Я русский бы выучил Третий тур
Начинаем Третий тур конкурса « Я русский бы выучил…»
С вами ведущая Татьяна Шорохова.
Как трудно мне выставлять сегодняшнюю тему, которая, по сравнению с предыдущими, кажется неимоверно сложной. Но попробую.
"Если бы я был царь, я бы издал закон, что писатель, который употребит слово, значения которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог."
(Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. М., 1963. Т. 62. С. 438..)
– эти слова великого писателя я позволю себе сделать эпиграфом нашей сегодняшней беседы о русском языке, потому что имя ей –
Лексика… Наука о слове…
А если быть более точной, то речь пойдет о СМЫСЛОВОМ СОГЛАСОВАНИИ СЛОВ.
По своему опыту знаю, как трудно нам, поэтам, найти нужное слово, чтобы выразить свои мысли, чувства, а тут еще и рифмы и ритмы, как подводные камни…
В рассказе «Трудный случай» А. Зорич повествует о некоем писателе, пришедшем к столичному психиатру с жалобой: не расставляются слова. Доктор предлагает принести напечатанные уже произведения писателя, и при следующей встрече, когда профессор уже прочитал творения пациента, диалог между ними происходит такой: Я прочел вашу книгу, — сказал профессор, — и отметил некоторые места. Например, вы пишете: «Смычка — так звали дочь старого политкаторжанина Ерёмина — блистала зубами, ослепительными, как янтарь». Ведь янтарь желтый. Значит, она блистала желтыми зубами? Это поэтическая вольность. Ну не знаю. Или вот: «Дом и мебель были в стиле боярина семнадцатого века с витыми ножками». У кого же витые ножки? У боярина, у дома или у мебели? Ну, профессор, это детали. Да, а вот ещё: «Он постепенно вскрыл пинцетом выпершую кость». Во-первых, костей не вскрывают, а во-вторых, пинцетом вообще ничего вскрыть нельзя. Вы спутали пинцет с ланцетом. Потом вы пишете: «У мечети заржала кобылица, голубая лазурь которой сияла на солнце». Как же это так — голубая кобылица? Мечеть, а не кобылица.
(Зорич А. Трудный случай // Советский юмористический рассказ 20—30-х годов. —
М., 1987. —С. 178.)
Смысловое согласование – это взаимное приспособление слов по линии их вещественных значений. Например, нельзя сказать: «Я поднимаю этот тост», поскольку «поднимать» значит «перемещать», что не согласовывается с пожеланием. «Через приоткрытую настежь дверь», – дверь не может быть и приоткрыта (открыта немного), и настежь (широко распахнута) одновременно.
Сюда же относятся плеоназмы и тавтологии.
Плеоназм – словосочетание, в котором значение одного компонента целиком входит в значение другого.
Примеры: «май месяц», «маршрут движения», «адрес местожительства», «огромный мегаполис», «успеть вовремя», «вдумчиво и внимательно», « пустословят и болтают», « стояла тихо и молча». «платьями и нарядами», «лестные комплименты, «денежный штраф»
Тавтология – словосочетание, члены которого имеют один корень: «Задали задание», «Организатором выступила одна общественная организация», «Желаю долгого творческого долголетия»..
Какое задание я сегодня вам предлагаю?
Перед вами 30 отрывков из разных стихотворных произведений, но в них нарушена лексическая сочетаемость, т.е. смысловое согласование слов. Для вас это своеобразные темы, по которым я попрошу написать стихотворение: 1 автор – одна или две темы, не более. При этом в своем стихотворении это нарушение лексической сочетаемости следует исправить.
Как пример, приведу следующее «высказывание»:
«На груди в свете молний сияли
Два червя да серебряный крест»…
Смотрим, что нам здесь не нравится. Для этого переводим в «простую» речь: Сверкают молнии, и на чьей-то груди от этого сияют два червя и серебряный крест. Что напрягает? Соединение в одной строке креста и червей, которые соединены одним глаголом – сияют… Вопрос? Могут ли крест и червяк сиять. Крест – возможно, но молния –это вспышка, а сияние- это постоянное явление… Значит, крест должен сверкать под воздействием молнии… Червяк, тем более, сиять не может. Он может лишь освещаться при вспышке, высвечиваться.
