, как люди живут, не по тому,
как принято в обществе, или что мы в книжке прочли у какого-то, может быть,
очень хорошего писателя. И не по тому жизнь свою надо устраивать, что требует
от нас начальник на работе, или жена, или дети наши, или внуки.

Нужно не подчиняться духу времени, а сохранить верность Богу, Его заповедям,
сохранить верность духовным постулатам христианства.

Тогда мы сможем свою веру удержать и наполнить её смыслом. Потому что, иной
человек, считающий себя христианином, и ходящий в церковь, и даже причащающийся,
и исповедующийся регулярно, иногда делает такие вещи, за которые, вообще,
полагается от Церкви отлучать сразу.

Вот, например, совсем недавно, когда папа Римский в Америку приехал,
от него католички, верующие христианки, стали требовать, чтобы он разрешил
аборты, издал такую энциклику. Ну, может ли христианский епископ разрешать
убийство?

Невозможно позволить многожёнство, детоубийство, пьянство, наркоманию,
потому что если их допустить, тогда это будет не христианство.

Поэтому нам нужно стараться Евангелие познать. Сам текст евангельский мы должны
знать наизусть, чтобы он уложился не только в нашем уме, но и в нашем сердце.

Мария Египетская была неграмотная, однако Господь её так просветил, что она всё
Писание знала наизусть и цитировала. Но, каким подвигом она этого достигла!

Мы на это не способны, поэтому Господь по милости Своей так устроил,
что каждый из нас может, иметь печатный текст Евангелия. В VI веке
ни один христианин, кроме императора и нескольких, буквально по пальцам
можно пересчитать, сановников, не имел Евангелия.

Не в каждом храме оно было. Евангелие считалось величайшим сокровищем,
драгоценностью, и люди, чтобы слышать его, собирались в церкви,
они его изучали, просили Бога, чтобы Он помог им его усвоить.

А каждый из нас может дома, сидя на стульчике, вполне Евангелие почитать,
и, тем не менее, хотя мы имеем, такое блаженное сокровище, мы им не пользуемся.

Читаем, как мы привыкли правило читать – лишь бы отделаться, совершенно не думая
над тем, насколько оно соответствует нашей жизни. А если увидим явное
несоответствие Евангелия и наших поступков, то начинаем себя уговаривать:
ну, мол, это ничего, кто теперь, так может – абсолютно, не понимая того,
что Евангелие сказано на все века.

Если у нас есть стремление к Царствию Небесному, если мы хотим в нашей жизни
увидеть Бога, хотим узнать, какой Бог, если мы хотим Его ощутить, вложить руку
в Его ребра, почувствовать Его, как Фома захотел, тогда нашу жизнь надо
устраивать совершенно по-другому.

Тогда надо во главу угла ставить не то, как нам лучше жить и легче, а из всего
обилия возможностей, которые у нас есть, мы должны выбирать только то,
что не противоречит Евангелию.

Вот, чем отличается жизнь христианская от нехристианской. Допустим, я женился,
а мне жена надоела. Я встретил лучше: она и красивее, она и моложе,
и хозяйственней, у неё есть и автомобиль, и отдельная квартира – ну, всё!
А эта у меня и неряха, и горбатая, и бесплодная, и в коммунальной квартире
комната…

Что делать? Нормальный, средний человек эту бросит, конечно, и уйдёт к той.
Но, если я христианин, я поступить так не могу, потому что этот поступок
вступает в противоречие с Евангелием, потому что развод перед Богом немыслим.

Если я хочу достичь Царствия Небесного, то должен с той женой, которую выбрал,
жить до конца. И так во всём – на работе и дома, в автобусе и в трамвае, 
с собственной душой и с сердцем.

Жизнь человеческая складывается из поступков. И каждый наш поступок не может быть
нейтральным, это либо шаг к Богу, либо шаг от Бога. Поэтому вся наша жизнь, если
мы хотим быть христианами и хотим достичь Царствия Небесного, должна состоять
из поступков, которые нас приближают к Богу.

Мария Египетская в этом нам пример. Она была последовательна до конца
и всё греховное в себе с помощью благодати Божией исправила.

Вот, так и мы, если будем мужественно и последовательно всегда выбирать
заповедь Божию, всегда выбирать Евангелие, правду Божию, тогда постепенно
наша жизнь станет выправляться.

Мало ли что у меня в душе, мало ли какое у меня настроение, какие у меня
симпатии или антипатии к человеку? Сказано: люби ближнего, как самого себя.

И все, никаких не может быть отступлений. Нравится мне человек, не нравится,
приятен он мне или надоел до последней степени, но, я не могу его отвергнуть,
если я христианин.

Потому что если я его отвергну, это будет противно любви. Поэтому если он мне
не нравится, я должен молиться, чтобы его Бог вразумил, чтобы он исправился.
Но отвергнуть, пренебречь, переступить через него я не имею права, потому что
хотя это, может быть, и не противно моей совести (совесть свою я грехами давно
сжёг), но это противно Евангелию.