Теперь пробуем исправить:
«На груди в свете молний сверкает
Символ веры - серебряный крест…
Два червя…..( додумываем действие. Кстати, про червей можно написать и не в этом катрене, иначе они также разрушат созданную картину)
Стихи, написанные ранее, в этом туре не принимаются. Пародии тоже.
Рецензия оформляется так:
1. Выбранная тема
2. Само стихотворение ( не менее 3 стоп и не более 6 стоп в размере от 8-ми до 24-х строк – каждый (плюс две строки в исключительных случаях) – принцип Золотого Сечения.
3. Автор
Конкурс рассчитан на серьёзную аудиторию- это значит, что мы стараемся ответственно относиться к своим стихам.
Пишем не «на коленке», а вносим вклад в мировую поэзию, хоть и осознаём своё несовершенство.
Мы УЧИМСЯ друг у друга.
Темы:
1. добром наполнять зрачок
2. слезами янтаря в пустых глазницах времени желтели
3. обморок полыньи
4. на чёрные веки последних стихов из печки садится зола
5. нервы оглохшие слухом полны
6. В мозг вошедшая пикой старость,
ты проткни быстрее мне небо-нёбо
7. В рёбрах коня медитирует ветер
8. Вместе со звёздами отдышусь до весны
9. Большими добрыми глазами
Смотрел на ворона мертвец
10. археологи сердца
11. Чадя глазницами, где вздох всего лишь прах.
12. Моменты жёлтых глаз манили тихим стоном.
13. сито бешеных волос
14. Открытый рот блистая ртутной чешуёю ...
не поспевал за джигой бритвы языка.
15. Сплетались пальцы лабиринтами решений
16. Фантомной болью ныл убитый нерв
17. Согнув в локтях усталые колени,
Бледнели очертанья наших ног.
18. впиваясь губами и пальцами ног
в родные уступы друг друга
19 в набухшие гены сочился апрель
20. Введите внутривенно мне дельфинов
и жаропонижающий прибой,
чтоб кровь была не алою, а синей
и, даже, благородно-голубой.
21. И подсознанию не намекнуть мозгам -
Насколько оно чёрство …. Благородно ….
Как чувств разнообразных триста грамм
В ладошке умещается свободно.
22. Порет ласточка степь сутулую
23. вот речка кубом высится, твой дом
чуть выше голени подсолнуха
24. Гринев – настоящий мужик…
25. Юность – хорошая пора. Молодая, гулящая.
26. И ее изумрудные брови колосятся под знаком Луны
27. Что ж ты милая смотришь искоса,
низко голову наклоня…
28.Осень тянется в запертой клетке долго-долго, до самой весны…"
29. И кто-то съел пуповину и сорвал провода,
Благословил наш первый полёт…
30. Когда ходила весна налево,
Дарили ветры глаза-цветы….
(Примеры для тем взяты из интернета)
Теперь о системе оценивания: Отметок будет ДВЕ!
Первая включает в себя технику, художественность и общее впечатление. Здесь мы ставим каждому стиху оценку от 1 до 5 баллов.
Для облегчения задачи, даю в помощь ориентировочную шкалу:
1-2 балла - весьма простое содержание без особых изысков, технические ошибки (сбой ритма, бедные рифмы, инверсии).
3-4 балла - наличие метафор, тропов, необычных образов, технические фрагментарные недостатки.
5-6 баллов - стихотворение поражает своей нестандартностью и красотой изложения. Стиль речи подчёркивает и раскрывает содержание, усиливая впечатление. Технически безупречен.
Вторая отметка касается спецзадания.
1. Автор попытался справиться с заданием – 1 балл
2. Автор справился с заданием лишь на половину – 3 балла.
3. Автор успешно справился с заданием – 5 баллов.
Примечание:
1.Если автор допустил свои речевые ошибки, на них указывается, но в спецотметку они не входят. Для этого есть первая отметка.
2. Ведущий конкурса имеет право добавить или отнять балл у участника конкурса, но с обоснованием причины.
Вот такую систему оценок я предлагаю в этом туре и каждый из вас волен написать в своей рецензии «согласен/ не согласен», предложить на голосование свою систему.
Все это следует сделать за 10 дней, которые я даю на написание стихотворений, т.е. до 9 апреля включительно.
Если автор написал ( не согласен), но не предложил ничего нового, он автоматически будет голосовать по предложенной схеме.
Всем успехов!!!
Свидетельство о публикации №117033005944