И вот, если Евангелие станет принципом нашей жизни, тогда жизнь наша будет
постепенно исправляться. А те маленькие подвиги ради Христа, ради Евангелия,
которые мы начнём совершать, и будут несением своего креста, отвержением себя.

Именно, это и значит, потерять душу свою ради Евангелия. Ведь, если человек
мне неприятен, а я должен раскрыть ему своё сердце, тем самым, я совершаю
подвиг: я совершаю усилие над собой, я умираю в этот момент, потому что моё я,
которое противится этому человеку, должно умереть.

И, если я, так делаю не просто ради этого человека, а именно, ради Христа, я
стану на шаг ближе к Царствию Небесному, потому что так же и Христос поступал.

Вот пришли десять прокаженных и попросили, чтобы Он их исцелил. И Он исцелил.
Сколько вернулось после этого Его поблагодарить? Из десяти только один.
А Господь же их всех насквозь видел. Он мог бы этого одного выбрать, его только
исцелить, потому что он был единственный нормальный человек. Ему сделали добро –
и он поблагодарил; это нормально, это естественно.

А остальным мог бы сказать: а вы, ребята, погуляйте, пока научитесь правильно
себя вести. Но Господь этого не сделал. Раз они к Нему обратились, Он им дал
исцеление. Хотя они Ему потом навредили, Он знал, что так будет.

И христианин всегда, именно, так и поступает, хотя знает: от того,
что он делает, ему часто бывает вред.

Чем больше людям делаешь добро, тем больше они садятся тебе на шею.
Но это же не значит, что нужно перестать делать добро.

Если мы делаем добро по принципу: ты – мне, я – тебе, это не по-христиански.
Христианский принцип – это когда ты делаешь добро, а тебе за него дают по шее.

Тогда, значит, человек делает добро ради самого добра и не боится,
что получит по шее. А если даже и боится, то этот страх преодолевает.
Вот, в этом преодолении, в этом мужестве и есть христианство.
В этом нам пример Мария Египетская.

Если мы хотим достичь Царствия Небесного, мы должны все время напрягать
своё сердце и всё время думать, угоден мой поступок Богу или нет.

И если наше сердце отвечает, что он Богу не угоден, то мы его делать
не должны ни в каком случае. А если видим, что поступок угоден Богу,
то мы должны помолиться о том, чтобы Господь помог нам его совершить.

Потому что очень часто мы не можем сделать некое добро в силу слабости
характера, трусости, малодушия, лени, нежелания и так далее,
много всяких причин.

Но неделание добра – есть такое же зло. Или многие говорят: 
я ничего никому плохого не сделал. Ну, и что?

Сарай, который во дворе стоит, тоже ничего никому плохого не сделал,
но его, когда будут дом строить, всё равно сломают, он никому не нужен,
и этот сарай Царствие Небесное не наследует.

Если мы хотим быть наследниками Небесного Царства, мы должны всё время,
всю свою жизнь, вот, эти поступки, которые являются шагом по направлению к Богу,
совершать. А когда будем ослабевать, будем просить Марию Египетскую: преподобная
мати Мария, моли Бога о нас. И её молитва нам поможет в этом делании. Аминь.

Протоиерей Дмитрий Смирнов.
Проповедь в день памяти Марии Египетской.
(26 марта 1988 года)

* Х *
http://www.stihi.ru/2017/03/30/11777
«Сколько мчусь я над своею жизнью!»


Рецензии
Галь, так получилось что в этом году я стояние Марии Египедской совершил дома в первую неделю поста в пятницу.
У меня каноны Андрея Крицкого и эта служба находится в одной папке на компе.
Удивительный подвиг Марии, прошедшей от самого дна до вершин спасенья.
Не случайно Стояния в Храме такие долгие,
но что такое несколько часов в сравнении со многими годами пустынножительства Марии.
Спасибо за проповедь Дмитрия Смирнова, за твою поэзию.

преподобная мати Мария, моли Бога о нас

*VG*

Василий Гришкин   31.03.2017 11:05     Заявить о нарушении
а у тебя есть возможность послушать его проповеди
и ответы на вопросы телезрителей?
тебе надобно непремено услышать его простонародный язык!

он отменный православный сатирик, довёл своё мастерство проповедника до уровня
зачастую истинно-русского петрушки и скомороха, иначе народ наш простодушный,
ничего, так и не осмыслит в делах церковного спасения, а глядя на себя через
призму его передёргиваний в сторону нашего несоответствия, люди поймут,
хоть что-то и о себе, и о Христе БОГЕ и Спасе нашем!

каждое воскресение в 20 часов по Православному ТВ каналу "Союз" на Триколоре
идёт прямой эфир с ним в течение целого часа, повтор в 4 утра в понедельник,
это, верно, и в Яндексе имеется...

Православные Праздники   01.04.2017 15:19   Заявить о нарушении
Нашёл на ЮТюбе его проповеди, довольно содержательные.
А Триколора у меня нет.
Подписался на Дмитрия Смирнова.
Спасибо.

Василий Гришкин   01.04.2017 22:04   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.